Главные изменения в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Главные изменения в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Предрейсовые медицинские осмотры водителей
(КонсультантПлюс, 2025)Решение Оренбургского областного суда от 19.08.2020 по делу N 21-325/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Решение Оренбургского областного суда от 19.08.2020 по делу N 21-325/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: НМА: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020: главные изменения в учете НМА с 2024 г.
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020: главные изменения в учете НМА с 2024 г.
Статья: К вопросу о конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации
(Саркарова Д.С., Меджидов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 10)Законом о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ были внесены изменения, главным из которых явилось выстраивание в Российской Федерации единой системы публичной власти, в которую вошли органы местного самоуправления <3>.
(Саркарова Д.С., Меджидов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 10)Законом о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ были внесены изменения, главным из которых явилось выстраивание в Российской Федерации единой системы публичной власти, в которую вошли органы местного самоуправления <3>.
Нормативные акты
"МР 3.5.3.0374-25. 3.5.3. Дератизация. Организация и проведение дератизационных мероприятий. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.04.2025)<20> Пункты 5.1.2, 5.1.3 Р 4.2.3676-20 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности", утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.12.2020, с изменениями, внесенными Р 4.2.4020-24 "Изменения N 1 в Р 4.2.3676-20 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности", утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31.05.2024 (далее - Р 4.2.3676-20).
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.04.2025)<20> Пункты 5.1.2, 5.1.3 Р 4.2.3676-20 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности", утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.12.2020, с изменениями, внесенными Р 4.2.4020-24 "Изменения N 1 в Р 4.2.3676-20 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности", утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31.05.2024 (далее - Р 4.2.3676-20).
"МР 3.1/2.1.0194-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в музеях, музеях-заповедниках, дворцово-парковых музеях. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2020)
(ред. от 20.08.2020)11. Утратил силу. - Изменения N 1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.08.2020.
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2020)
(ред. от 20.08.2020)11. Утратил силу. - Изменения N 1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.08.2020.
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Статья посвящена анализу судебной реформы 2020 г., связанной с конституционной (уставной) юстицией в субъектах РФ. Данная реформа преследовала единственную цель - замену конституционных (уставных) судов на конституционные (уставные) советы, действующие при законодательных органах субъектов РФ. К рассмотрению судебной реформы 2020 г. авторы подошли с критической позиции. В работе дается общий анализ правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ и выявляются пробелы в федеральном законодательстве. Одним из главных недостатков Федерального конституционного закона от 08.12.2020 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" является то, что федеральный законодатель ввел диспозитивную норму об учреждении новых органов конституционного контроля, усугубив ее неясным правовым статусом, тем самым не заинтересовав субъекты РФ в их учреждении. Основное внимание авторы сосредоточили на развитии конституционной юстиции в Республике Татарстан, проследив путь ее становления от Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, учрежденного в 1990 г., до Конституционного совета Татарстана, созданного в 2023 г. Несмотря на то что федеральный законодатель привязал конституционные (уставные) советы к законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ, Конституционный совет Республики Татарстан предстает как обособленный государственный орган. На основании исследования выявлены проблемы правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ: в первую очередь их положение в системе органов государственной власти и юридическая сила решений. Совокупность проблем существенно снижает эффективность деятельности новых органов конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ по охране конституционной законности.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Статья посвящена анализу судебной реформы 2020 г., связанной с конституционной (уставной) юстицией в субъектах РФ. Данная реформа преследовала единственную цель - замену конституционных (уставных) судов на конституционные (уставные) советы, действующие при законодательных органах субъектов РФ. К рассмотрению судебной реформы 2020 г. авторы подошли с критической позиции. В работе дается общий анализ правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ и выявляются пробелы в федеральном законодательстве. Одним из главных недостатков Федерального конституционного закона от 08.12.2020 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" является то, что федеральный законодатель ввел диспозитивную норму об учреждении новых органов конституционного контроля, усугубив ее неясным правовым статусом, тем самым не заинтересовав субъекты РФ в их учреждении. Основное внимание авторы сосредоточили на развитии конституционной юстиции в Республике Татарстан, проследив путь ее становления от Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, учрежденного в 1990 г., до Конституционного совета Татарстана, созданного в 2023 г. Несмотря на то что федеральный законодатель привязал конституционные (уставные) советы к законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ, Конституционный совет Республики Татарстан предстает как обособленный государственный орган. На основании исследования выявлены проблемы правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ: в первую очередь их положение в системе органов государственной власти и юридическая сила решений. Совокупность проблем существенно снижает эффективность деятельности новых органов конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ по охране конституционной законности.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Обратите внимание! Роспотребнадзор подготовил отдельные рекомендации для организаций, работающих в сферах торговли и строительства, а также тех, которые применяют вахтовый метод работы (Письма от 17.08.2020 N 02/16825-2020-32, от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24, от 18.04.2020 N 02/7329-2020-27 (приложение), Изменения N 1 к Рекомендациям по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли, Методические рекомендации, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020). Для организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капстроительства, благоустройство, разработаны также "Дополнительные рекомендации по профилактике COVID-19 в условиях повышенных эпидемиологических рисков". Рекомендации по профилактическим мероприятиям при оказании отдельных видов работ и услуг в условиях распространения геноварианта коронавируса "Омикрон" приведены в гл. II Приложения к Методическим рекомендациям МР 3.1.0276-22, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2022.
(КонсультантПлюс, 2023)Обратите внимание! Роспотребнадзор подготовил отдельные рекомендации для организаций, работающих в сферах торговли и строительства, а также тех, которые применяют вахтовый метод работы (Письма от 17.08.2020 N 02/16825-2020-32, от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24, от 18.04.2020 N 02/7329-2020-27 (приложение), Изменения N 1 к Рекомендациям по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли, Методические рекомендации, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020). Для организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капстроительства, благоустройство, разработаны также "Дополнительные рекомендации по профилактике COVID-19 в условиях повышенных эпидемиологических рисков". Рекомендации по профилактическим мероприятиям при оказании отдельных видов работ и услуг в условиях распространения геноварианта коронавируса "Омикрон" приведены в гл. II Приложения к Методическим рекомендациям МР 3.1.0276-22, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2022.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Данным Постановлением судья Верховного Суда РФ оставил в силе Решение судьи районного суда, Решение судьи Волгоградского областного суда и Постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 г. N 16-3144/2020, которыми оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель. Этим постановлением К. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Данным Постановлением судья Верховного Суда РФ оставил в силе Решение судьи районного суда, Решение судьи Волгоградского областного суда и Постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 г. N 16-3144/2020, которыми оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель. Этим постановлением К. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Статья: Защита права на образование и охрану здоровья обучающихся детей в контексте добровольности туберкулинодиагностики
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача от 14 сентября 2020 г. N 26 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 и санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" <12> с 1 января 2021 г. Правила N 60 признаны утратившими силу. Для предупреждения распространения инфекционных болезней среди населения было принято Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21) <13>. Однако, несмотря на имеющуюся проблему, требование абз. 2 п. 823 СанПиН 3.3686-21 практически полностью повторяет редакцию ранее действовавшего абз. 2 п. 5.7 Правил N 60 о допуске не обследованных на туберкулез детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. По новым Правилам данное заключение обязательно для доступа в организации отдыха детей и их оздоровления, плановой госпитализации в медицинские организации.
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача от 14 сентября 2020 г. N 26 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 и санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" <12> с 1 января 2021 г. Правила N 60 признаны утратившими силу. Для предупреждения распространения инфекционных болезней среди населения было принято Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21) <13>. Однако, несмотря на имеющуюся проблему, требование абз. 2 п. 823 СанПиН 3.3686-21 практически полностью повторяет редакцию ранее действовавшего абз. 2 п. 5.7 Правил N 60 о допуске не обследованных на туберкулез детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. По новым Правилам данное заключение обязательно для доступа в организации отдыха детей и их оздоровления, плановой госпитализации в медицинские организации.
Статья: Преступные посягательства на инвестиционных рынках: глобальный анализ основных трендов
(Комова Е.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)Несомненно, коронавирус и связанная с ним пандемия не только стали главной темой 2020 г., но и выступили катализатором существенных изменений в различных сегментах экономики.
(Комова Е.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)Несомненно, коронавирус и связанная с ним пандемия не только стали главной темой 2020 г., но и выступили катализатором существенных изменений в различных сегментах экономики.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До 21.10.2022 обязанность соблюдения режима изоляции по месту жительства (пребывания) была предусмотрена для граждан РФ, прибывающих на территорию РФ, до получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР. При этом при наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР не требовалось (п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019"). Данное требование отменено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.10.2022 N 22 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (п. 2 Приложения к данному Постановлению).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До 21.10.2022 обязанность соблюдения режима изоляции по месту жительства (пребывания) была предусмотрена для граждан РФ, прибывающих на территорию РФ, до получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР. При этом при наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР не требовалось (п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019"). Данное требование отменено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.10.2022 N 22 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (п. 2 Приложения к данному Постановлению).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Главный врач городской больницы 02.09.2020 обращался с письменной просьбой на имя министра здравоохранения Свердловской области внести изменения в программный реестр на 2020 г. с заменой должности врача общей практики (семейный врач), п. 169 реестра (в связи с увольнением сотрудника по собственному желанию), на врача-трансфузиолога или включением должности врача-трансфузиолога в программный реестр с целью получения единовременной компенсационной выплаты истцом. Такая практика имеет место, например Приказом Минздрава Свердловской области от 15.11.2019 N 2263-п "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 05.07.2019 N 1314-п "Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году (программный реестр должностей)" внесены изменения в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 г. (программный реестр должностей), утвержденный Приказом Минздрава Свердловской области от 05.07.2019 N 1314-п "Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году (программный реестр должностей)". Например, врач общей практики (семейный врач) изменен на врача-терапевта участкового, врач-терапевт участковый заменен на врача-педиатра участкового, т.е. в зависимости от потребностей медицинского учреждения в перечень должностей могут вноситься корректировки.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Главный врач городской больницы 02.09.2020 обращался с письменной просьбой на имя министра здравоохранения Свердловской области внести изменения в программный реестр на 2020 г. с заменой должности врача общей практики (семейный врач), п. 169 реестра (в связи с увольнением сотрудника по собственному желанию), на врача-трансфузиолога или включением должности врача-трансфузиолога в программный реестр с целью получения единовременной компенсационной выплаты истцом. Такая практика имеет место, например Приказом Минздрава Свердловской области от 15.11.2019 N 2263-п "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 05.07.2019 N 1314-п "Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году (программный реестр должностей)" внесены изменения в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 г. (программный реестр должностей), утвержденный Приказом Минздрава Свердловской области от 05.07.2019 N 1314-п "Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году (программный реестр должностей)". Например, врач общей практики (семейный врач) изменен на врача-терапевта участкового, врач-терапевт участковый заменен на врача-педиатра участкового, т.е. в зависимости от потребностей медицинского учреждения в перечень должностей могут вноситься корректировки.
Вопрос: В связи с переездом в 2025 г. территориально изменилось рабочее место главного специалиста, также произошла замена офисной техники. Принято решение о проведении внеплановой СОУТ. Необходимо ли присваивать новый индивидуальный номер рабочему месту?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В организации в 2016 г. была проведена СОУТ на рабочем месте ведущего специалиста (карта СОУТ N 20). В связи с изменениями штатного расписания должность ведущего специалиста в 2020 г. изменена на главного специалиста. В связи с переездом в 2025 г. территориально изменилось рабочее место главного специалиста, также произошла замена офисной техники. Принято решение о проведении внеплановой СОУТ. Должна ли организация рабочее место главного специалиста проводить под N 20 с учетом решения комиссии или необходимо присваивать новый индивидуальный номер рабочему месту?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В организации в 2016 г. была проведена СОУТ на рабочем месте ведущего специалиста (карта СОУТ N 20). В связи с изменениями штатного расписания должность ведущего специалиста в 2020 г. изменена на главного специалиста. В связи с переездом в 2025 г. территориально изменилось рабочее место главного специалиста, также произошла замена офисной техники. Принято решение о проведении внеплановой СОУТ. Должна ли организация рабочее место главного специалиста проводить под N 20 с учетом решения комиссии или необходимо присваивать новый индивидуальный номер рабочему месту?
Статья: Приоритет налоговых требований при банкротстве: особенности национальных правил и мировой опыт
(Непесов К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 21)Так, в Великобритании <2> после изменения законодательства с декабря 2020 г. используется механизм, обеспечивающий приоритет (вторая очередь) некоторых требований по обязательным платежам, главным образом в отношении обязанностей по удержанию и уплате налога на доходы в качестве налогового агента, страховых взносов, а также налогов, собранных с покупателей, но не уплаченных в бюджет (например, НДС, полученный с покупателей, но не уплаченный должником в бюджет). Аналогично в Новой Зеландии <3> требования по обязательным платежам в отношении налогов уплачиваются во вторую очередь.
(Непесов К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 21)Так, в Великобритании <2> после изменения законодательства с декабря 2020 г. используется механизм, обеспечивающий приоритет (вторая очередь) некоторых требований по обязательным платежам, главным образом в отношении обязанностей по удержанию и уплате налога на доходы в качестве налогового агента, страховых взносов, а также налогов, собранных с покупателей, но не уплаченных в бюджет (например, НДС, полученный с покупателей, но не уплаченный должником в бюджет). Аналогично в Новой Зеландии <3> требования по обязательным платежам в отношении налогов уплачиваются во вторую очередь.