Гк твердая цена
Подборка наиболее важных документов по запросу Гк твердая цена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение цены договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 702, 709 ГК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 702, 709 ГК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 407 "Основания прекращения обязательств" ГК РФ"Принимая во внимание, что оплата выполненных и принятых работ произведена в пределах твердой цены, предусмотренной контрактами, обязательства сторон по контрактам прекращены надлежащим исполнением в соответствии с пунктом 1 статьи 407, пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, и согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а также учитывая, что подрядчик, исходя из пункта 2.5.1. контрактов обязан возвратить заказчику излишне перечисленные денежные средства в 10-дневный срок от даты выставления требования заказчика, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что сумма денежных средств в размере 2677218 руб. 03 коп., полученная ответчиком от истца, в том числе: 910156 руб. 87 коп. в связи с исполнением контракта N 01620 от 13.03.2023, 1767061 руб. 16 коп. в связи с исполнением контракта N 20160 от 09.10.2023, явно выходит за рамки содержания контрактов, в связи с чем является неосновательным обогащением и подлежит возврату на основании положений статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как согласовать условия о цене и порядке оплаты работ в договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Твердая цена может быть выражена в определенной денежной сумме, уплачиваемой за выполненные работы. Рекомендуем использовать формулировку, приведенную в п. 4 ст. 709 ГК РФ, - "твердая цена работы".
(КонсультантПлюс, 2025)Твердая цена может быть выражена в определенной денежной сумме, уплачиваемой за выполненные работы. Рекомендуем использовать формулировку, приведенную в п. 4 ст. 709 ГК РФ, - "твердая цена работы".
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Пример того, правомерен ли отказ взыскать с заказчика оплату дополнительных работ сверх установленной договором подряда твердой цены
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 709 ГК РФ твердая цена может быть изменена только на основании дополнительного соглашения сторон. В ином случае подрядчик не вправе требовать оплаты в размере, превышающем предусмотренный договором.
Пример того, правомерен ли отказ взыскать с заказчика оплату дополнительных работ сверх установленной договором подряда твердой цены
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 709 ГК РФ твердая цена может быть изменена только на основании дополнительного соглашения сторон. В ином случае подрядчик не вправе требовать оплаты в размере, превышающем предусмотренный договором.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
(ред. от 24.06.2025)6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
"Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)В данном случае в гарантии определена твердая сумма, подлежащая выплате бенефициару (абз. 7 п. 4 ст. 368 ГК РФ), - цена иска не превысила эту твердую сумму. При этом обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от основного обязательства, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии гарант не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии (пп. 1 и 2 ст. 370 ГК РФ). Следовательно, в рассматриваемом случае изменение основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана независимая гарантия, не повлияло на объем обязательств гаранта перед бенефициаром.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)В данном случае в гарантии определена твердая сумма, подлежащая выплате бенефициару (абз. 7 п. 4 ст. 368 ГК РФ), - цена иска не превысила эту твердую сумму. При этом обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от основного обязательства, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии гарант не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии (пп. 1 и 2 ст. 370 ГК РФ). Следовательно, в рассматриваемом случае изменение основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана независимая гарантия, не повлияло на объем обязательств гаранта перед бенефициаром.
Готовое решение: Как изменить договор подряда
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие основания, по которым можно изменить твердую цену:
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие основания, по которым можно изменить твердую цену:
Готовое решение: Как оформить дополнительные работы по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)дополнительные работы, которые повышают твердую цену. Такой вывод можно сделать из п. 6 ст. 709 ГК РФ, который запрещает подрядчику требовать увеличения твердой цены, даже если ранее было невозможно предусмотреть полный объем работ. Однако, несмотря на твердую цену, закон не запрещает сторонам договориться о проведении дополнительных работ, размере и порядке их оплаты.
(КонсультантПлюс, 2025)дополнительные работы, которые повышают твердую цену. Такой вывод можно сделать из п. 6 ст. 709 ГК РФ, который запрещает подрядчику требовать увеличения твердой цены, даже если ранее было невозможно предусмотреть полный объем работ. Однако, несмотря на твердую цену, закон не запрещает сторонам договориться о проведении дополнительных работ, размере и порядке их оплаты.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)В отсутствие условия в договоре об управлении изменениями и (или) явного указания на приблизительный характер цены разработки будут применяться куда более жесткие положения п. 6 ст. 709 ГК РФ, согласно которым подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Данная норма является достаточно жесткой для договоров на разработку программного обеспечения, учитывая, что по умолчанию цена в договоре подряда является твердой (п. 4 ст. 709 ГК РФ), и непосредственную применимость данных положений к договорам возмездного оказания услуг и НИОКР (ст. 783 и 778 ГК РФ соответственно).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)В отсутствие условия в договоре об управлении изменениями и (или) явного указания на приблизительный характер цены разработки будут применяться куда более жесткие положения п. 6 ст. 709 ГК РФ, согласно которым подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Данная норма является достаточно жесткой для договоров на разработку программного обеспечения, учитывая, что по умолчанию цена в договоре подряда является твердой (п. 4 ст. 709 ГК РФ), и непосредственную применимость данных положений к договорам возмездного оказания услуг и НИОКР (ст. 783 и 778 ГК РФ соответственно).