Гк РФ управление в корпорации
Подборка наиболее важных документов по запросу Гк РФ управление в корпорации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 65.3 "Управление в корпорации" ГК РФСТАТЬЯ 65.3 "УПРАВЛЕНИЕ В КОРПОРАЦИИ" ГК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65.3 "Управление в корпорации" ГК РФСТАТЬЯ 65.3 "УПРАВЛЕНИЕ В КОРПОРАЦИИ" ГК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Управление в транснациональных корпорациях: виды и особенности
(Заикина И.В., Косолапов Н.И.)
("Современное право", 2025, N 9)Не вызывает сомнений факт того, что основное управляющее воздействие осуществляется на уровне головного подразделения ТНК. Применительно к российским транснациональным корпорациям основные правовые особенности управления ТНК определяются в соответствии с положениями статей 48 - 65.3 ГК РФ, регламентирующих важнейшие законодательные положения о юридических лицах. Наиболее информативной в данной части является ст. 65.3 ГК РФ "Управление в корпорации", сформулированная в достаточно диспозитивном правовом ключе, содержащая значительный перечень дозволений на усмотрение высшего органа корпорации и предусматривающая вариативность поведения участников.
(Заикина И.В., Косолапов Н.И.)
("Современное право", 2025, N 9)Не вызывает сомнений факт того, что основное управляющее воздействие осуществляется на уровне головного подразделения ТНК. Применительно к российским транснациональным корпорациям основные правовые особенности управления ТНК определяются в соответствии с положениями статей 48 - 65.3 ГК РФ, регламентирующих важнейшие законодательные положения о юридических лицах. Наиболее информативной в данной части является ст. 65.3 ГК РФ "Управление в корпорации", сформулированная в достаточно диспозитивном правовом ключе, содержащая значительный перечень дозволений на усмотрение высшего органа корпорации и предусматривающая вариативность поведения участников.
Статья: Вопросы квалификации незаконного участия в предпринимательской деятельности
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 9)Например, акционерное общество относится к хозяйственным обществам (п. 4 ст. 66 ГК), такие общества являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (п. 1 ст. 65.1 ГК), согласно ст. 65.3 ГК "Управление в корпорации" высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. Таким образом, участие должностного лица в управлении в данном случае предполагает, что сам чиновник либо его доверенное лицо являются акционерами. Используется ли акционером предусмотренное ст. 50 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" право на участие в общем собрании акционеров, значения для квалификации не имеет.
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 9)Например, акционерное общество относится к хозяйственным обществам (п. 4 ст. 66 ГК), такие общества являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (п. 1 ст. 65.1 ГК), согласно ст. 65.3 ГК "Управление в корпорации" высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. Таким образом, участие должностного лица в управлении в данном случае предполагает, что сам чиновник либо его доверенное лицо являются акционерами. Используется ли акционером предусмотренное ст. 50 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" право на участие в общем собрании акционеров, значения для квалификации не имеет.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 65.3. Управление в корпорации
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 65.3. Управление в корпорации
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3.1. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее - высший орган управления государственной корпорации).
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3.1. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее - высший орган управления государственной корпорации).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с п. 2 ст. 65.3 "Управление в корпорации" части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), если иное не предусмотрено данным Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с п. 2 ст. 65.3 "Управление в корпорации" части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), если иное не предусмотрено данным Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Какие лица принимают участие в управлении юридическим лицом? Очевидно, что в первую очередь необходимо обозначить лиц, которые входят в состав органов управления юридического лица. Как уже было отмечено, перечисленные в ст. 65.3 ГК РФ органы управления корпорации характерны и для унитарных организаций. В связи с тем что управление юридическим лицом осуществляется не органом как таковым, а "через" орган иными лицами, уместно привести более точную позицию О.В. Гутникова о том, что "любой орган юридического лица - это, по сути, всего лишь технико-юридическое обозначение определенных компетенций и набора полномочий, которые осуществляют назначенные в установленном порядке лица, составляющие этот орган и выполняющие его функции" <1>. Определяя орган фактически частью юридического лица, указанный ученый подчеркивает его функциональную сущность, благодаря которой обеспечивается управление юридическим лицом. Таким образом, юридическое лицо самостоятельно осуществляет правоспособность, своими органами, в состав которых входят лица, участвующие в принятии управленческих решений. Участие юридического лица в обороте обусловлено деятельностью его органов в пределах компетенции, которая осуществляется лицами, входящими в состав этих органов.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Какие лица принимают участие в управлении юридическим лицом? Очевидно, что в первую очередь необходимо обозначить лиц, которые входят в состав органов управления юридического лица. Как уже было отмечено, перечисленные в ст. 65.3 ГК РФ органы управления корпорации характерны и для унитарных организаций. В связи с тем что управление юридическим лицом осуществляется не органом как таковым, а "через" орган иными лицами, уместно привести более точную позицию О.В. Гутникова о том, что "любой орган юридического лица - это, по сути, всего лишь технико-юридическое обозначение определенных компетенций и набора полномочий, которые осуществляют назначенные в установленном порядке лица, составляющие этот орган и выполняющие его функции" <1>. Определяя орган фактически частью юридического лица, указанный ученый подчеркивает его функциональную сущность, благодаря которой обеспечивается управление юридическим лицом. Таким образом, юридическое лицо самостоятельно осуществляет правоспособность, своими органами, в состав которых входят лица, участвующие в принятии управленческих решений. Участие юридического лица в обороте обусловлено деятельностью его органов в пределах компетенции, которая осуществляется лицами, входящими в состав этих органов.
Статья: Пределы аналогии в правовой квалификации последствий истечения срока полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества
(Микрюков В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Более того, если обратить внимание на то, что применительно к иным организационно-правовым формам коммерческих и некоммерческих корпоративных юридических лиц закон предписывает или дозволяет (см., например: п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", ст. 149 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 19 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", п. 3 ст. 18 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах") ограничение полномочия исполнительных органов определенным сроком, но за отдельными исключениями (см., в частности: п. 6.1 ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") не уточняет специальных последствий истечения такого срока, становится понятным, что в силу корпоративной специфики формирования воли при назначении (избрании) единоличного исполнительного органа проблема правовой квалификации последствий окончания срока полномочий руководителя актуальна не только для хозяйственных обществ, но и вообще для всех корпораций, что подтверждает наличие вызванных этой проблемой споров <27>. Соответствующая генерализация специальной нормы, закрепленной в новом абзаце п. 3 ст. 69 Закона об АО, могла бы выразиться в дополнении п. 3 ст. 65.3 ГК РФ (управление в корпорации) общим правилом следующего содержания: "если законом или уставом корпорации полномочия исполнительных органов корпорации ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов корпорации, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанного решения".
(Микрюков В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Более того, если обратить внимание на то, что применительно к иным организационно-правовым формам коммерческих и некоммерческих корпоративных юридических лиц закон предписывает или дозволяет (см., например: п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", ст. 149 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 19 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", п. 3 ст. 18 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах") ограничение полномочия исполнительных органов определенным сроком, но за отдельными исключениями (см., в частности: п. 6.1 ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") не уточняет специальных последствий истечения такого срока, становится понятным, что в силу корпоративной специфики формирования воли при назначении (избрании) единоличного исполнительного органа проблема правовой квалификации последствий окончания срока полномочий руководителя актуальна не только для хозяйственных обществ, но и вообще для всех корпораций, что подтверждает наличие вызванных этой проблемой споров <27>. Соответствующая генерализация специальной нормы, закрепленной в новом абзаце п. 3 ст. 69 Закона об АО, могла бы выразиться в дополнении п. 3 ст. 65.3 ГК РФ (управление в корпорации) общим правилом следующего содержания: "если законом или уставом корпорации полномочия исполнительных органов корпорации ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов корпорации, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанного решения".
Статья: Реорганизация хозяйственного партнерства
(Габов А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 1)Следует обратить внимание здесь на несколько обстоятельств. Во-первых, на общее правило о единогласии для принятия решения. По существу, можно сказать, что такое решение может быть принято только при наличии консенсуса <6> всех партнеров - несогласие любого из них с планами реорганизации хозяйственного партнерства означают невозможность принятия решения о реорганизации без каких-либо исключений. И здесь, как думается, есть некоторый элемент неопределенности, учитывая то, как описан в Законе о хозяйственных партнерствах порядок утраты партнерами своих прав. Во-вторых, отметим, что Закон о хозяйственных партнерствах, говоря о принятии участниками партнерства решения о реорганизации, не упоминает форму его принятия (заседание, собрание и проч.). Однако здесь необходимо учитывать общие положения ГК РФ об управлении корпорациями, в частности, в соответствии со ст. 65.1 и 65.3 ГК РФ высшим органом любой корпорации является общее собрание ее участников, к компетенции которого и отнесено принятие решения о реорганизации. Соответственно, отсутствие положений о собрании участников партнерства в самом Законе о хозяйственных партнерствах восполняется сегодня общими нормами ГК РФ об управлении в корпорации. Таким образом, следует констатировать, что решение о добровольной реорганизации хозяйственного партнерства принимается его участниками на общем собрании участников корпорации.
(Габов А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 1)Следует обратить внимание здесь на несколько обстоятельств. Во-первых, на общее правило о единогласии для принятия решения. По существу, можно сказать, что такое решение может быть принято только при наличии консенсуса <6> всех партнеров - несогласие любого из них с планами реорганизации хозяйственного партнерства означают невозможность принятия решения о реорганизации без каких-либо исключений. И здесь, как думается, есть некоторый элемент неопределенности, учитывая то, как описан в Законе о хозяйственных партнерствах порядок утраты партнерами своих прав. Во-вторых, отметим, что Закон о хозяйственных партнерствах, говоря о принятии участниками партнерства решения о реорганизации, не упоминает форму его принятия (заседание, собрание и проч.). Однако здесь необходимо учитывать общие положения ГК РФ об управлении корпорациями, в частности, в соответствии со ст. 65.1 и 65.3 ГК РФ высшим органом любой корпорации является общее собрание ее участников, к компетенции которого и отнесено принятие решения о реорганизации. Соответственно, отсутствие положений о собрании участников партнерства в самом Законе о хозяйственных партнерствах восполняется сегодня общими нормами ГК РФ об управлении в корпорации. Таким образом, следует констатировать, что решение о добровольной реорганизации хозяйственного партнерства принимается его участниками на общем собрании участников корпорации.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Тем же Законом 2010 г. N 437-ФЗ в упомянутую ст. 7.1 Закона о НКО введен п. 3.2, которым установлено следующее: инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство РФ вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок представления и раскрытия этих отчетов; предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации; высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Тем же Законом 2010 г. N 437-ФЗ в упомянутую ст. 7.1 Закона о НКО введен п. 3.2, которым установлено следующее: инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство РФ вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок представления и раскрытия этих отчетов; предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации; высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.