Гк РФ казенные предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Гк РФ казенные предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидиарная ответственность муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Несостоятельность (банкротство) юридического лица" ГК РФСогласно ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы последствия ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что данное правило касается ограниченного круга юрлиц, а именно тех юрлиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ). Например: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что данное правило касается ограниченного круга юрлиц, а именно тех юрлиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ). Например: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)3. Условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не применяется в отношении казенного предприятия.
(ред. от 24.06.2025)3. Условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не применяется в отношении казенного предприятия.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Нельзя также говорить о смешанной форме собственности и в отношении унитарных предприятий. В силу ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, имущество которого находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, создается от имени публично-правового образования по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Итак, правовая модель унитарного предприятия исключает какую-либо возможность формирования смешанной собственности.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Нельзя также говорить о смешанной форме собственности и в отношении унитарных предприятий. В силу ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, имущество которого находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, создается от имени публично-правового образования по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Итак, правовая модель унитарного предприятия исключает какую-либо возможность формирования смешанной собственности.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Кроме того, в части первой ГК РФ 1994 г. право оперативного управления фактически было разделено на два вида в зависимости от своего субъектного состава. Ведь субъектами этого права в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ могут быть как казенные предприятия, относящиеся к числу коммерческих организаций, так и учреждения - некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Казенные предприятия распоряжаются закрепленным за ними имуществом собственника с его согласия и вправе самостоятельно реализовать производимую ими продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Учреждения в соответствии со ст. 298 ГК РФ в зависимости от своего вида либо вообще лишены права распоряжения имуществом собственника (казенные и частные), либо не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником (автономные и бюджетные).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Кроме того, в части первой ГК РФ 1994 г. право оперативного управления фактически было разделено на два вида в зависимости от своего субъектного состава. Ведь субъектами этого права в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ могут быть как казенные предприятия, относящиеся к числу коммерческих организаций, так и учреждения - некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Казенные предприятия распоряжаются закрепленным за ними имуществом собственника с его согласия и вправе самостоятельно реализовать производимую ими продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Учреждения в соответствии со ст. 298 ГК РФ в зависимости от своего вида либо вообще лишены права распоряжения имуществом собственника (казенные и частные), либо не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником (автономные и бюджетные).
Статья: Понятие и виды вещных имущественных прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ)). Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п. п. 3 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами п. 2 ст. 123.28 ГК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 56 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ)). Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п. п. 3 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами п. 2 ст. 123.28 ГК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 56 ГК РФ);
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, собственник не может распоряжаться имуществом, переданным в оперативное управление (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21). Суд высказал данную позицию применительно к имуществу, закрепленному за учреждением. Полагаем, что данный вывод можно отнести и к имуществу, закрепленному за казенными предприятиями, поскольку суд основывает свой вывод в том числе на ст. 296 ГК РФ, которая применима и к учреждениям, и к казенным предприятиям.
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, собственник не может распоряжаться имуществом, переданным в оперативное управление (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21). Суд высказал данную позицию применительно к имуществу, закрепленному за учреждением. Полагаем, что данный вывод можно отнести и к имуществу, закрепленному за казенными предприятиями, поскольку суд основывает свой вывод в том числе на ст. 296 ГК РФ, которая применима и к учреждениям, и к казенным предприятиям.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Говоря о целях и задачах участия государства в отношениях несостоятельности (банкротства), необходимо отметить, что существует ряд субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государства, к которым не применим Закон о банкротстве. Так, в статье 65 ГК РФ указывается, что казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация не могут быть признаны банкротом решением суда, а публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной в принципе, очевидно, потому, что согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <112> наделена функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляет свою деятельность в интересах государства и общества. Исключены из сферы действия законодательства о банкротстве также фонды, которые не признаются банкротами, если такой запрет введен соответствующим законом.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Говоря о целях и задачах участия государства в отношениях несостоятельности (банкротства), необходимо отметить, что существует ряд субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государства, к которым не применим Закон о банкротстве. Так, в статье 65 ГК РФ указывается, что казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация не могут быть признаны банкротом решением суда, а публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной в принципе, очевидно, потому, что согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <112> наделена функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляет свою деятельность в интересах государства и общества. Исключены из сферы действия законодательства о банкротстве также фонды, которые не признаются банкротами, если такой запрет введен соответствующим законом.