Гк РФ хозяйственное партнерство
Подборка наиболее важных документов по запросу Гк РФ хозяйственное партнерство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реорганизация хозяйственного партнерства
(Габов А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 1)Главным подзаконным регулятором выступает соглашение об управлении партнерством. Согласно ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие этому Закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам реорганизации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с указанным Законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства. Согласно ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах устав хозяйственного партнерства должен содержать семь обязательных положений, ни одно из которых не связано с вопросом о реорганизации, иные положения Закона в части обязательных требований к уставу также не касаются вопроса о реорганизации. Следовательно, соглашение об управлении партнерством может регулировать вопросы реорганизации хозяйственного партнерства в той мере, в какой это посчитают необходимым участники такого соглашения, не нарушая императивных норм, касающихся реорганизации, установленных Законом о хозяйственных партнерствах, ГК РФ, а также иными нормативными актами. Следует отметить, что непосредственно Законом о хозяйственных партнерствах в части содержания соглашения об управлении партнерством мы находим два положения:
(Габов А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 1)Главным подзаконным регулятором выступает соглашение об управлении партнерством. Согласно ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие этому Закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам реорганизации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с указанным Законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства. Согласно ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах устав хозяйственного партнерства должен содержать семь обязательных положений, ни одно из которых не связано с вопросом о реорганизации, иные положения Закона в части обязательных требований к уставу также не касаются вопроса о реорганизации. Следовательно, соглашение об управлении партнерством может регулировать вопросы реорганизации хозяйственного партнерства в той мере, в какой это посчитают необходимым участники такого соглашения, не нарушая императивных норм, касающихся реорганизации, установленных Законом о хозяйственных партнерствах, ГК РФ, а также иными нормативными актами. Следует отметить, что непосредственно Законом о хозяйственных партнерствах в части содержания соглашения об управлении партнерством мы находим два положения:
Статья: Хозяйственные партнерства - ожидания законодателя и текущая рыночная ситуация
(Мухамедшин И.С., Ермаков А.В., Смолик В.Ю.)
("Юрист", 2021, N 3)Учитывая обширность предмета регулирования соглашения, можно предположить, что оно должно являться учредительным документом партнерства, однако такое предположение не подтверждается нормами права. В доктрине имеется несколько противоположных точек зрения относительно соотношения соглашения и устава в хозяйственном партнерстве <5>. Данный вопрос не является сугубо теоретическим, а имеет явную практическую направленность. В частности, от этого зависит возможность подчинения соглашения об управлении партнерством иностранному праву. Принимая во внимание корпоративную природу соглашения, представляется невозможным подчинение такого соглашения иностранному праву, поскольку оно может предусматривать совершенно иные процедуры формирования органов управления, реорганизации, ликвидации и т.д. Кроме того, п. 1 ст. 6 Закона N 380 прямо указывает на необходимость соответствия положений соглашения законодательству Российской Федерации. Однако отсутствие судебной практики по этому вопросу и по вопросу об особенностях применения норм ст. 1202 и 1214 ГК РФ к хозяйственному партнерству не позволяет однозначно утверждать это.
(Мухамедшин И.С., Ермаков А.В., Смолик В.Ю.)
("Юрист", 2021, N 3)Учитывая обширность предмета регулирования соглашения, можно предположить, что оно должно являться учредительным документом партнерства, однако такое предположение не подтверждается нормами права. В доктрине имеется несколько противоположных точек зрения относительно соотношения соглашения и устава в хозяйственном партнерстве <5>. Данный вопрос не является сугубо теоретическим, а имеет явную практическую направленность. В частности, от этого зависит возможность подчинения соглашения об управлении партнерством иностранному праву. Принимая во внимание корпоративную природу соглашения, представляется невозможным подчинение такого соглашения иностранному праву, поскольку оно может предусматривать совершенно иные процедуры формирования органов управления, реорганизации, ликвидации и т.д. Кроме того, п. 1 ст. 6 Закона N 380 прямо указывает на необходимость соответствия положений соглашения законодательству Российской Федерации. Однако отсутствие судебной практики по этому вопросу и по вопросу об особенностях применения норм ст. 1202 и 1214 ГК РФ к хозяйственному партнерству не позволяет однозначно утверждать это.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)
"О хозяйственных партнерствах"Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации.
(ред. от 23.07.2013)
"О хозяйственных партнерствах"Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации.
Статья: К вопросу о дифференциации правоотношений участия и управления в корпоративных организациях
(Герасименко К.С.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Если говорить про управление корпорацией третьими лицами, например об участии в управлении корпорацией кредитора на основании договора (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ), в хозяйственных партнерствах на основании соглашения об управлении партнерством (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О хозяйственных партнерствах" <8>), то тут можно выделить проблему нарушения признака организационного единства корпорации - основы юридического лица, так как функции по управлению осуществляются, выходя за границы корпоративной структуры. Учитывая все вышеизложенное, отметим, что это не означает, что корпоративные отношения управления не могут быть отдельной группой классификации, но стоит ли выделять отдельно правоотношения управления, поскольку управление не имеет самостоятельного значения и не является целью функционирования общества (за исключением ситуаций, когда право "участия" отсутствует, что в свою очередь не означает отсутствие в юридических лицах корпоративных отношений в форме управления), напомним, что законодатель использует союз "или" в п. 1 ст. 2 ГК РФ.
(Герасименко К.С.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Если говорить про управление корпорацией третьими лицами, например об участии в управлении корпорацией кредитора на основании договора (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ), в хозяйственных партнерствах на основании соглашения об управлении партнерством (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О хозяйственных партнерствах" <8>), то тут можно выделить проблему нарушения признака организационного единства корпорации - основы юридического лица, так как функции по управлению осуществляются, выходя за границы корпоративной структуры. Учитывая все вышеизложенное, отметим, что это не означает, что корпоративные отношения управления не могут быть отдельной группой классификации, но стоит ли выделять отдельно правоотношения управления, поскольку управление не имеет самостоятельного значения и не является целью функционирования общества (за исключением ситуаций, когда право "участия" отсутствует, что в свою очередь не означает отсутствие в юридических лицах корпоративных отношений в форме управления), напомним, что законодатель использует союз "или" в п. 1 ст. 2 ГК РФ.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Названной организационно-правовой форме коммерческой корпорации, в отличие от других видов, не дана какая-либо характеристика в ГК РФ. Все ограничилось гражданским упоминанием хозяйственного партнерства в качестве организационно-правовой формы коммерческой организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ) и корпорации (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации определяются в соответствии с ГК РФ и Законом о ХП. Такое регулирование позволяет утверждать, что нормы § 1 гл. 4 должны применяться с учетом действия названного Закона. Так, в соответствии со ст. 24 Закона о хозяйственном партнерстве партнерство может быть реорганизовано в порядке, установленном этим Законом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Названной организационно-правовой форме коммерческой корпорации, в отличие от других видов, не дана какая-либо характеристика в ГК РФ. Все ограничилось гражданским упоминанием хозяйственного партнерства в качестве организационно-правовой формы коммерческой организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ) и корпорации (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации определяются в соответствии с ГК РФ и Законом о ХП. Такое регулирование позволяет утверждать, что нормы § 1 гл. 4 должны применяться с учетом действия названного Закона. Так, в соответствии со ст. 24 Закона о хозяйственном партнерстве партнерство может быть реорганизовано в порядке, установленном этим Законом.
Статья: Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)Не отличается стройностью и классификация юридических лиц, подразделяющая их на корпоративные и унитарные [Козлова Н.В., 2003: 209 - 221]. В основе выделения корпоративных и унитарных юридических лиц является признак участия или членства: организации, основанные на членстве или участии, являются корпоративными, а организации, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают прав членства, - унитарными. Помимо этого, признаком корпоративной организации называется наличие высшего органа управления - общего собрания, который состоит из участников (членов) (п. 1 ст. 65.1, п. 1 ст. 65.3 ГК). Однако этот критерий не всегда соблюдается. В некоторых корпорациях высший орган управления в виде общего собрания может и не создаваться. Например, отсутствует как таковой высший орган управления в виде общего собрания в хозяйственных товариществах (п. 1 ст. 67.1, п. 1 ст. 71 ГК), управлять хозяйственным партнерством можно в рамках исполнения соглашения об управлении партнерством без формирования общего собрания <21>. С другой стороны, общее собрание фактически может создаваться в некоторых унитарных организациях (например, ничто не препятствует автономной некоммерческой организации создать общее собрание учредителей (п. 1 и 2 ст. 123.25 ГК)); в государственных академиях наук создается общее собрание членов, при том что академия является государственным бюджетным учреждением (ст. 6 Закона о науке <22>).
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)Не отличается стройностью и классификация юридических лиц, подразделяющая их на корпоративные и унитарные [Козлова Н.В., 2003: 209 - 221]. В основе выделения корпоративных и унитарных юридических лиц является признак участия или членства: организации, основанные на членстве или участии, являются корпоративными, а организации, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают прав членства, - унитарными. Помимо этого, признаком корпоративной организации называется наличие высшего органа управления - общего собрания, который состоит из участников (членов) (п. 1 ст. 65.1, п. 1 ст. 65.3 ГК). Однако этот критерий не всегда соблюдается. В некоторых корпорациях высший орган управления в виде общего собрания может и не создаваться. Например, отсутствует как таковой высший орган управления в виде общего собрания в хозяйственных товариществах (п. 1 ст. 67.1, п. 1 ст. 71 ГК), управлять хозяйственным партнерством можно в рамках исполнения соглашения об управлении партнерством без формирования общего собрания <21>. С другой стороны, общее собрание фактически может создаваться в некоторых унитарных организациях (например, ничто не препятствует автономной некоммерческой организации создать общее собрание учредителей (п. 1 и 2 ст. 123.25 ГК)); в государственных академиях наук создается общее собрание членов, при том что академия является государственным бюджетным учреждением (ст. 6 Закона о науке <22>).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Правовое положение хозяйственных партнерств определено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах". ГК РФ лишь указывает, что коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных партнерств, но не определяет их правовое положение.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Правовое положение хозяйственных партнерств определено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах". ГК РФ лишь указывает, что коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных партнерств, но не определяет их правовое положение.