Гк РФ госзакупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Гк РФ госзакупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка программного обеспечения и услуг по его обслуживанию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...[По мнению участника аукциона - ред.] Установив требование к участнику закупки о наличии документа, предоставленного правообладателем исполнителю на использование программного обеспечения, необходимого для выполнения работ, заказчик нарушил положения части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"... Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают обязательного наличия исключительных, а равно не исключительных прав на использование программного продукта при осуществлении деятельности по его сопровождению (обслуживанию)...
(КонсультантПлюс, 2025)...[По мнению участника аукциона - ред.] Установив требование к участнику закупки о наличии документа, предоставленного правообладателем исполнителю на использование программного обеспечения, необходимого для выполнения работ, заказчик нарушил положения части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"... Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают обязательного наличия исключительных, а равно не исключительных прав на использование программного продукта при осуществлении деятельности по его сопровождению (обслуживанию)...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 378 "Прекращение независимой гарантии" ГК РФ"Доводы апеллянта о том, что положения п. 13 Гарантии, ограничивающие возможность Бенефициара предъявлять требования к Гаранту по Гарантии, не соответствуют требованиям федерального закона N 44-ФЗ, апелляционный суд находит несостоятельными, полагая, что включение в банковскую гарантию условия о прекращении обязательств гаранта перед бенефициаром по спорной банковской гарантии и действия гарантии в целом именно в случае невозможности исполнения контракта принципалом по основаниям, за которые последний не отвечает (а в данном случае по вине заказчика), не противоречит требованиям статей 45, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации и сущности самой банковской гарантии, как обеспечительной меры (гаранта исполнения принципалом своих обязательств), предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 09.07.2024 N 24-06-09/63732 <Когда можно не платить неустойку по контракту при госзакупках?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)Начисление неустойки (штрафа, пеней) в госзакупках регулируют Гражданский кодекс и Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)Начисление неустойки (штрафа, пеней) в госзакупках регулируют Гражданский кодекс и Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Статья: Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)<1> Под корпоративными закупками мы понимаем закупки, реализуемые автономными учреждениями, государственными компаниями, госкорпорациями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, а также юридическими лицами, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (например, в сфере теплоснабжения), и, кроме того, хозяйственными обществами (АО, ООО), в уставном капитале которых доля публично-правового образования больше 50%, а также бюджетными учреждениями - при наличии Положения о закупке и при приобретении товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) за счет средств от приносящей доход деятельности. Помимо прочего, корпоративные закупки осуществляют унитарные предприятия, если утверждено и размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Положение о закупке и не привлекаются бюджетные средства.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)<1> Под корпоративными закупками мы понимаем закупки, реализуемые автономными учреждениями, государственными компаниями, госкорпорациями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, а также юридическими лицами, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (например, в сфере теплоснабжения), и, кроме того, хозяйственными обществами (АО, ООО), в уставном капитале которых доля публично-правового образования больше 50%, а также бюджетными учреждениями - при наличии Положения о закупке и при приобретении товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) за счет средств от приносящей доход деятельности. Помимо прочего, корпоративные закупки осуществляют унитарные предприятия, если утверждено и размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Положение о закупке и не привлекаются бюджетные средства.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)§ 4. Поставка товаров для государственных
(ред. от 24.06.2025)§ 4. Поставка товаров для государственных
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
"Залог обязательственных прав: осмысление института в парадигме решений отечественного правопорядка: монография"
(Волчанский М.А.)
("Статут", 2024)Разумеется, из данного правила имеется изъятие: закону известна аномальная ситуация автоматического возникновения (в силу указания соответствующей нормы права) поручительства без выражения на то волеизъявления поручителя, которая связана <2> с необходимостью учета не только интересов покупателя, но также публичного интереса, связанного с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд (см. абз. 2 ст. 532 ГК РФ). Представляется, что данный аномальный случай является исключением, подтверждающим общее правило для стандартных ситуаций: установление обеспечительного обязательства третьего лица перед кредитором предопределяет необходимость заручиться согласием самого поручителя <3>.
(Волчанский М.А.)
("Статут", 2024)Разумеется, из данного правила имеется изъятие: закону известна аномальная ситуация автоматического возникновения (в силу указания соответствующей нормы права) поручительства без выражения на то волеизъявления поручителя, которая связана <2> с необходимостью учета не только интересов покупателя, но также публичного интереса, связанного с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд (см. абз. 2 ст. 532 ГК РФ). Представляется, что данный аномальный случай является исключением, подтверждающим общее правило для стандартных ситуаций: установление обеспечительного обязательства третьего лица перед кредитором предопределяет необходимость заручиться согласием самого поручителя <3>.
Статья: Закупки для нужд публичного сектора и система обязательственного права: терминология и выбор применимых норм
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)Впрочем, в ответ можно спросить: не должно ли тогда специальное законодательство о закупках вообще быть поглощено ГК РФ? В некоторой степени подобная попытка предпринята нашим законодателем в оказавшихся маловостребованными нормах ГК РФ о поставке для государственных нужд. Выше мы писали, что внутренней идеей закупок публичного сектора как института видится более подробное урегулирование договорной работы заказчиков в интересах их стейкхолдеров. Но это не исчерпывает всей сути законодательства о закупках. Приходится даже на интуитивном уровне признавать, что законодательство о закупках имеет черты regulation - государственного регулирования экономики. Поэтому заказчик может быть обязан закупать определенные объемы у субъектов малого, среднего или социального предпринимательства, отдавать предпочтение организациям инвалидов, закупать инновационную продукцию, чтобы сформировать на нее спрос, и т.д. Помимо интуитивного противоречия этих предписаний обычному обязательственному праву в этом отношении законодательство о публичных закупках соответствует и научному критерию государственного регулирования. Так, А. Огус считает общей чертой (государственного) регулирования установление публичным правом таких обязанностей для физических и юридических лиц, которые должны привести их к результатам, которые они не стали бы достигать добровольно <32>. Безусловно, установление обязанностей закупать невыгодную инновационную продукцию у субъектов малого предпринимательства подходит под эти критерии.
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 8)Впрочем, в ответ можно спросить: не должно ли тогда специальное законодательство о закупках вообще быть поглощено ГК РФ? В некоторой степени подобная попытка предпринята нашим законодателем в оказавшихся маловостребованными нормах ГК РФ о поставке для государственных нужд. Выше мы писали, что внутренней идеей закупок публичного сектора как института видится более подробное урегулирование договорной работы заказчиков в интересах их стейкхолдеров. Но это не исчерпывает всей сути законодательства о закупках. Приходится даже на интуитивном уровне признавать, что законодательство о закупках имеет черты regulation - государственного регулирования экономики. Поэтому заказчик может быть обязан закупать определенные объемы у субъектов малого, среднего или социального предпринимательства, отдавать предпочтение организациям инвалидов, закупать инновационную продукцию, чтобы сформировать на нее спрос, и т.д. Помимо интуитивного противоречия этих предписаний обычному обязательственному праву в этом отношении законодательство о публичных закупках соответствует и научному критерию государственного регулирования. Так, А. Огус считает общей чертой (государственного) регулирования установление публичным правом таких обязанностей для физических и юридических лиц, которые должны привести их к результатам, которые они не стали бы достигать добровольно <32>. Безусловно, установление обязанностей закупать невыгодную инновационную продукцию у субъектов малого предпринимательства подходит под эти критерии.
Статья: ЕРРРП: как попасть в реестр производителю радиоэлектроники и какие это дает преимущества
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 19)- рекомендовано закупать в приоритетном порядке для нужд госкорпораций и компаний с госучастием в рамках госзаказов.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 19)- рекомендовано закупать в приоритетном порядке для нужд госкорпораций и компаний с госучастием в рамках госзаказов.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации (абз. 6).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации (абз. 6).
Готовое решение: Можно ли привлечь специализированную организацию для проведения закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проводите закупку услуг специализированной организации у единственного поставщика, если есть основания проведения такой неконкурентной закупки. Так, например, Положением о закупке госкорпорации "Роскосмос" предусмотрено, что одним из оснований закупки у единственного поставщика является заключение договора со специализированной организацией, организатором закупки, определенными правовым актом госкорпорации (пп. 6.6.2 (14) Положения о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос").
(КонсультантПлюс, 2025)Проводите закупку услуг специализированной организации у единственного поставщика, если есть основания проведения такой неконкурентной закупки. Так, например, Положением о закупке госкорпорации "Роскосмос" предусмотрено, что одним из оснований закупки у единственного поставщика является заключение договора со специализированной организацией, организатором закупки, определенными правовым актом госкорпорации (пп. 6.6.2 (14) Положения о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос").
Статья: Правовые основы деятельности ОПК России и ВПК США: методы правового регулирования
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Рентабельность производства вооружений прямо связана не только с себестоимостью и ценой, определяемой в сфере действия государственного оборонного заказа (ГОЗ). Контрактное право в сфере ГОЗ базируется на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральных законах "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ и "О государственном оборонном заказе" N 275-ФЗ, Положении о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, на положениях ведомственных нормативных правовых актов государственных заказчиков и принятой у них контрактной практике и особенностях их деятельности <7>. К основным правовым актам общего регулирования также относится Бюджетный кодекс Российской Федерации, а постановления Правительства Российской Федерации в рассматриваемой сфере относятся к специальным актам. Их соотношение связано с тем, что при их системном применении в случаях противоречий между ними применяются нормы специальных актов, например положения § 4 гл. 30 ГК РФ, регламентирующие поставку товаров для государственных нужд, и общие положения договора поставки § 3 гл. 30.
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Рентабельность производства вооружений прямо связана не только с себестоимостью и ценой, определяемой в сфере действия государственного оборонного заказа (ГОЗ). Контрактное право в сфере ГОЗ базируется на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральных законах "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ и "О государственном оборонном заказе" N 275-ФЗ, Положении о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, на положениях ведомственных нормативных правовых актов государственных заказчиков и принятой у них контрактной практике и особенностях их деятельности <7>. К основным правовым актам общего регулирования также относится Бюджетный кодекс Российской Федерации, а постановления Правительства Российской Федерации в рассматриваемой сфере относятся к специальным актам. Их соотношение связано с тем, что при их системном применении в случаях противоречий между ними применяются нормы специальных актов, например положения § 4 гл. 30 ГК РФ, регламентирующие поставку товаров для государственных нужд, и общие положения договора поставки § 3 гл. 30.