Гк акционерное
Подборка наиболее важных документов по запросу Гк акционерное (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Если сособственником нарушено преимущественное право покупки, трехмесячный срок подачи иска исчисляется со дня, когда другой сособственник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о совершении сделки)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200, п. 3 ст. 250 ГК РФПримечание. С 01.09.2014 согласно гл. 4 ГК РФ российское акционерное общество может иметь статус публичного или непубличного. С 01.07.2015 аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ. В настоящее время создание ОАО и ЗАО законодательством не предусмотрено.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200, п. 3 ст. 250 ГК РФПримечание. С 01.09.2014 согласно гл. 4 ГК РФ российское акционерное общество может иметь статус публичного или непубличного. С 01.07.2015 аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ. В настоящее время создание ОАО и ЗАО законодательством не предусмотрено.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Непубличное АО. Прекращение публичного статуса АО
(КонсультантПлюс, 2025)...понятие "непубличное" используется не в качестве обозначения организационно-правовой формы юридического лица, а в качестве вида юридических лиц (акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью). Организационно-правовой формы "непубличное акционерное общество" ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом об акционерных обществах не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)...понятие "непубличное" используется не в качестве обозначения организационно-правовой формы юридического лица, а в качестве вида юридических лиц (акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью). Организационно-правовой формы "непубличное акционерное общество" ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом об акционерных обществах не предусмотрено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Договор поручения, договор доверительного управления имуществом и договор простого товарищества регламентированы положениями соответственно гл. 49 "Поручение", 53 "Доверительное управление имуществом" и 55 "Простое товарищество" части второй ГК РФ. Акционерное соглашение регламентировано положениями ст. 67.2 "Корпоративный договор" и ст. 32.1 "Акционерное соглашение" Федерального закона "Об акционерных обществах".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Договор поручения, договор доверительного управления имуществом и договор простого товарищества регламентированы положениями соответственно гл. 49 "Поручение", 53 "Доверительное управление имуществом" и 55 "Простое товарищество" части второй ГК РФ. Акционерное соглашение регламентировано положениями ст. 67.2 "Корпоративный договор" и ст. 32.1 "Акционерное соглашение" Федерального закона "Об акционерных обществах".
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Приказ Госкорпорации "Росатом" от 26 марта 2024 г. N 1/5-НПА
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Приказ Госкорпорации "Росатом" от 26 марта 2024 г. N 1/5-НПА
Статья: Мажоритарные акционеры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 97 ГК РФ раскрывает общие положения о публичном акционерном обществе. Так, абз. 3 ч. 1 указанной статьи предусмотрено, что акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 97 ГК РФ раскрывает общие положения о публичном акционерном обществе. Так, абз. 3 ч. 1 указанной статьи предусмотрено, что акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Статья: Взыскание убытков с бывшего директора
(Герасименко В.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Такие основания не являются специальными и содержатся в положениях ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Общеисковые основания взыскания убытков базируются на недобросовестных и неразумных действиях бывшего руководителя, которые причинили вред обществу и повлекли убытки:
(Герасименко В.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Такие основания не являются специальными и содержатся в положениях ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Общеисковые основания взыскания убытков базируются на недобросовестных и неразумных действиях бывшего руководителя, которые причинили вред обществу и повлекли убытки:
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.1 комментируемой статьи введен с 22 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 163-ФЗ <245>, принятым в целях оптимизации процессов управления дочерними организациями холдинговых структур различных секторов экономики, 100% акций которых находятся в собственности России, и оптимизации имущества государственной казны России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, согласно правилам, установленным абзацем 2 п. 6 ст. 98 части первой ГК РФ, акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом; положения ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" также не содержат законодательных изъятий по данному вопросу и определяют запрет на участие в уставном капитале хозяйственного общества в качестве единственного акционера, состоящего из одного лица; в настоящее время указанные нормы Гражданского кодекса РФ не распространяются на акционерные общества, которые вертикально интегрированы в состав активов под управлением отдельных организаций (ГК "Роскосмос", ГК "Ростех", АО "Почта России") или являются дочерними акционерными обществами головных организаций интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.1 комментируемой статьи введен с 22 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 163-ФЗ <245>, принятым в целях оптимизации процессов управления дочерними организациями холдинговых структур различных секторов экономики, 100% акций которых находятся в собственности России, и оптимизации имущества государственной казны России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, согласно правилам, установленным абзацем 2 п. 6 ст. 98 части первой ГК РФ, акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом; положения ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" также не содержат законодательных изъятий по данному вопросу и определяют запрет на участие в уставном капитале хозяйственного общества в качестве единственного акционера, состоящего из одного лица; в настоящее время указанные нормы Гражданского кодекса РФ не распространяются на акционерные общества, которые вертикально интегрированы в состав активов под управлением отдельных организаций (ГК "Роскосмос", ГК "Ростех", АО "Почта России") или являются дочерними акционерными обществами головных организаций интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса.
Статья: Последствия увольнения руководителя компании
(Митрахович А.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)<1> ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.
(Митрахович А.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)<1> ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.