Гибридный автомобиль
Подборка наиболее важных документов по запросу Гибридный автомобиль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 193 "Налоговые ставки" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, рассчитывая сумму акциза в отношении ввезенного транспортного средства, руководствовалось показателем мощности двигателя внутреннего сгорания. Таможенный орган, установив, что товар является гибридным транспортным средством (так как имеет двигатель внутреннего сгорания и два электрических двигателя), направил требование о перерасчете суммы акциза исходя из суммарного показателя мощности всех трех двигателей. В целях более быстрого таможенного оформления общество рассчитало сумму акциза указанным способом и после выпуска товара обжаловало требование таможенного органа о пересчете суммы акциза. По мнению налогоплательщика, для расчета акциза необходимо использовать только показатели двигателя внутреннего сгорания. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, указав, что НК РФ не содержит норм, которые позволяли бы исключать из комплекта автомобиля электродвигатели при расчете суммы акциза. Суд также отметил, что мощность транспортного средства установлена изготовителем исходя из характеристик всех трех двигателей и покупатель, приобретая автомобиль, ориентируется именно на общую мощность двигателей. При исчислении суммы акциза в отношении гибридных транспортных средств должна использоваться суммарная мощность двигателей всех типов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, рассчитывая сумму акциза в отношении ввезенного транспортного средства, руководствовалось показателем мощности двигателя внутреннего сгорания. Таможенный орган, установив, что товар является гибридным транспортным средством (так как имеет двигатель внутреннего сгорания и два электрических двигателя), направил требование о перерасчете суммы акциза исходя из суммарного показателя мощности всех трех двигателей. В целях более быстрого таможенного оформления общество рассчитало сумму акциза указанным способом и после выпуска товара обжаловало требование таможенного органа о пересчете суммы акциза. По мнению налогоплательщика, для расчета акциза необходимо использовать только показатели двигателя внутреннего сгорания. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, указав, что НК РФ не содержит норм, которые позволяли бы исключать из комплекта автомобиля электродвигатели при расчете суммы акциза. Суд также отметил, что мощность транспортного средства установлена изготовителем исходя из характеристик всех трех двигателей и покупатель, приобретая автомобиль, ориентируется именно на общую мощность двигателей. При исчислении суммы акциза в отношении гибридных транспортных средств должна использоваться суммарная мощность двигателей всех типов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении автотранспортного средства с несколькими двигателями.
(Письма Минфина России от 15.01.2025 N 03-05-06-04/2181, от 31.10.2024 N 03-05-06-04/106802)Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении автотранспортного средства с несколькими двигателями.
(Письма Минфина России от 15.01.2025 N 03-05-06-04/2181, от 31.10.2024 N 03-05-06-04/106802)Вопрос: Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении автотранспортного средства с несколькими двигателями.
Вопрос: Работник владеет личным гибридным автомобилем (бензиновый двигатель с объемом двигателя 1,6 литра и электрический двигатель с рабочим напряжением 329,4 В, мощностью 65 - 85 кВт). Какую максимальную сумму компенсации за использование личного транспорта может учесть организация при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Работник владеет личным гибридным автомобилем (бензиновый двигатель с объемом двигателя 1,6 литра и электрический двигатель с рабочим напряжением 329,4 В, мощностью 65 - 85 кВт). Какую максимальную сумму компенсации за использование личного транспорта может учесть организация при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Работник владеет личным гибридным автомобилем (бензиновый двигатель с объемом двигателя 1,6 литра и электрический двигатель с рабочим напряжением 329,4 В, мощностью 65 - 85 кВт). Какую максимальную сумму компенсации за использование личного транспорта может учесть организация при исчислении налога на прибыль?
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Гибридный автомобиль" - транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Гибридный автомобиль" - транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)"гибридное транспортное средство" - транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства;
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)"гибридное транспортное средство" - транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства;
Статья: Транспортное страхование как защита имущественных интересов юридических и физических лиц
(Логвинова И.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Так, в подпункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации <5> установлено, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В разделе 1 Правил дорожного движения Российской Федерации указываются следующие транспортные средства: автопоезд, велосипед, гибридный автомобиль, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, прицеп.
(Логвинова И.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Так, в подпункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации <5> установлено, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В разделе 1 Правил дорожного движения Российской Федерации указываются следующие транспортные средства: автопоезд, велосипед, гибридный автомобиль, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, прицеп.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информацию о наличии общего регулирования в сфере ИИ в Японии найти не удалось. Однако в 2024 г. Правящая партия Японии заявила о намерении создать регулирование технологии генеративного ИИ. Для решения проблем, связанных с ИИ, таких как дезинформация и нарушение прав, проектная группа Либерально-демократической партии по ИИ разработает предварительные правила, включая уголовные нормы для разработчиков базовых моделей ИИ. Правительство Японии утвердило создание регуляторной "песочницы" в 2018 г. как один из механизмов для поддержки развития инновационных технологий и бизнес-моделей [1436]. Подход к экспериментальным правовым режимам не ограничен конкретными областями регулирования. Важно отметить самые приоритетные сферы, где необходимы экспериментальные режимы: финансовые услуги, здравоохранение, автономный транспорт [1437]. Любая компания, в том числе зарубежная, может подать заявку на проведение эксперимента в рамках песочницы и протестировать возможности инновационных технологий, таких как ИИ, Интернет вещей или блокчейн, для будущего бизнеса, особенно если невозможность запуска бизнеса связана с барьерами действующего регулирования в Японии. Например, речь идет о поощрении развития гибридных транспортных средств, что поможет уменьшить уровень шумового загрязнения, негативное влияние на окружающую среду, а также сделать транспорт более доступным.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информацию о наличии общего регулирования в сфере ИИ в Японии найти не удалось. Однако в 2024 г. Правящая партия Японии заявила о намерении создать регулирование технологии генеративного ИИ. Для решения проблем, связанных с ИИ, таких как дезинформация и нарушение прав, проектная группа Либерально-демократической партии по ИИ разработает предварительные правила, включая уголовные нормы для разработчиков базовых моделей ИИ. Правительство Японии утвердило создание регуляторной "песочницы" в 2018 г. как один из механизмов для поддержки развития инновационных технологий и бизнес-моделей [1436]. Подход к экспериментальным правовым режимам не ограничен конкретными областями регулирования. Важно отметить самые приоритетные сферы, где необходимы экспериментальные режимы: финансовые услуги, здравоохранение, автономный транспорт [1437]. Любая компания, в том числе зарубежная, может подать заявку на проведение эксперимента в рамках песочницы и протестировать возможности инновационных технологий, таких как ИИ, Интернет вещей или блокчейн, для будущего бизнеса, особенно если невозможность запуска бизнеса связана с барьерами действующего регулирования в Японии. Например, речь идет о поощрении развития гибридных транспортных средств, что поможет уменьшить уровень шумового загрязнения, негативное влияние на окружающую среду, а также сделать транспорт более доступным.
Статья: Корпоративное управление в условиях глобальных изменений климата
(Карцхия А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Правоприменительная практика тем временем вносит свою лепту в становление правового регулирования вопросов климатической повестки. Так, в ФРГ компания Deutsche Umwelthilfe (DUH) и Greenpeace в сентябре 2021 г. подали иски против компаний BMW и Mercedes-Benz в немецкие суды с требованием обязать производителей автомобилей прекратить все продажи двигателей внутреннего сгорания и гибридных автомобилей по всему миру после 31 октября 2030 г., если они не смогут доказать нейтральность парниковых газов для своих автомобилей в настоящее время и ограничить продажи двигателей внутреннего сгорания и гибридных автомобилей по всему миру с 1 января 2022 г. по 31 октября 2030 г. совокупным общим объемом выбросов в 604 млн т CO2 (BMW) и 511 млн т CO2 (Mercedes-Benz), если компании не докажут нейтральность парниковых газов для объемов, выбрасываемых за пределы этих пределов. Это первые судебные иски против частных компаний, связанные с последствиями климатических изменений, направленные на снижение углеродных выбросов в Германии, как попытка построить судебную защиту на основе решения Федерального Конституционного суда Германии по Федеральному закону об охране климата, который установил противоречие основным правам человека на том основании, что производители автомобилей нарушают права будущих поколений, не ужесточая свои целевые показатели выбросов углерода и отказываясь полностью взять на себя обязательство прекратить производство автомобилей, работающих на ископаемом топливе, к 2030 г. Решение немецких судов по существу этого иска, несомненно, окажет существенное влияние на будущие судебные разбирательства по вопросам изменения климата в Германии и других европейских странах.
(Карцхия А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Правоприменительная практика тем временем вносит свою лепту в становление правового регулирования вопросов климатической повестки. Так, в ФРГ компания Deutsche Umwelthilfe (DUH) и Greenpeace в сентябре 2021 г. подали иски против компаний BMW и Mercedes-Benz в немецкие суды с требованием обязать производителей автомобилей прекратить все продажи двигателей внутреннего сгорания и гибридных автомобилей по всему миру после 31 октября 2030 г., если они не смогут доказать нейтральность парниковых газов для своих автомобилей в настоящее время и ограничить продажи двигателей внутреннего сгорания и гибридных автомобилей по всему миру с 1 января 2022 г. по 31 октября 2030 г. совокупным общим объемом выбросов в 604 млн т CO2 (BMW) и 511 млн т CO2 (Mercedes-Benz), если компании не докажут нейтральность парниковых газов для объемов, выбрасываемых за пределы этих пределов. Это первые судебные иски против частных компаний, связанные с последствиями климатических изменений, направленные на снижение углеродных выбросов в Германии, как попытка построить судебную защиту на основе решения Федерального Конституционного суда Германии по Федеральному закону об охране климата, который установил противоречие основным правам человека на том основании, что производители автомобилей нарушают права будущих поколений, не ужесточая свои целевые показатели выбросов углерода и отказываясь полностью взять на себя обязательство прекратить производство автомобилей, работающих на ископаемом топливе, к 2030 г. Решение немецких судов по существу этого иска, несомненно, окажет существенное влияние на будущие судебные разбирательства по вопросам изменения климата в Германии и других европейских странах.
Последние изменения: Налогообложение транспортным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)При определении налоговой базы по транспортному налогу следует учитывать номинальную мощность всех двигателей, обеспечивающих единовременный или поочередный привод ТС, указанную в паспорте ТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами. При исчислении налоговой базы в отношении гибридного автомобиля надо использовать суммарный (общий) учет мощностей двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя.
(КонсультантПлюс, 2025)При определении налоговой базы по транспортному налогу следует учитывать номинальную мощность всех двигателей, обеспечивающих единовременный или поочередный привод ТС, указанную в паспорте ТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами. При исчислении налоговой базы в отношении гибридного автомобиля надо использовать суммарный (общий) учет мощностей двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя.
Вопрос: К какой амортизационной группе относится гибридный автомобиль?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: К какой амортизационной группе относится гибридный автомобиль (бензиновый двигатель с объемом двигателя 1,6 литра и электрический двигатель - с рабочим напряжением 329,4 В, мощностью 65 - 85 кВт)?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: К какой амортизационной группе относится гибридный автомобиль (бензиновый двигатель с объемом двигателя 1,6 литра и электрический двигатель - с рабочим напряжением 329,4 В, мощностью 65 - 85 кВт)?
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за июнь - июль 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)При определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении гибридного транспортного средства, т.е. имеющего одновременно двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель, следует учитывать общую, т.е. суммарную, номинальную мощность всех двигателей, обеспечивающих единовременный или поочередный привод транспортного средства, указанную в паспорте транспортного средства и сведениях, предоставляемых регистрирующими органами.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)При определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении гибридного транспортного средства, т.е. имеющего одновременно двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель, следует учитывать общую, т.е. суммарную, номинальную мощность всех двигателей, обеспечивающих единовременный или поочередный привод транспортного средства, указанную в паспорте транспортного средства и сведениях, предоставляемых регистрирующими органами.
Вопрос: Об исчислении сумм акциза и транспортного налога в отношении параллельных гибридных автомобилей.
(Письмо Минфина России от 20.02.2024 N 03-13-06/14993)Вопрос: Об исчислении сумм акциза и транспортного налога в отношении параллельных гибридных автомобилей.
(Письмо Минфина России от 20.02.2024 N 03-13-06/14993)Вопрос: Об исчислении сумм акциза и транспортного налога в отношении параллельных гибридных автомобилей.
Статья: Электромобили: учет и налогообложение
(Татаров К.Ю.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 3)Помимо электромобилей встречаются автомобили, работающие как на электрическом двигателе, так и на двигателе внутреннего сгорания и использующие жидкое топливо (бензин, дизельное топливо). Подобная техника получила название "гибридный автомобиль".
(Татаров К.Ю.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 3)Помимо электромобилей встречаются автомобили, работающие как на электрическом двигателе, так и на двигателе внутреннего сгорания и использующие жидкое топливо (бензин, дизельное топливо). Подобная техника получила название "гибридный автомобиль".
Статья: Транспортный налог на электромобили
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 4)Должны ли владельцы гибридных автомобилей
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 4)Должны ли владельцы гибридных автомобилей
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 25.04.2024 N 03-05-06-04/39015 <Когда не нужно платить транспортный налог>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Если у вашего автомобиля несколько двигателей, учитывается номинальная мощность всех двигателей, указанная в паспорте транспортного средства. Общая мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя в гибридном автомобиле будет налоговой базой для уплаты транспортного средства.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Если у вашего автомобиля несколько двигателей, учитывается номинальная мощность всех двигателей, указанная в паспорте транспортного средства. Общая мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя в гибридном автомобиле будет налоговой базой для уплаты транспортного средства.