Географические границы рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Географические границы рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации" Федерального закона "О защите конкуренции"Таким образом, антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение хозяйствующим субъектом либо соответствующим органом действующего законодательства привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы определения продуктовых границ товарного рынка на оптовых рынках перепродажи товара
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)4. Географические границы оптовых рынков перепродажи
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)4. Географические границы оптовых рынков перепродажи
Статья: Эффективность управления государственными предприятиями: анализ международного опыта
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Почти четверть крупнейших компаний мира сегодня являются государственными, и их роль как глобальных конкурентов растет соразмерно выходу границ рынков за географические пределы государств. Поскольку борьба между государствами за политическое влияние давно перешла на поле экономических отношений, эффективность государственных транснациональных корпораций стала ключевым условием успешности такой борьбы. Дилеммой современного мира является конфликт между необходимостью повысить эффективность государственных предприятий и усиливающимся вмешательством в бизнес государства-акционера. Существует ли идеальный метод, который позволит одновременно развиваться экономике и решать социальные и политические задачи?
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)Почти четверть крупнейших компаний мира сегодня являются государственными, и их роль как глобальных конкурентов растет соразмерно выходу границ рынков за географические пределы государств. Поскольку борьба между государствами за политическое влияние давно перешла на поле экономических отношений, эффективность государственных транснациональных корпораций стала ключевым условием успешности такой борьбы. Дилеммой современного мира является конфликт между необходимостью повысить эффективность государственных предприятий и усиливающимся вмешательством в бизнес государства-акционера. Существует ли идеальный метод, который позволит одновременно развиваться экономике и решать социальные и политические задачи?
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 7
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"IV. Определение географических границ товарного рынка
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"IV. Определение географических границ товарного рынка
Статья: Стандарты доказывания факта незаконного установления контроля иностранного инвестора над стратегическим хозяйственным обществом
(Мильчакова О.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Суд признал, что следующая совокупность представленных ФАС России доказательств в достаточной степени обуславливает доводы об отнесении общества к стратегическим: положения нормативных правовых актов, из которых следует, что указанный выше Приказ ФАС России не подлежит применению для целей Закона N 57-ФЗ, при этом необходимые для определения доли хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке параметры (продуктовые и географические границы рынка) установлены непосредственно на законодательном уровне профильным (отраслевым) законодательством; данные контрагентов общества, подтверждающие факт использования приобретаемой у него продукции (металлов и сплавов со специальными свойствами) при производстве вооружения и военной техники; сведения потенциальных производителей продукции, аналогичной той, которую производит общество, об отсутствии фактов производства ими этой продукции; общедоступная информация с официального сайта общества в сети Интернет о позиционировании обществом себя как постоянного поставщика высококачественной металлопродукции для специального машиностроения.
(Мильчакова О.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Суд признал, что следующая совокупность представленных ФАС России доказательств в достаточной степени обуславливает доводы об отнесении общества к стратегическим: положения нормативных правовых актов, из которых следует, что указанный выше Приказ ФАС России не подлежит применению для целей Закона N 57-ФЗ, при этом необходимые для определения доли хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке параметры (продуктовые и географические границы рынка) установлены непосредственно на законодательном уровне профильным (отраслевым) законодательством; данные контрагентов общества, подтверждающие факт использования приобретаемой у него продукции (металлов и сплавов со специальными свойствами) при производстве вооружения и военной техники; сведения потенциальных производителей продукции, аналогичной той, которую производит общество, об отсутствии фактов производства ими этой продукции; общедоступная информация с официального сайта общества в сети Интернет о позиционировании обществом себя как постоянного поставщика высококачественной металлопродукции для специального машиностроения.
Статья: О некоторых вопросах совершенствования института изменения (отмены) предписаний антимонопольного органа в постсанкционных условиях
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Проект) <1>, разработанным ФАС России во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 7 октября 2023 г. N 11401-П9-ММ (далее - Поручение), предлагается расширить основания изменения предписаний антимонопольного органа в рамках контроля экономической концентрации и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 33 и 51.2 Федерального закона от 26 июля 2023 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <2> (далее - Закон о защите конкуренции). Данный перечень оснований возникновения существенных обстоятельств, в который входили изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, предлагается дополнить несоответствием ценовых ориентиров предписания условиям обращения товара на товарном рынке.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Проект) <1>, разработанным ФАС России во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 7 октября 2023 г. N 11401-П9-ММ (далее - Поручение), предлагается расширить основания изменения предписаний антимонопольного органа в рамках контроля экономической концентрации и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 33 и 51.2 Федерального закона от 26 июля 2023 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <2> (далее - Закон о защите конкуренции). Данный перечень оснований возникновения существенных обстоятельств, в который входили изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, предлагается дополнить несоответствием ценовых ориентиров предписания условиям обращения товара на товарном рынке.
Статья: Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В то же время определение географических границ товарного рынка в рамках дела в отношении компании Microsoft, на наш взгляд, потребовало более взвешенного подхода. ФАС России указала, что получение RTM-версий операционных систем для адаптации прикладного программного обеспечения осуществляется вне физических каналов распространения. Исходя из фактически сложившегося порядка получения операционных систем разработчиками, географические границы рынка операционных систем для стационарных компьютеров и ноутбуков для адаптации прикладного программного обеспечения были определены как глобальные. Однако впоследствии ФАС России ограничила исследуемый товарный рынок географическими границами территории Российской Федерации, учитывая неразрывную взаимосвязанность рынка операционных систем для конечных пользователей и рынка операционных систем для разработчиков прикладного программного обеспечения.
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В то же время определение географических границ товарного рынка в рамках дела в отношении компании Microsoft, на наш взгляд, потребовало более взвешенного подхода. ФАС России указала, что получение RTM-версий операционных систем для адаптации прикладного программного обеспечения осуществляется вне физических каналов распространения. Исходя из фактически сложившегося порядка получения операционных систем разработчиками, географические границы рынка операционных систем для стационарных компьютеров и ноутбуков для адаптации прикладного программного обеспечения были определены как глобальные. Однако впоследствии ФАС России ограничила исследуемый товарный рынок географическими границами территории Российской Федерации, учитывая неразрывную взаимосвязанность рынка операционных систем для конечных пользователей и рынка операционных систем для разработчиков прикладного программного обеспечения.
Последние изменения: Недобросовестная конкуренция
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС России разъяснила, как устанавливаются географические границы товарного рынка при рассмотрении заявлений о нарушении ст. ст. 14.4, 14.8 Закона о защите конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС России разъяснила, как устанавливаются географические границы товарного рынка при рассмотрении заявлений о нарушении ст. ст. 14.4, 14.8 Закона о защите конкуренции.
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)К существенным изменениям условий обращения товара относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей; утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения; несоответствие указанных в предписании ориентиров формирования цены на товар общим условиям обращения товара. Такое основание для пересмотра, как несоответствие указанных в предписании ориентиров формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке, является новеллой.
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)К существенным изменениям условий обращения товара относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей; утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения; несоответствие указанных в предписании ориентиров формирования цены на товар общим условиям обращения товара. Такое основание для пересмотра, как несоответствие указанных в предписании ориентиров формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке, является новеллой.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)При рассмотрении другого ходатайства и по результатам анализа рынка ФАС России пришла к выводу о том, что в случае совершения сделки доля приобретателя и его группы лиц, уже занимающих доминирующее положение на рынке цемента в географических границах Сибирского федерального округа Российской Федерации, существенно возрастет. В этой связи было принято решение о продлении сроков рассмотрения ходатайства и выдаче предварительных условий о совершении действий по снижению группой лиц приобретателя своей рыночной доли путем отчуждения в пользу третьих лиц прав контроля в отношении хозяйствующего субъекта своей группы лиц, непосредственно конкурирующего с объектом экономической концентрации <2>.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)При рассмотрении другого ходатайства и по результатам анализа рынка ФАС России пришла к выводу о том, что в случае совершения сделки доля приобретателя и его группы лиц, уже занимающих доминирующее положение на рынке цемента в географических границах Сибирского федерального округа Российской Федерации, существенно возрастет. В этой связи было принято решение о продлении сроков рассмотрения ходатайства и выдаче предварительных условий о совершении действий по снижению группой лиц приобретателя своей рыночной доли путем отчуждения в пользу третьих лиц прав контроля в отношении хозяйствующего субъекта своей группы лиц, непосредственно конкурирующего с объектом экономической концентрации <2>.
Статья: Проблемы определения пределов свободы усмотрения субъектов предпринимательской деятельности
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Таким образом, формально малый и средний бизнес, который представляет собой наименее защищенный сектор экономики, может попасть под санкции за нарушение антимонопольного законодательства, что негативно влияет на развитие предпринимательства. Возможность отнесения субъекта малого или среднего предпринимательства к числу монополистов заключается в неопределенности понятия рынка, на котором обращается товар. Географические границы рынка могут быть ограничены территорией города или его отдельной части, а при определенных условиях и конкретным зданием, например торговым центром. Даже если субъект малого бизнеса займет доминирующее положение в границах одного торгового центра, это не повлияет на рынок в целом. Непонятно, чем руководствовался законодатель при разработке этой нормы, насколько оправданно с точки зрения обеспечения баланса частных и публичных интересов отнесение к данной категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Цель любой антимонопольной политики государства заключается в поддержке собственно конкуренции на рынке, что является одной из форм поддержки бизнеса в целом. Однако применение к признанному доминирующим субъектом малому и среднему бизнесу предусмотренных законом антимонопольных мер лишает правового смысла его поддержку со стороны государства.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Таким образом, формально малый и средний бизнес, который представляет собой наименее защищенный сектор экономики, может попасть под санкции за нарушение антимонопольного законодательства, что негативно влияет на развитие предпринимательства. Возможность отнесения субъекта малого или среднего предпринимательства к числу монополистов заключается в неопределенности понятия рынка, на котором обращается товар. Географические границы рынка могут быть ограничены территорией города или его отдельной части, а при определенных условиях и конкретным зданием, например торговым центром. Даже если субъект малого бизнеса займет доминирующее положение в границах одного торгового центра, это не повлияет на рынок в целом. Непонятно, чем руководствовался законодатель при разработке этой нормы, насколько оправданно с точки зрения обеспечения баланса частных и публичных интересов отнесение к данной категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Цель любой антимонопольной политики государства заключается в поддержке собственно конкуренции на рынке, что является одной из форм поддержки бизнеса в целом. Однако применение к признанному доминирующим субъектом малому и среднему бизнесу предусмотренных законом антимонопольных мер лишает правового смысла его поддержку со стороны государства.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок- изменение продуктовых или географических границ товарного рынка;
Статья: Комментарий к содержанию пятого антимонопольного пакета
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)В указанных в табл. 2 делах затрагиваются, помимо многих теоретических и практических вопросов (например, порядка и особенностей определения географических границ рынка), следующие аспекты монополистической деятельности на цифровом рынке:
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)В указанных в табл. 2 делах затрагиваются, помимо многих теоретических и практических вопросов (например, порядка и особенностей определения географических границ рынка), следующие аспекты монополистической деятельности на цифровом рынке:
Статья: О проектировании правового института (режима) запрета существенного повышения цены на социально значимые товары в антимонопольном законодательстве
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Проектируемый правовой институт хотя и основывается на антимонопольном законодательстве, но лишь юридико-технически, а по сути он является режимом административным, основанным на запрете существенно повышать цены, расследование внутри которого будет осуществляться без применения антимонопольных методов, основанных на анализе состояния конкуренции на товарном рынке, а в упрощенном порядке: упрощенное установление товара, географических границ рынка, состава продавцов и т.д. по методикам Минэкономразвития России.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Проектируемый правовой институт хотя и основывается на антимонопольном законодательстве, но лишь юридико-технически, а по сути он является режимом административным, основанным на запрете существенно повышать цены, расследование внутри которого будет осуществляться без применения антимонопольных методов, основанных на анализе состояния конкуренции на товарном рынке, а в упрощенном порядке: упрощенное установление товара, географических границ рынка, состава продавцов и т.д. по методикам Минэкономразвития России.