Генеральный план территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Генеральный план территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1 ГрК РФПравила землепользования и застройки муниципального образования не должны менять назначение территории, определенное генпланом >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФПри этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского округа в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О роли генерального плана в комплексном развитии территории: эколого-правовой аспект
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный абзац введен с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, и воспроизведен Федеральным законом "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в новой редакции данного пункта. Соответственно, Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". Этим же Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ был признан утратившим силу абзац п. 8 комментируемой статьи в первоначальной редакции, устанавливавший, что отчуждению в соответствии с комментируемым Законом не подлежат земельные участки в составе земель предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный абзац введен с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, и воспроизведен Федеральным законом "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в новой редакции данного пункта. Соответственно, Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". Этим же Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ был признан утратившим силу абзац п. 8 комментируемой статьи в первоначальной редакции, устанавливавший, что отчуждению в соответствии с комментируемым Законом не подлежат земельные участки в составе земель предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Приказ Минэкономразвития России от 6 мая 2024 г. N 273
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Приказ Минэкономразвития России от 6 мая 2024 г. N 273
Готовое решение: Что рекомендуется проверить покупателю перед покупкой земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)документах территориального планирования (например, в генеральных планах поселений, городских или муниципальных округов, схемах территориального планирования муниципальных районов). Такие документы содержат, в частности, положения о территориальном планировании, карты границ населенных пунктов и планируемого размещения объектов местного значения и функциональных зон (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ). Ознакомиться с утвержденными документами территориального планирования можно в том числе на официальном сайте (например, на сайте администрации муниципального образования). Обязанность уполномоченных органов обеспечить доступ к таким документам на официальном сайте следует из ч. 9 ст. 9 ГрК РФ. Проверить эти сведения рекомендуем, поскольку именно на их основе может произойти изъятие земельного участка в будущем;
(КонсультантПлюс, 2025)документах территориального планирования (например, в генеральных планах поселений, городских или муниципальных округов, схемах территориального планирования муниципальных районов). Такие документы содержат, в частности, положения о территориальном планировании, карты границ населенных пунктов и планируемого размещения объектов местного значения и функциональных зон (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ). Ознакомиться с утвержденными документами территориального планирования можно в том числе на официальном сайте (например, на сайте администрации муниципального образования). Обязанность уполномоченных органов обеспечить доступ к таким документам на официальном сайте следует из ч. 9 ст. 9 ГрК РФ. Проверить эти сведения рекомендуем, поскольку именно на их основе может произойти изъятие земельного участка в будущем;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что ранее, до принятия Закона N 627-ФЗ, положения о возможности не учитывать действующую ДПТ, положения о параллельном внесении изменений в Генеральный план, ПЗЗ распространялись только на случаи осуществления КРТ в соответствии с решением о КРТ, но не договором о КРТ. В действующей редакции ГрК РФ возможность подготовки ДПТ без учета ранее утвержденной в отношении этой территории ДПТ, возможность корректировки Генерального плана и ПЗЗ допускаются и в случае разработки ДПТ только в соответствии с договором о КРТ. В этой связи возникает вопрос о возможности осуществлять КРТ по инициативе правообладателей без учета действующей ДПТ, Генерального плана и ПЗЗ, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 70 ГрК РФ для заключения договора о КРТ с правообладателями принятие решения о КРТ не требуется, что позволяет говорить о распространении указанных положений на случаи осуществления КРТ по инициативе правообладателей. Такая трактовка позволяла бы правообладателям объектов недвижимого имущества заключить договор о КРТ и одновременно инициировать корректировку ДПТ, Генерального плана и ПЗЗ. Несмотря на это, ряд положений о корректировке Генерального плана и ПЗЗ по упрощенной процедуре (отсутствие необходимости принятия отдельного решения об изменении Генерального плана, ограничение территории, в границах которой проходят общественные обсуждения или публичные слушания, основания для рассмотрения главой муниципального образования вопроса об изменении ПЗЗ и т.п.) распространяются только на корректировку Генерального плана и ПЗЗ в соответствии с решением о КРТ, но не договором о КРТ (в частности, п. 2.1 ст. 24, п. 3.1 ст. 28, п. 14 ст. 31, пп. 6 п. 2, п. 3.4 ст. 33 ГрК РФ). Учитывая это, можно предположить, что при КРТ по инициативе правообладателей все же предусматривать ВРИ и параметры, не соответствующие ПЗЗ, не учитывать ранее утвержденную ДПТ и т.д. нельзя.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что ранее, до принятия Закона N 627-ФЗ, положения о возможности не учитывать действующую ДПТ, положения о параллельном внесении изменений в Генеральный план, ПЗЗ распространялись только на случаи осуществления КРТ в соответствии с решением о КРТ, но не договором о КРТ. В действующей редакции ГрК РФ возможность подготовки ДПТ без учета ранее утвержденной в отношении этой территории ДПТ, возможность корректировки Генерального плана и ПЗЗ допускаются и в случае разработки ДПТ только в соответствии с договором о КРТ. В этой связи возникает вопрос о возможности осуществлять КРТ по инициативе правообладателей без учета действующей ДПТ, Генерального плана и ПЗЗ, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 70 ГрК РФ для заключения договора о КРТ с правообладателями принятие решения о КРТ не требуется, что позволяет говорить о распространении указанных положений на случаи осуществления КРТ по инициативе правообладателей. Такая трактовка позволяла бы правообладателям объектов недвижимого имущества заключить договор о КРТ и одновременно инициировать корректировку ДПТ, Генерального плана и ПЗЗ. Несмотря на это, ряд положений о корректировке Генерального плана и ПЗЗ по упрощенной процедуре (отсутствие необходимости принятия отдельного решения об изменении Генерального плана, ограничение территории, в границах которой проходят общественные обсуждения или публичные слушания, основания для рассмотрения главой муниципального образования вопроса об изменении ПЗЗ и т.п.) распространяются только на корректировку Генерального плана и ПЗЗ в соответствии с решением о КРТ, но не договором о КРТ (в частности, п. 2.1 ст. 24, п. 3.1 ст. 28, п. 14 ст. 31, пп. 6 п. 2, п. 3.4 ст. 33 ГрК РФ). Учитывая это, можно предположить, что при КРТ по инициативе правообладателей все же предусматривать ВРИ и параметры, не соответствующие ПЗЗ, не учитывать ранее утвержденную ДПТ и т.д. нельзя.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В субъектах Федерации уже приступили к составлению мастер-планов. Однако у этого документа пока нет четкого правового статуса. Работа над соответствующим законопроектом ведется, но прошу ее не затягивать. При этом нужно, наконец, внести ясность, как мастер-планы будут соотноситься с генеральными и комплексными планами развития территорий.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В субъектах Федерации уже приступили к составлению мастер-планов. Однако у этого документа пока нет четкого правового статуса. Работа над соответствующим законопроектом ведется, но прошу ее не затягивать. При этом нужно, наконец, внести ясность, как мастер-планы будут соотноситься с генеральными и комплексными планами развития территорий.
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.