Генеральный план городского округа
Подборка наиболее важных документов по запросу Генеральный план городского округа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Аренда земельного участка: Арендатор хочет признать решение Уполномоченного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)решение об изъятии принято без утвержденных документов территориального планирования или проектов планировки территории, предусматривающих объекты, в целях строительства (реконструкции) которых изымается земельный участок (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ), например без генерального плана городского округа (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)решение об изъятии принято без утвержденных документов территориального планирования или проектов планировки территории, предусматривающих объекты, в целях строительства (реконструкции) которых изымается земельный участок (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ), например без генерального плана городского округа (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Постановление Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - ППВС N 50), определяя признаки нормативного правового акта, указывает, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Далее используется и вовсе перечисление конкретных актов, которые относятся к нормативным, в частности, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации. История появления в руководящих разъяснениях ВС РФ этих примеров связана с достаточно длительным периодом разрозненной судебной практики <1> в оценке их нормативности, вылившейся в Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", обозначившее позицию высшего суда путем прямого указания на нормативность актов и лишь тогда способствовавшее достижению единообразия <2>.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Постановление Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - ППВС N 50), определяя признаки нормативного правового акта, указывает, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Далее используется и вовсе перечисление конкретных актов, которые относятся к нормативным, в частности, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации. История появления в руководящих разъяснениях ВС РФ этих примеров связана с достаточно длительным периодом разрозненной судебной практики <1> в оценке их нормативности, вылившейся в Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", обозначившее позицию высшего суда путем прямого указания на нормативность актов и лишь тогда способствовавшее достижению единообразия <2>.
Статья: Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Однако Закон об Олимпийских играх (ч. 9 ст. 14), Закон о Саммите АТЭС (ч. 11 ст. 4) предусматривают, что подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования. А в соответствии с частью 11 статьи 27 Закона о чемпионате мира по футболу в случае, если размещение объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории не соответствует ранее утвержденным документам территориального планирования, то следует внести изменения в соответствующие документы территориального планирования. Более того, согласно части 10.2 статьи 45 ГрК РФ <11> в случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Однако Закон об Олимпийских играх (ч. 9 ст. 14), Закон о Саммите АТЭС (ч. 11 ст. 4) предусматривают, что подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования. А в соответствии с частью 11 статьи 27 Закона о чемпионате мира по футболу в случае, если размещение объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории не соответствует ранее утвержденным документам территориального планирования, то следует внести изменения в соответствующие документы территориального планирования. Более того, согласно части 10.2 статьи 45 ГрК РФ <11> в случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Рассматривая это дело, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что изменение правового режима земельного участка, а именно категории и вида разрешенного использования, не предусматривающее дальнейшее использование участка в целях сельскохозяйственного производства, действительно является препятствием для заключения нового договора аренды земельного участка в названных целях. Вместе с тем "само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования" <3>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Рассматривая это дело, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что изменение правового режима земельного участка, а именно категории и вида разрешенного использования, не предусматривающее дальнейшее использование участка в целях сельскохозяйственного производства, действительно является препятствием для заключения нового договора аренды земельного участка в названных целях. Вместе с тем "само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования" <3>.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)<13> См. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 мая 2024 года N 273 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)".
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)<13> См. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 мая 2024 года N 273 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)".
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)генеральному плану городского округа;
(КонсультантПлюс, 2025)генеральному плану городского округа;
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Территориальное планирование осуществляется как на федеральном и региональном, так и местном уровнях. Так, в состав генерального плана городского округа входят карты, фиксирующие размещение объектов местного значения, в том числе энергетических объектов (ст. 23 ГрК РФ). В документах градостроительного зонирования (планах землепользования и застройки) органы местного самоуправления подразделяют территорию муниципалитета на территориальные зоны, для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент. Последний определяет правовой режим использования земельных участков в пределах зоны, а также всего, что находится над и под такими земельными участками. В силу ст. 35 ГрК РФ в границах муниципалитета может выделяться производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур, где могут располагаться энергетические объекты. Учитывая, что переход к "зеленой" экономике означает увеличение числа ветрогенераторов, солнечных батарей и иных объектов возобновляемой энергетики, в генеральных планах и Правилах землепользования и застройки органам местного самоуправления предстоит определять места расположения таких новых энергетических объектов, а также параметры и виды разрешенного использования соответствующих земельных участков и объектов на них. Там же будут определены и требования к строительству мусороперерабатывающих заводов.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Территориальное планирование осуществляется как на федеральном и региональном, так и местном уровнях. Так, в состав генерального плана городского округа входят карты, фиксирующие размещение объектов местного значения, в том числе энергетических объектов (ст. 23 ГрК РФ). В документах градостроительного зонирования (планах землепользования и застройки) органы местного самоуправления подразделяют территорию муниципалитета на территориальные зоны, для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент. Последний определяет правовой режим использования земельных участков в пределах зоны, а также всего, что находится над и под такими земельными участками. В силу ст. 35 ГрК РФ в границах муниципалитета может выделяться производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур, где могут располагаться энергетические объекты. Учитывая, что переход к "зеленой" экономике означает увеличение числа ветрогенераторов, солнечных батарей и иных объектов возобновляемой энергетики, в генеральных планах и Правилах землепользования и застройки органам местного самоуправления предстоит определять места расположения таких новых энергетических объектов, а также параметры и виды разрешенного использования соответствующих земельных участков и объектов на них. Там же будут определены и требования к строительству мусороперерабатывающих заводов.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> См. ч. 3 ст. 22 ПЗЗ Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 N 5-8 "О Правилах землепользования и застройки г. Казани"; п. 3.1.2 ч. 3 раздела I Генерального плана г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 N 5-38 "Об утверждении Генерального плана городского округа Казань".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> См. ч. 3 ст. 22 ПЗЗ Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 N 5-8 "О Правилах землепользования и застройки г. Казани"; п. 3.1.2 ч. 3 раздела I Генерального плана г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 N 5-38 "Об утверждении Генерального плана городского округа Казань".
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие решения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие решения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 24 ГрК РФ).
Статья: Конституционное судопроизводство в системе процессуальных форм защиты публичных прав
(Михайлова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<18> "Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации)". См.: Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // СПС "КонсультантПлюс".
(Михайлова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<18> "Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации)". См.: Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // СПС "КонсультантПлюс".