Генеральный план города
Подборка наиболее важных документов по запросу Генеральный план города (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...в рамках осуществления контроля за соблюдением правил землепользования и застройки, за соответствием осуществляемого строительства генеральному плану развития города, параметрам, определяющим архитектурный облик города, Администрация города... вправе предъявлять требования о приведении зданий в первоначальное состояние, в том числе, по основанию нарушения застройщиком требований градостроительного законодательства, выражающихся в осуществлении реконструкции без получения необходимых разрешений. Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
(КонсультантПлюс, 2025)...в рамках осуществления контроля за соблюдением правил землепользования и застройки, за соответствием осуществляемого строительства генеральному плану развития города, параметрам, определяющим архитектурный облик города, Администрация города... вправе предъявлять требования о приведении зданий в первоначальное состояние, в том числе, по основанию нарушения застройщиком требований градостроительного законодательства, выражающихся в осуществлении реконструкции без получения необходимых разрешений. Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Совокупный анализ положений пункта 10.1 статьи 1, статей 23, 28 ГрК РФ, статей 23, 28 Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" указывает на то, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание генерального плана поселения,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание генерального плана поселения,
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
Статья: Конституционно-правовая оценка федеративного устройства России: диссонанс теории и практики
(Рассказов В.Л., Ковалева И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Часть 1 ст. 65 Конституции РФ закрепляет за Москвой статус города федерального значения, субъекта РФ, данный статус также определяется Уставом города <8>. Часть 2 ст. 70 Конституции РФ, в свою очередь, закрепляет за Москвой статус столицы России. Этот статус города почетно и оправданно исторически обоснован. Первое упоминание о городе относится к 1147 г., тогда Москва была единственной пограничной крепостью на юго-западе Северо-Восточной Руси. Позже Великое Московское княжество соединило в себе центр Русского государства и резиденцию митрополитов, уже в то время Москва стала большим культурным и политическим центром. Неоценимый вклад был внесен городом в отечественную историю на всех этапах ее развития. Сегодня Москва - это духовный центр страны, территория нахождения высших органов государственной власти, настоящий передовой центр с новейшими разработками <9>. Значимость Москвы для государства предопределяет ее расширенные полномочия. В соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 08.08.2024) "О статусе столицы Российской Федерации" <10> органы государственной власти Московской области содействуют административному центру в осуществлении функций столицы. Территориальной организации, финансовому обеспечению и в целом развитию Москвы уделяется большое внимание: проект генерального плана города согласовывается с Правительством РФ, город финансируется как субъект РФ, но по отношению к федеральному бюджету является источником доходов, так как средства федерального бюджета, полученные из бюджета Москвы, распределяются и направляются на финансирование других субъектов. Программа реновации, введенная в столице, поддерживает инфраструктуру города, улучшает уровень жизни населения посредством переселения в новые квартиры, строительства социальных объектов, сохраняет и поддерживает культуру города, поскольку реновация предполагает сохранение исторических зданий и строительство новых. Особенности регулирования некоторых земельных, градостроительных отношений, касающиеся реновации, стали поправками к Закону о статусе столицы РФ. На наш взгляд, при оценке правового положения Москвы нельзя не отметить некоторую отстраненность города, его обособленность, которая свидетельствует об исключительном, специальном статусе столицы. При данном наборе компетенций не представляется возможной объективная оценка соотнесения статуса Москвы и других субъектов. Двойственный статус органов власти, различные подходы к налогообложению, зависимость федеральных органов государственной власти от столицы поднимают еще один сложный юридический вопрос, требующий отдельного внимания. Именно поэтому при оценке компетенций субъектов следует упоминать и Москву, но с указанием ее особого статуса, который не подлежит корректному сравнению.
(Рассказов В.Л., Ковалева И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Часть 1 ст. 65 Конституции РФ закрепляет за Москвой статус города федерального значения, субъекта РФ, данный статус также определяется Уставом города <8>. Часть 2 ст. 70 Конституции РФ, в свою очередь, закрепляет за Москвой статус столицы России. Этот статус города почетно и оправданно исторически обоснован. Первое упоминание о городе относится к 1147 г., тогда Москва была единственной пограничной крепостью на юго-западе Северо-Восточной Руси. Позже Великое Московское княжество соединило в себе центр Русского государства и резиденцию митрополитов, уже в то время Москва стала большим культурным и политическим центром. Неоценимый вклад был внесен городом в отечественную историю на всех этапах ее развития. Сегодня Москва - это духовный центр страны, территория нахождения высших органов государственной власти, настоящий передовой центр с новейшими разработками <9>. Значимость Москвы для государства предопределяет ее расширенные полномочия. В соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 08.08.2024) "О статусе столицы Российской Федерации" <10> органы государственной власти Московской области содействуют административному центру в осуществлении функций столицы. Территориальной организации, финансовому обеспечению и в целом развитию Москвы уделяется большое внимание: проект генерального плана города согласовывается с Правительством РФ, город финансируется как субъект РФ, но по отношению к федеральному бюджету является источником доходов, так как средства федерального бюджета, полученные из бюджета Москвы, распределяются и направляются на финансирование других субъектов. Программа реновации, введенная в столице, поддерживает инфраструктуру города, улучшает уровень жизни населения посредством переселения в новые квартиры, строительства социальных объектов, сохраняет и поддерживает культуру города, поскольку реновация предполагает сохранение исторических зданий и строительство новых. Особенности регулирования некоторых земельных, градостроительных отношений, касающиеся реновации, стали поправками к Закону о статусе столицы РФ. На наш взгляд, при оценке правового положения Москвы нельзя не отметить некоторую отстраненность города, его обособленность, которая свидетельствует об исключительном, специальном статусе столицы. При данном наборе компетенций не представляется возможной объективная оценка соотнесения статуса Москвы и других субъектов. Двойственный статус органов власти, различные подходы к налогообложению, зависимость федеральных органов государственной власти от столицы поднимают еще один сложный юридический вопрос, требующий отдельного внимания. Именно поэтому при оценке компетенций субъектов следует упоминать и Москву, но с указанием ее особого статуса, который не подлежит корректному сравнению.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Приказ Минэкономразвития России от 6 мая 2024 г. N 273
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Приказ Минэкономразвития России от 6 мая 2024 г. N 273
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Готовое решение: Что рекомендуется проверить покупателю перед покупкой земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)документах территориального планирования (например, в генеральных планах поселений, городских или муниципальных округов, схемах территориального планирования муниципальных районов). Такие документы содержат, в частности, положения о территориальном планировании, карты границ населенных пунктов и планируемого размещения объектов местного значения и функциональных зон (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ). Ознакомиться с утвержденными документами территориального планирования можно в том числе на официальном сайте (например, на сайте администрации муниципального образования). Обязанность уполномоченных органов обеспечить доступ к таким документам на официальном сайте следует из ч. 9 ст. 9 ГрК РФ. Проверить эти сведения рекомендуем, поскольку именно на их основе может произойти изъятие земельного участка в будущем;
(КонсультантПлюс, 2025)документах территориального планирования (например, в генеральных планах поселений, городских или муниципальных округов, схемах территориального планирования муниципальных районов). Такие документы содержат, в частности, положения о территориальном планировании, карты границ населенных пунктов и планируемого размещения объектов местного значения и функциональных зон (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ). Ознакомиться с утвержденными документами территориального планирования можно в том числе на официальном сайте (например, на сайте администрации муниципального образования). Обязанность уполномоченных органов обеспечить доступ к таким документам на официальном сайте следует из ч. 9 ст. 9 ГрК РФ. Проверить эти сведения рекомендуем, поскольку именно на их основе может произойти изъятие земельного участка в будущем;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако есть и более успешный пример. Так, в Ульяновске разрабатывался проект по созданию искусственного земельного участка, на котором планировалось размещение многоэтажных жилых домов, торговых объектов, автомобильных дорог, проездов и стоянок, малых архитектурных форм, спортивных объектов и детских площадок и благоустройство набережной реки Свияги. Проект был одобрен на публичных слушаниях, и соответствующие изменения были внесены в том числе в Генеральный план города Ульяновска <1>. Не обошлось и без судебного разбирательства (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 14.07.2015 по делу N 33-2890/2015), в котором гражданином оспаривалось решение о создании искусственного земельного участка на реке Свияге по тем основаниям, что первоначально участок планировалось использовать для размещения гипермаркета товаров для дома и стройки, но в результате было произведено изменение разрешенного использования на комплексную застройку, жилые дома и объекты торговли, что, по его мнению, противоречит требованиям законодательства. Суд, отказывая в удовлетворении требований истца, указал, что решение об изменении разрешенного использования искусственного земельного участка было принято по итогам работы согласительной комиссии с целью снижения воздействия на окружающую среду, удовлетворения потребностей жителей города в комфортном и доступном жилье, благоустройстве набережной и создании единой зоны для отдыха и торговли. Оценке подверглось и изучение вопроса влияния планируемой к осуществлению деятельности на окружающую среду, в частности, было отмечено, что соответствующая территория представляет собой заболоченную, заброшенную и засоренную местность. Проведенные исследования показали, что создание искусственного земельного участка благотворно скажется на окружающей среде и будет способствовать благоустройству территории. На данный момент Стратегические направления социально-экономического развития муниципального образования "город Ульяновск" до 2030 года предусматривают продолжение реализации комплексных проектов освоения территории, в том числе в отношении берега реки Свияги <2>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако есть и более успешный пример. Так, в Ульяновске разрабатывался проект по созданию искусственного земельного участка, на котором планировалось размещение многоэтажных жилых домов, торговых объектов, автомобильных дорог, проездов и стоянок, малых архитектурных форм, спортивных объектов и детских площадок и благоустройство набережной реки Свияги. Проект был одобрен на публичных слушаниях, и соответствующие изменения были внесены в том числе в Генеральный план города Ульяновска <1>. Не обошлось и без судебного разбирательства (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 14.07.2015 по делу N 33-2890/2015), в котором гражданином оспаривалось решение о создании искусственного земельного участка на реке Свияге по тем основаниям, что первоначально участок планировалось использовать для размещения гипермаркета товаров для дома и стройки, но в результате было произведено изменение разрешенного использования на комплексную застройку, жилые дома и объекты торговли, что, по его мнению, противоречит требованиям законодательства. Суд, отказывая в удовлетворении требований истца, указал, что решение об изменении разрешенного использования искусственного земельного участка было принято по итогам работы согласительной комиссии с целью снижения воздействия на окружающую среду, удовлетворения потребностей жителей города в комфортном и доступном жилье, благоустройстве набережной и создании единой зоны для отдыха и торговли. Оценке подверглось и изучение вопроса влияния планируемой к осуществлению деятельности на окружающую среду, в частности, было отмечено, что соответствующая территория представляет собой заболоченную, заброшенную и засоренную местность. Проведенные исследования показали, что создание искусственного земельного участка благотворно скажется на окружающей среде и будет способствовать благоустройству территории. На данный момент Стратегические направления социально-экономического развития муниципального образования "город Ульяновск" до 2030 года предусматривают продолжение реализации комплексных проектов освоения территории, в том числе в отношении берега реки Свияги <2>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.2. Генеральные планы поселений и городских округов
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.2. Генеральные планы поселений и городских округов