Гарантированное бронирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантированное бронирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при взимании платы за фактический простой номера гостиницы в пределах суточного тарифа при гарантированном бронировании.
(Письмо Минфина России от 31.01.2024 N 03-07-11/7529)Вопрос: Организации требуется разъяснить, подлежит ли обложению НДС плата за фактический простой номера гостиницы, но не более чем за сутки, взимаемая при гарантированном бронировании в соответствии с пп. "а" п. 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 <*>.
(Письмо Минфина России от 31.01.2024 N 03-07-11/7529)Вопрос: Организации требуется разъяснить, подлежит ли обложению НДС плата за фактический простой номера гостиницы, но не более чем за сутки, взимаемая при гарантированном бронировании в соответствии с пп. "а" п. 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 <*>.
Статья: Новые разъяснения по туристическому налогу
("Главная книга", 2025, N 5)Гостиницы вправе применять систему гарантированного бронирования, при которой в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда с постояльца взимается плата за фактический простой номера.
("Главная книга", 2025, N 5)Гостиницы вправе применять систему гарантированного бронирования, при которой в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда с постояльца взимается плата за фактический простой номера.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853
(ред. от 27.10.2025)
"Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"а) гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
(ред. от 27.10.2025)
"Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"а) гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 31.01.2024 N 03-07-11/7529 даны разъяснения по вопросу об НДС при взимании платы за фактический простой номера гостиницы в пределах суточного тарифа при гарантированном бронировании.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 31.01.2024 N 03-07-11/7529 даны разъяснения по вопросу об НДС при взимании платы за фактический простой номера гостиницы в пределах суточного тарифа при гарантированном бронировании.
Статья: Туристический налог: расчет и отчетность глазами налоговиков
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 8)Гостиницы вправе применять систему гарантированного бронирования, когда в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда с постояльца взимается плата за фактический простой номера <13>. Объектом обложения турналогом признается оказание услуг по временному проживанию, однако при простое номера (места в номере) эти услуги не оказываются, стало быть, и объекта налогообложения нет. Поэтому с платы за фактический простой при позднем отказе от бронирования, опоздании или незаезде потребителя туристический налог (в том числе минимальный) не исчисляют <14>.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 8)Гостиницы вправе применять систему гарантированного бронирования, когда в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда с постояльца взимается плата за фактический простой номера <13>. Объектом обложения турналогом признается оказание услуг по временному проживанию, однако при простое номера (места в номере) эти услуги не оказываются, стало быть, и объекта налогообложения нет. Поэтому с платы за фактический простой при позднем отказе от бронирования, опоздании или незаезде потребителя туристический налог (в том числе минимальный) не исчисляют <14>.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)"а) гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)"а) гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
Статья: Способы обеспечения исполнения обязательств при овербукинге в договоре воздушной перевозки пассажиров в России и Казахстане
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Действительно, обращаясь к правам потребителей, отметим, что исполнители обязаны оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7>, далее - Закон РФ N 2300-1; подп. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 г. N 274-IV "О защите прав потребителей" <8>). В данном случае качество предоставляемой авиакомпанией услуги зависит от соблюдения условий о времени отправления и о пункте назначения. В случае овербукинга перевозчики не могут гарантировать доставку пассажира в обозначенное при бронировании билета время. Поэтому согласно ст. 31 данного закона РФ (п. 5 ст. 35 Закона Республики Казахстан) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (требование о возврате денежной суммы по договору должно быть удовлетворено в течение десяти дней) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены выполнения работы, а если последняя не определена, то общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работ или общую цену заказа.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Действительно, обращаясь к правам потребителей, отметим, что исполнители обязаны оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7>, далее - Закон РФ N 2300-1; подп. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 г. N 274-IV "О защите прав потребителей" <8>). В данном случае качество предоставляемой авиакомпанией услуги зависит от соблюдения условий о времени отправления и о пункте назначения. В случае овербукинга перевозчики не могут гарантировать доставку пассажира в обозначенное при бронировании билета время. Поэтому согласно ст. 31 данного закона РФ (п. 5 ст. 35 Закона Республики Казахстан) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (требование о возврате денежной суммы по договору должно быть удовлетворено в течение десяти дней) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены выполнения работы, а если последняя не определена, то общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работ или общую цену заказа.
Статья: Особенности исчисления туристического налога
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 (далее - Правила), установлено, что гостиничные услуги предоставляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - исполнители) на основании договора, заключаемого в письменной форме (п. 12 Правил). Договор считается заключенным с момента получения заказчиком (потребителем) подтверждения бронирования (п. 15 Правил). Исполнитель вправе применять в гостинице гарантированное бронирование, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается (п. 16 Правил). Возникает вопрос: нужно ли с платы за простой уплачивать туристический налог?
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 (далее - Правила), установлено, что гостиничные услуги предоставляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - исполнители) на основании договора, заключаемого в письменной форме (п. 12 Правил). Договор считается заключенным с момента получения заказчиком (потребителем) подтверждения бронирования (п. 15 Правил). Исполнитель вправе применять в гостинице гарантированное бронирование, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается (п. 16 Правил). Возникает вопрос: нужно ли с платы за простой уплачивать туристический налог?
Статья: Условие take or pay и свобода договора
(Тай Ю., Павлов А., Сарбаш С., Белов В., Байбак В., Евстигнеев Э.)
("Закон", 2021, N 9)Также следует поддержать позицию КЭС и даже чуть подробнее описать правовую проблему, которая состоит не столько в самой возможности одностороннего отказа от договора (для договора услуг он возможен), сколько в последствиях такого отказа. Полный запрет на отказ от договора об оказании услуг, да и от ряда других договоров, не имеет опоры на право, экономически (житейски) абсурден и не должен иметь места (что, впрочем, не исключает, а, наоборот, предполагает возможность и даже необходимость достижения договоренности сторон о том, как будет скомпенсирован отказ второй стороне обязательства). Ведь, заключая договор с условиями take or pay, одна из сторон несет понятные затраты и неудобства от того, что гарантирует второй стороне надлежащее исполнение обязательств путем резервирования, бронирования, вынужденного простоя и т.д. Так, отель, который держит номер для гостя, очевидно несет затраты хотя бы потому, что не отдает номер третьим лицам, вне зависимости от того, приехал ли гость, использует он номер активно или просто хранит там свои вещи. То же касается, например, работы персонального водителя или таксиста. Каждый выбирает для себя модель договорного взаимодействия, но, единожды избрав ее, уже не вправе оппортунистически изменять это решение в угоду только своим интересам. В связи с этим представляется правильным и вывод КЭС о том, что компенсация отказавшейся стороны должна устанавливаться не в режиме возмещения фактически понесенных в целях исполнения договора расходов, но в заранее оговоренном в соглашении размере, поскольку фактически понесенные расходы не учитывают трудно доказуемые (или вообще неизмеримые) неполученные доходы исполнителя, ожидавшего от контрагента ординарного (ожидаемого) исполнения обязательства.
(Тай Ю., Павлов А., Сарбаш С., Белов В., Байбак В., Евстигнеев Э.)
("Закон", 2021, N 9)Также следует поддержать позицию КЭС и даже чуть подробнее описать правовую проблему, которая состоит не столько в самой возможности одностороннего отказа от договора (для договора услуг он возможен), сколько в последствиях такого отказа. Полный запрет на отказ от договора об оказании услуг, да и от ряда других договоров, не имеет опоры на право, экономически (житейски) абсурден и не должен иметь места (что, впрочем, не исключает, а, наоборот, предполагает возможность и даже необходимость достижения договоренности сторон о том, как будет скомпенсирован отказ второй стороне обязательства). Ведь, заключая договор с условиями take or pay, одна из сторон несет понятные затраты и неудобства от того, что гарантирует второй стороне надлежащее исполнение обязательств путем резервирования, бронирования, вынужденного простоя и т.д. Так, отель, который держит номер для гостя, очевидно несет затраты хотя бы потому, что не отдает номер третьим лицам, вне зависимости от того, приехал ли гость, использует он номер активно или просто хранит там свои вещи. То же касается, например, работы персонального водителя или таксиста. Каждый выбирает для себя модель договорного взаимодействия, но, единожды избрав ее, уже не вправе оппортунистически изменять это решение в угоду только своим интересам. В связи с этим представляется правильным и вывод КЭС о том, что компенсация отказавшейся стороны должна устанавливаться не в режиме возмещения фактически понесенных в целях исполнения договора расходов, но в заранее оговоренном в соглашении размере, поскольку фактически понесенные расходы не учитывают трудно доказуемые (или вообще неизмеримые) неполученные доходы исполнителя, ожидавшего от контрагента ординарного (ожидаемого) исполнения обязательства.