Гарантии нотариальной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии нотариальной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5 "Гарантии нотариальной деятельности" Основ законодательства Российской Федерации о нотариатеСТАТЬЯ 5 "ГАРАНТИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Гарантии нотариальной деятельности" Основ законодательства Российской Федерации о нотариатеСТАТЬЯ 5 "ГАРАНТИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедурные гарантии в нотариальном производстве
(Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2023, N 4)Принципы нотариальной деятельности в системе процедурных
(Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2023, N 4)Принципы нотариальной деятельности в системе процедурных
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2024 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 5 Основ "Гарантии нотариальной деятельности" предусмотрено, что сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только заявителям - лицам, обратившимся за совершением этих нотариальных действий самостоятельно или через представителя, если иное не установлено настоящими Основами.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 5 Основ "Гарантии нотариальной деятельности" предусмотрено, что сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только заявителям - лицам, обратившимся за совершением этих нотариальных действий самостоятельно или через представителя, если иное не установлено настоящими Основами.
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
Приказ Минюста России от 30.11.2016 N 268
(ред. от 10.07.2023)
"Об утверждении перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов"
(вместе с "Перечнем тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов", утв. решением правления ФНП от 24.10.2016 N 10/16, приказом Минюста России от 30.11.2016 N 268)
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2016 N 44629)5. Права, обязанности, ответственность нотариуса, страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Гарантии нотариальной деятельности.
(ред. от 10.07.2023)
"Об утверждении перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов"
(вместе с "Перечнем тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов", утв. решением правления ФНП от 24.10.2016 N 10/16, приказом Минюста России от 30.11.2016 N 268)
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2016 N 44629)5. Права, обязанности, ответственность нотариуса, страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Гарантии нотариальной деятельности.
"Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства"
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)Принцип независимости нотариуса. Согласно классическому пониманию принцип независимости нотариуса отражает правило, согласно которому нотариусы в своей деятельности совершают нотариальные действия и осуществляют иные свои полномочия без влияния каких-либо других органов и лиц, основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Принцип независимости является одной из гарантий нотариальной деятельности, будучи увязанным с другими нотариальными принципами - законностью, беспристрастностью и иными.
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)Принцип независимости нотариуса. Согласно классическому пониманию принцип независимости нотариуса отражает правило, согласно которому нотариусы в своей деятельности совершают нотариальные действия и осуществляют иные свои полномочия без влияния каких-либо других органов и лиц, основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Принцип независимости является одной из гарантий нотариальной деятельности, будучи увязанным с другими нотариальными принципами - законностью, беспристрастностью и иными.
Статья: Правовой режим нотариальной тайны
(Лагодина Е.И.)
("Нотариус", 2025, N 1)В целом данная формулировка заслуживает одобрения, поскольку она основана на действующих предписаниях ст. 5 Основ законодательства о нотариате, где указано, что нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а равно лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами законодательства о нотариате. Причем ныне действующая ст. 5 Основ называется "Гарантии нотариальной деятельности", а в проекте - "Нотариальная тайна".
(Лагодина Е.И.)
("Нотариус", 2025, N 1)В целом данная формулировка заслуживает одобрения, поскольку она основана на действующих предписаниях ст. 5 Основ законодательства о нотариате, где указано, что нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а равно лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами законодательства о нотариате. Причем ныне действующая ст. 5 Основ называется "Гарантии нотариальной деятельности", а в проекте - "Нотариальная тайна".
Статья: К вопросу о правовом статусе нотариуса в России
(Максименкова Ю.А.)
("Нотариус", 2023, N 3)И.Г. Черемных <12> и Е.Ю. Ушакова <13> предлагают в структуре любого статуса учитывать его правовые гарантии, что является верным с учетом публичности данной профессии и специальной статьи в Основах: ст. 5 "Гарантии нотариальной деятельности". Однако Е.Ю. Ушакова к гарантиям публичного лица относит и гарантированные лицу государством социальные и материальные блага, и обеспечение деятельности, ссылаясь на правовые положения о соответствующих экономических условиях деятельности нотариусов, например об установлении сумм страхования деятельности <14>. Между тем Основы определяют некоторые положения, перечисленные Е.Ю. Ушаковой, иначе. Так, страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, является его обязанностью (абз. 1 ст. 18 Основ). В то же время трудно не считать гарантиями нормы о государственной поддержке нотариата (ст. 11.1 Основ), поддержке в малонаселенных и труднодоступных местностях (ст. 11.2 Основ), компенсационном фонде Федеральной нотариальной палаты (ст. 18.1 Основ) и др. Однако в целом, за небольшим исключением, особых гарантий по государственному социальному обеспечению, медицинскому и социальному страхованию Основами для нотариусов не предусмотрено: нотариусы пользуются правами наравне с иными гражданами, не имеющими специального статуса. Вместе с тем Собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ приняло Положение о дополнительной социальной защите нотариусов, занимающихся частной практикой <15> (речь о выплатах нотариусам, получающим пенсию по старости, а также пенсию по инвалидности без права осуществления трудовой деятельности при соблюдении требований, указанных в настоящем Положении), к которому Федеральная нотариальная палата РФ составила Инструкцию <16>. Источник выплат - членские взносы, поступающие в палаты. Таким образом, речь идет не о государственной, а корпоративной помощи.
(Максименкова Ю.А.)
("Нотариус", 2023, N 3)И.Г. Черемных <12> и Е.Ю. Ушакова <13> предлагают в структуре любого статуса учитывать его правовые гарантии, что является верным с учетом публичности данной профессии и специальной статьи в Основах: ст. 5 "Гарантии нотариальной деятельности". Однако Е.Ю. Ушакова к гарантиям публичного лица относит и гарантированные лицу государством социальные и материальные блага, и обеспечение деятельности, ссылаясь на правовые положения о соответствующих экономических условиях деятельности нотариусов, например об установлении сумм страхования деятельности <14>. Между тем Основы определяют некоторые положения, перечисленные Е.Ю. Ушаковой, иначе. Так, страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, является его обязанностью (абз. 1 ст. 18 Основ). В то же время трудно не считать гарантиями нормы о государственной поддержке нотариата (ст. 11.1 Основ), поддержке в малонаселенных и труднодоступных местностях (ст. 11.2 Основ), компенсационном фонде Федеральной нотариальной палаты (ст. 18.1 Основ) и др. Однако в целом, за небольшим исключением, особых гарантий по государственному социальному обеспечению, медицинскому и социальному страхованию Основами для нотариусов не предусмотрено: нотариусы пользуются правами наравне с иными гражданами, не имеющими специального статуса. Вместе с тем Собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ приняло Положение о дополнительной социальной защите нотариусов, занимающихся частной практикой <15> (речь о выплатах нотариусам, получающим пенсию по старости, а также пенсию по инвалидности без права осуществления трудовой деятельности при соблюдении требований, указанных в настоящем Положении), к которому Федеральная нотариальная палата РФ составила Инструкцию <16>. Источник выплат - членские взносы, поступающие в палаты. Таким образом, речь идет не о государственной, а корпоративной помощи.
Статья: Защита служебной тайны в сфере деятельности Росгвардии
(Стоноженко К.А., Фаисханов Р.Р., Кибалин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 3)<10> Рябиченко В.А. Принцип обеспечения нотариальной тайны как гарантия нотариальной деятельности // Конституционно-правовое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 1 апреля 2021 года. Уфа, 2021. С. 58 - 59.
(Стоноженко К.А., Фаисханов Р.Р., Кибалин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 3)<10> Рябиченко В.А. Принцип обеспечения нотариальной тайны как гарантия нотариальной деятельности // Конституционно-правовое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 1 апреля 2021 года. Уфа, 2021. С. 58 - 59.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Казалось бы, что столь существенный уровень обязанностей и ответственности арбитражного управляющего должен быть сбалансирован путем предоставления ему соответствующих гарантий правового статуса. Не вдаваясь в научную дискуссию относительно возможных видов и классификаций гарантий и их содержания <452>, в контексте настоящей статьи обратим внимание лишь на юридические гарантии независимости арбитражного управляющего, коль скоро и законодатель, и судебная практика придают ей первостепенное значение <453>. Однако совершенно парадоксальным образом Закон о банкротстве фактически прямо не закрепляет ни одной гарантии независимости арбитражного управляющего, в то время как, к примеру, статьи 3 и 18 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <454> прямо закрепляют гарантии независимости адвоката, в том числе его личной безопасности, статьи 5, 11.1, 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <455> содержат гарантии нотариальной деятельности. Предъявляя столь значительный объем требований к арбитражному управляющему, законодатель практически устранился от разрешения проблематики обеспечения и защиты прав арбитражных управляющих.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Казалось бы, что столь существенный уровень обязанностей и ответственности арбитражного управляющего должен быть сбалансирован путем предоставления ему соответствующих гарантий правового статуса. Не вдаваясь в научную дискуссию относительно возможных видов и классификаций гарантий и их содержания <452>, в контексте настоящей статьи обратим внимание лишь на юридические гарантии независимости арбитражного управляющего, коль скоро и законодатель, и судебная практика придают ей первостепенное значение <453>. Однако совершенно парадоксальным образом Закон о банкротстве фактически прямо не закрепляет ни одной гарантии независимости арбитражного управляющего, в то время как, к примеру, статьи 3 и 18 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <454> прямо закрепляют гарантии независимости адвоката, в том числе его личной безопасности, статьи 5, 11.1, 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <455> содержат гарантии нотариальной деятельности. Предъявляя столь значительный объем требований к арбитражному управляющему, законодатель практически устранился от разрешения проблематики обеспечения и защиты прав арбитражных управляющих.
Статья: Противодействие легализации преступных доходов: правовые средства прокурора и правоприменительная практика
(Бызова М.В., Калашников В.С.)
("Законность", 2023, N 7)Так, одной из гарантий нотариальной деятельности нотариуса согласно ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) является положение о том, что сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию в том числе прокуратуры в связи с находящимися в ее производстве уголовными, гражданскими или административными делами. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, он не осуществляет предварительное расследование. Наконец, несмотря на предоставленное ст. 28.4 КоАП РФ право возбуждать дело о любом административном правонарушении, вопрос о значении запрашиваемой информации ключевой, играющий важную роль на стадии принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, а не сбора и фиксации доказательств.
(Бызова М.В., Калашников В.С.)
("Законность", 2023, N 7)Так, одной из гарантий нотариальной деятельности нотариуса согласно ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) является положение о том, что сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию в том числе прокуратуры в связи с находящимися в ее производстве уголовными, гражданскими или административными делами. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, он не осуществляет предварительное расследование. Наконец, несмотря на предоставленное ст. 28.4 КоАП РФ право возбуждать дело о любом административном правонарушении, вопрос о значении запрашиваемой информации ключевой, играющий важную роль на стадии принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, а не сбора и фиксации доказательств.