Гарантии и льготы одинокой мамы
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии и льготы одинокой мамы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы применения мер защиты имущественных интересов одиноких матерей и отцов в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ <15> также не предусмотрено дополнительных гарантий по социальной поддержке одиноких матерей и отцов в периоды, признанные чрезвычайной ситуацией.
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ <15> также не предусмотрено дополнительных гарантий по социальной поддержке одиноких матерей и отцов в периоды, признанные чрезвычайной ситуацией.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Статья: Труд женщин в России: правовые новации по его охране
(Скачкова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)Для целей нормативного регулирования труда данной категории работников используются, в частности, следующие понятия: лица с семейными обязанностями; одинокая мать; лица, воспитывающие детей без матери. С учетом правового статуса указанных лиц устанавливается и предоставляемый им в сфере труда уровень льгот, гарантий и компенсаций.
(Скачкова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)Для целей нормативного регулирования труда данной категории работников используются, в частности, следующие понятия: лица с семейными обязанностями; одинокая мать; лица, воспитывающие детей без матери. С учетом правового статуса указанных лиц устанавливается и предоставляемый им в сфере труда уровень льгот, гарантий и компенсаций.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на соответствующие дополнительные гарантии по социальной поддержке (п. 1 ст. 1 Закона N 159-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на соответствующие дополнительные гарантии по социальной поддержке (п. 1 ст. 1 Закона N 159-ФЗ).
Статья: Права женщин в российском земельном и экологическом праве: постановка проблемы
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Современное право", 2025, N 2)Из проведенного анализа можно сделать и несколько предложений по развитию российского земельного (и/или смежного с ним) законодательства. Для нашей страны не актуальны проблемы с наследованием земельных участков женщинами или иные дискриминационные практики некоторых азиатских или африканских стран. Другими словами, конституционная норма о равенстве прав мужчин и женщин в части приобретения в собственность или аренду земельных участков вполне работает на практике (именно поэтому ЗК РФ и не содержит специальных норм и гарантий земельных прав женщин). Тем не менее целесообразно закрепление в ЗК РФ (или в нормативных актах субъектов Российской Федерации) норм о приобретении в собственность (или аренду) бесплатно земельных участков для социально уязвимых категорий женщин (матери-одиночки, вдовы многодетных семей и др.); установление налоговых льгот для указанных выше уязвимых категорий женщин; обеспечение для них доступа к льготному кредитованию в случае приобретения земельного участка из публичной собственности или для поддержки ведения сельскохозяйственного производства; внедрение бесплатных образовательных программ по обучению женщин современным агротехнологиям, а также иным аспектам сельскохозяйственного производства; создание в аппарате уполномоченных по правам человека специальных отделов по защите прав женщин (в том числе земельных прав); более широкое привлечение женщин к работе в консультативных советах при органах власти, занимающихся решением земельных и экологических вопросов; учет в программах по развитию сельских территорий потребностей женщин; проведение сбора и анализа данных о владении землей по гендерному признаку для разработки законопроектов, более полно отражающих права и интересы женщин.
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Современное право", 2025, N 2)Из проведенного анализа можно сделать и несколько предложений по развитию российского земельного (и/или смежного с ним) законодательства. Для нашей страны не актуальны проблемы с наследованием земельных участков женщинами или иные дискриминационные практики некоторых азиатских или африканских стран. Другими словами, конституционная норма о равенстве прав мужчин и женщин в части приобретения в собственность или аренду земельных участков вполне работает на практике (именно поэтому ЗК РФ и не содержит специальных норм и гарантий земельных прав женщин). Тем не менее целесообразно закрепление в ЗК РФ (или в нормативных актах субъектов Российской Федерации) норм о приобретении в собственность (или аренду) бесплатно земельных участков для социально уязвимых категорий женщин (матери-одиночки, вдовы многодетных семей и др.); установление налоговых льгот для указанных выше уязвимых категорий женщин; обеспечение для них доступа к льготному кредитованию в случае приобретения земельного участка из публичной собственности или для поддержки ведения сельскохозяйственного производства; внедрение бесплатных образовательных программ по обучению женщин современным агротехнологиям, а также иным аспектам сельскохозяйственного производства; создание в аппарате уполномоченных по правам человека специальных отделов по защите прав женщин (в том числе земельных прав); более широкое привлечение женщин к работе в консультативных советах при органах власти, занимающихся решением земельных и экологических вопросов; учет в программах по развитию сельских территорий потребностей женщин; проведение сбора и анализа данных о владении землей по гендерному признаку для разработки законопроектов, более полно отражающих права и интересы женщин.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Сиротами являются дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их смертью. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или признаны умершими (ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Сиротами являются дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их смертью. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или признаны умершими (ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Статья: Стандартные налоговые вычеты на детей
(Солодимова Т.Ю.)
("Финансы", 2023, N 5)По нормам п. 4 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю, а также приемному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю. Причем если налогоплательщик - единственный опекун или попечитель, то вопросов не возникает, тогда как правильно определить, является ли налогоплательщик единственным родителем или нет, не всегда представляется возможным. Термин "единственный родитель" НК РФ не содержит. Поэтому возникают ситуации, когда налоговый агент неправомерно предоставляет вычет в двойном размере. Причина этому - неверное толкование указанного термина. Следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [4], ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [5], ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [6], а также Письмами Минфина России от 01.02.2016 N 03-04-05/4293, от 15.01.2013 N 03-04-05/8-23 и ФНС России от 15.05.2009 N 3-5-03/592@.
(Солодимова Т.Ю.)
("Финансы", 2023, N 5)По нормам п. 4 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется в двойном размере единственному родителю, а также приемному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю. Причем если налогоплательщик - единственный опекун или попечитель, то вопросов не возникает, тогда как правильно определить, является ли налогоплательщик единственным родителем или нет, не всегда представляется возможным. Термин "единственный родитель" НК РФ не содержит. Поэтому возникают ситуации, когда налоговый агент неправомерно предоставляет вычет в двойном размере. Причина этому - неверное толкование указанного термина. Следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [4], ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [5], ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [6], а также Письмами Минфина России от 01.02.2016 N 03-04-05/4293, от 15.01.2013 N 03-04-05/8-23 и ФНС России от 15.05.2009 N 3-5-03/592@.
Статья: Одинокое материнство как социально-правовое явление
(Тарусина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Действующее законодательство использует термин "одинокая мать" нечасто, но в нормативных правовых актах различного уровня - и федерального, и регионального <16>. Так, в норме ч. 4 ст. 261 ТК РФ содержатся гарантии для "одинокой матери" от увольнения, а правило ст. 263 ТК РФ предоставляет ей право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Социальное и налоговое законодательство также устанавливают для нее разнообразные льготы - от пособий на ребенка, компенсаций или скидок по оплате коммунальных услуг до льгот в сфере ипотеки, медицины, образования <17>. Причем в актуальных законодательных новеллах речь уже идет не об "одинокой матери", а, например, о "единственном родителе".
(Тарусина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)Действующее законодательство использует термин "одинокая мать" нечасто, но в нормативных правовых актах различного уровня - и федерального, и регионального <16>. Так, в норме ч. 4 ст. 261 ТК РФ содержатся гарантии для "одинокой матери" от увольнения, а правило ст. 263 ТК РФ предоставляет ей право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Социальное и налоговое законодательство также устанавливают для нее разнообразные льготы - от пособий на ребенка, компенсаций или скидок по оплате коммунальных услуг до льгот в сфере ипотеки, медицины, образования <17>. Причем в актуальных законодательных новеллах речь уже идет не об "одинокой матери", а, например, о "единственном родителе".
Статья: Запрет на сокращение одиноких родителей: новые правила
("Главная книга", 2024, N 5)Аналогичные трудовые гарантии предоставлены и иным лицам, воспитывающим детей в возрасте до 16 лет без матери.
("Главная книга", 2024, N 5)Аналогичные трудовые гарантии предоставлены и иным лицам, воспитывающим детей в возрасте до 16 лет без матери.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ <209>). Названный Закон предусматривает для указанных лиц дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), права на медицинское обслуживание (ст. 7), прав на имущество и жилое помещение (ст. 8), права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (ст. 8.1), права на труд и на социальную защиту от безработицы (ст. 9).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ <209>). Названный Закон предусматривает для указанных лиц дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), права на медицинское обслуживание (ст. 7), прав на имущество и жилое помещение (ст. 8), права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (ст. 8.1), права на труд и на социальную защиту от безработицы (ст. 9).
Ситуация: Установлены ли льготы для лиц, награжденных знаком отличия (медалью) "Материнская слава"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в Московской области награжденной знаком "Материнская слава" женщине полагалась единовременная денежная выплата в размере 100 000 руб. Такая же выплата предоставляется в данной области одному из родителей (усыновителей) либо единственному родителю (усыновителю) при награждении орденом "Родительская доблесть" (ч. 3 ст. 11 Закона Московской области N 104/2014-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в Московской области награжденной знаком "Материнская слава" женщине полагалась единовременная денежная выплата в размере 100 000 руб. Такая же выплата предоставляется в данной области одному из родителей (усыновителей) либо единственному родителю (усыновителю) при награждении орденом "Родительская доблесть" (ч. 3 ст. 11 Закона Московской области N 104/2014-ОЗ).
Статья: Оценочные понятия как часть понятийного аппарата права социального обеспечения и их влияние на эффективность норм законодательства о социальном обеспечении
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)В свою очередь, высокая степень подвижности и динамики оценочных понятий, обусловленная широким перечнем видов и форм социального предоставления, позволяет охватить благами и гарантиями социальной защиты и социального обеспечения (как федеральными, так и региональными) максимально широкий круг лиц, что не всегда возможно в случае точной нормативной конкретизации таких понятий (например, в отношении понятий "одинокая мать", "одинокий отец" и "многодетная семья") <26>.
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)В свою очередь, высокая степень подвижности и динамики оценочных понятий, обусловленная широким перечнем видов и форм социального предоставления, позволяет охватить благами и гарантиями социальной защиты и социального обеспечения (как федеральными, так и региональными) максимально широкий круг лиц, что не всегда возможно в случае точной нормативной конкретизации таких понятий (например, в отношении понятий "одинокая мать", "одинокий отец" и "многодетная семья") <26>.