Гарантии безработным
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии безработным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""В соответствии со ст. 28, 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице является предоставленной государством гарантией социальной поддержки безработных, которое выплачивается при наличии определенных законом условий. Выплата пособия по безработице гражданину, признанному безработным согласно ст. 3 названного Закона, не ставится в зависимость от оснований увольнения работника и нарушения работодателем при увольнении трудового законодательства."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""В кассационной жалобе ответчик указал, что пособие по безработице является предоставленной государством гарантией социальной поддержки безработных, которое выплачивается при наличии определенных законом условий. Выплата пособия по безработице гражданину, признанному безработным согласно статье 3 Закона о занятости, не ставится в зависимость от оснований увольнения работника и нарушения работодателем при увольнении трудового законодательства. Выплаты производились Центром занятости в силу прямого указания закона, поэтому они не могут рассматриваться как понесенные убытки. Причинно-следственная связь между произведенными истцом выплатами и действиями работодателя по увольнению работника отсутствует, так как основанием для выплат, произведенных Центром занятости, послужил факт признания гражданина безработным, а не его увольнение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.010.030 Безработные (статус)
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.010.030 Безработные (статус)
Готовое решение: Как оплатить (компенсировать) стоимость проезда в отпуск и обратно работникам Крайнего Севера
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставлять такую гарантию неработающим мужу (жене), несовершеннолетним детям ваших работников вы должны, только если это предусмотрено в вашем локальном нормативном акте, коллективном договоре и (или) трудовом договоре (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставлять такую гарантию неработающим мужу (жене), несовершеннолетним детям ваших работников вы должны, только если это предусмотрено в вашем локальном нормативном акте, коллективном договоре и (или) трудовом договоре (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В настоящее время Законом о занятости безработным гражданам гарантируется бесплатное медицинское освидетельствование при направлении их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 12). Поскольку предварительные медицинские осмотры при приеме на работу граждан организуются работодателями за счет собственных средств (ст. 220 ТК РФ), в установлении в Законе о занятости безработным гражданам гарантии бесплатного медицинского освидетельствования при направлении их для трудоустройства к работодателю необходимости не возникает.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В настоящее время Законом о занятости безработным гражданам гарантируется бесплатное медицинское освидетельствование при направлении их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 12). Поскольку предварительные медицинские осмотры при приеме на работу граждан организуются работодателями за счет собственных средств (ст. 220 ТК РФ), в установлении в Законе о занятости безработным гражданам гарантии бесплатного медицинского освидетельствования при направлении их для трудоустройства к работодателю необходимости не возникает.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В частности, на нарушение Законом о занятости прав безработных граждан в период временной нетрудоспособности было обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П <1>, которым положение абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона о занятости (в ред. от 20 апреля 1996 г.), устанавливающее ограничение оплаты периода временной нетрудоспособности безработных граждан 30 календарными днями в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению ОСЗН, было признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 39 (ч. 1), поскольку в федеральном законодательстве отсутствуют надлежащие гарантии предоставления безработным иного источника средств к существованию (минимального материального обеспечения) в рамках системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности свыше указанного срока. Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ <2> абз. 6 п. 1 ст. 28, гарантирующий безработным оплату периода временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней, был исключен из Закона о занятости. Указанным Законом безработным гражданам гарантировались выплата пособия по безработице и стипендии, в том числе в период временной нетрудоспособности (абз. 2 и 3 п. 1 ст. 28).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В частности, на нарушение Законом о занятости прав безработных граждан в период временной нетрудоспособности было обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П <1>, которым положение абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона о занятости (в ред. от 20 апреля 1996 г.), устанавливающее ограничение оплаты периода временной нетрудоспособности безработных граждан 30 календарными днями в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению ОСЗН, было признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 39 (ч. 1), поскольку в федеральном законодательстве отсутствуют надлежащие гарантии предоставления безработным иного источника средств к существованию (минимального материального обеспечения) в рамках системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности свыше указанного срока. Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ <2> абз. 6 п. 1 ст. 28, гарантирующий безработным оплату периода временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней, был исключен из Закона о занятости. Указанным Законом безработным гражданам гарантировались выплата пособия по безработице и стипендии, в том числе в период временной нетрудоспособности (абз. 2 и 3 п. 1 ст. 28).
Статья: Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)"Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)"Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2
Статья: Участие исполнительной власти в законотворческом процессе
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)<20> Проект Закона N 269753-5 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" (о гарантиях безработным гражданам, работавшим у индивидуальных предпринимателей)" // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)<20> Проект Закона N 269753-5 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" (о гарантиях безработным гражданам, работавшим у индивидуальных предпринимателей)" // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Законе о занятости устанавливаются экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, определены полномочия органов государственной власти, закреплен статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо в Законе о занятости предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2).
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Законе о занятости устанавливаются экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, определены полномочия органов государственной власти, закреплен статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо в Законе о занятости предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).