Гамбургские правила
Подборка наиболее важных документов по запросу Гамбургские правила (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международно-правовое регулирование в области морских перевозок
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (далее - Гамбургские правила).
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (далее - Гамбургские правила).
Статья: О правовой природе коносамента в морских перевозках
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)<7> Нестеров М.Н. Проблема коллизии международных правил морской перевозки грузов (Гаагские правила, Гаага-Висби, Гамбургские правила) // Океанский менеджмент. 2023. N 4 (22). С. 33.
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)<7> Нестеров М.Н. Проблема коллизии международных правил морской перевозки грузов (Гаагские правила, Гаага-Висби, Гамбургские правила) // Океанский менеджмент. 2023. N 4 (22). С. 33.
Нормативные акты
"Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов"
(Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978)2. Рекомендовано именовать содержащиеся в ней правила "ГАМБУРГСКИМИ ПРАВИЛАМИ".
(Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978)2. Рекомендовано именовать содержащиеся в ней правила "ГАМБУРГСКИМИ ПРАВИЛАМИ".
Статья: Электронный коносамент в Российской Федерации: правовая природа и особенности использования
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
Статья: Определение правовой природы и соотношения чартера и фрахтования через сравнительное исследование терминологии
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Международные источники морского права уделяют небольшое внимание фрахтованию, сосредотачиваясь на линейных перевозках и коносаментах. Так, Гаагско-Висбийские правила не применяются к договорам фрахтования (кроме случая, когда коносамент выдается от имени перевозчика, зафрахтовавшего судно), тем не менее упоминают термины фрахтователь - charterer, договор перевозки - contract of carriage, договор чартера - charter party <6>. Гамбургские правила содержат аналогичное упоминание о неприменимости чартера, определяют фрахтователя как charterer, фрахт - как freight, коносамент - как bill of lading <7>.
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Международные источники морского права уделяют небольшое внимание фрахтованию, сосредотачиваясь на линейных перевозках и коносаментах. Так, Гаагско-Висбийские правила не применяются к договорам фрахтования (кроме случая, когда коносамент выдается от имени перевозчика, зафрахтовавшего судно), тем не менее упоминают термины фрахтователь - charterer, договор перевозки - contract of carriage, договор чартера - charter party <6>. Гамбургские правила содержат аналогичное упоминание о неприменимости чартера, определяют фрахтователя как charterer, фрахт - как freight, коносамент - как bill of lading <7>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)1.2. 31 марта 1978 г. была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, получившая также название "Гамбургские правила" (док. A/Conf.89/5). Конвенция 1978 г. была призвана заменить Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (ее часто называют "Гаагские правила") и Протокол об ее изменении 1968 г., так называемые Правила Висби. Последние два договора должны быть денонсированы участниками Конвенции 1978 г. не позднее пяти лет после ее вступления в силу (ст. 31).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)1.2. 31 марта 1978 г. была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, получившая также название "Гамбургские правила" (док. A/Conf.89/5). Конвенция 1978 г. была призвана заменить Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (ее часто называют "Гаагские правила") и Протокол об ее изменении 1968 г., так называемые Правила Висби. Последние два договора должны быть денонсированы участниками Конвенции 1978 г. не позднее пяти лет после ее вступления в силу (ст. 31).