ФЗ предпенсионеры
Подборка наиболее важных документов по запросу ФЗ предпенсионеры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Увольнение работников предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Увольнение работников предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Увольнение работников предпенсионного возраста
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Оспариваемая норма служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице, подлежащего выплате с 1 января 2019 года гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до указанной даты и при этом уже на момент признания их таковыми соответствовали критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста, установленным Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в тот период.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Оспариваемая норма служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице, подлежащего выплате с 1 января 2019 года гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до указанной даты и при этом уже на момент признания их таковыми соответствовали критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста, установленным Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в тот период.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Указанное законоположение стало предметом рассмотрения в той мере, в какой оно служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице, подлежащего выплате с 1 января 2019 г. гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до указанной даты и при этом уже на момент признания их таковыми соответствовали критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста, установленным Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в тот период. Оспоренное законоположение было признано не соответствующим Конституции России в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно препятствует выплате с 1 января 2019 г. пособия по безработице в повышенном максимальном размере, установленном для указанной категории граждан, тем из них, кто, фактически уже являясь лицом предпенсионного возраста, был признан безработным до указанной даты и получал данное пособие в максимальном размере <18>.
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Указанное законоположение стало предметом рассмотрения в той мере, в какой оно служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице, подлежащего выплате с 1 января 2019 г. гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до указанной даты и при этом уже на момент признания их таковыми соответствовали критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста, установленным Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в тот период. Оспоренное законоположение было признано не соответствующим Конституции России в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно препятствует выплате с 1 января 2019 г. пособия по безработице в повышенном максимальном размере, установленном для указанной категории граждан, тем из них, кто, фактически уже являясь лицом предпенсионного возраста, был признан безработным до указанной даты и получал данное пособие в максимальном размере <18>.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2022 года"Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой оно служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице, подлежащего выплате с 1 января 2019 года гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до указанной даты и при этом уже на момент признания их таковыми соответствовали критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста, установленным Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в тот период.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"В частности, с 1 января 2019 года к лицам предпенсионного возраста стали относиться граждане, которым остается не два года, а пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая пенсию, назначаемую досрочно (абзац шестой пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ). При этом названный Федеральный закон предоставил лицам предпенсионного возраста возможность документального подтверждения имеющегося у них статуса предпенсионера путем получения бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведений об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (в том числе в форме электронного документа) (часть 12 статьи 10).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"В частности, с 1 января 2019 года к лицам предпенсионного возраста стали относиться граждане, которым остается не два года, а пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая пенсию, назначаемую досрочно (абзац шестой пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ). При этом названный Федеральный закон предоставил лицам предпенсионного возраста возможность документального подтверждения имеющегося у них статуса предпенсионера путем получения бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведений об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (в том числе в форме электронного документа) (часть 12 статьи 10).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Наряду с включением в Закон о занятости норм, изменяющих правила определения пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву и имеющим ранее оплачиваемую работу, Закон о занятости дополняется нормами, устанавливающими дополнительные гарантии социальной поддержки впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным ОСЗН в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1) <1>, а также гражданам предпенсионного возраста (ст. 34.2) <2>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Наряду с включением в Закон о занятости норм, изменяющих правила определения пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву и имеющим ранее оплачиваемую работу, Закон о занятости дополняется нормами, устанавливающими дополнительные гарантии социальной поддержки впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным ОСЗН в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1) <1>, а также гражданам предпенсионного возраста (ст. 34.2) <2>.
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство лиц, достигших предпенсионного или пенсионного возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, органами службы занятости в интересах работодателей может быть организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников предпенсионного возраста в порядке, установленном Законом N 565-ФЗ, а также нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ (п. 5 ч. 1 ст. 54 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, органами службы занятости в интересах работодателей может быть организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников предпенсионного возраста в порядке, установленном Законом N 565-ФЗ, а также нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ (п. 5 ч. 1 ст. 54 Закона N 565-ФЗ).
Вопрос: Существуют ли особенности увольнения предпенсионера по инициативе работодателя?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Ответ: ТК РФ не устанавливает особенности увольнения предпенсионера по инициативе работодателя. Трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. Однако за необоснованное увольнение таких работников по мотивам достижения ими предпенсионного возраста установлена уголовная ответственность.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Ответ: ТК РФ не устанавливает особенности увольнения предпенсионера по инициативе работодателя. Трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. Однако за необоснованное увольнение таких работников по мотивам достижения ими предпенсионного возраста установлена уголовная ответственность.
Ситуация: Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данная мера поддержки предоставляется несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы (например, инвалидам и лицам предпенсионного возраста) (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 28 Закона N 565-ФЗ; пп. "а", "в" п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2024 N 683н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данная мера поддержки предоставляется несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы (например, инвалидам и лицам предпенсионного возраста) (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 28 Закона N 565-ФЗ; пп. "а", "в" п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2024 N 683н).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Иными словами, при сокращении предпенсионера действуют общие правила сокращения штата или численности, установленные законом (например, ст. 179 ТК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Иными словами, при сокращении предпенсионера действуют общие правила сокращения штата или численности, установленные законом (например, ст. 179 ТК РФ).
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Отдельно стоит рассмотреть лиц, кому положена досрочная пенсия (глава 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <2>). Для них предпенсионный возраст наступает за 5 лет до предполагаемого выхода на пенсию с учетом выработки специального стажа или наступления иных обстоятельств. Например, многодетная мать 5 детей может выйти на пенсию в 50 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о пенсиях). Следовательно, предпенсионером она станет в 45 лет. А работники, занятые на подземных работах, могут претендовать на пенсию в возрасте 45 лет для женщины и 50 лет для мужчины (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о пенсиях). Соответственно, предпенсионерами они становятся в 40 (женщины) и 45 лет (мужчины).
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Отдельно стоит рассмотреть лиц, кому положена досрочная пенсия (глава 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <2>). Для них предпенсионный возраст наступает за 5 лет до предполагаемого выхода на пенсию с учетом выработки специального стажа или наступления иных обстоятельств. Например, многодетная мать 5 детей может выйти на пенсию в 50 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о пенсиях). Следовательно, предпенсионером она станет в 45 лет. А работники, занятые на подземных работах, могут претендовать на пенсию в возрасте 45 лет для женщины и 50 лет для мужчины (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о пенсиях). Соответственно, предпенсионерами они становятся в 40 (женщины) и 45 лет (мужчины).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Наряду с безработными гражданами получить направление органов службы занятости на бесплатное профессиональное обучение могут и другие предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации категории граждан. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право организовывать прохождение профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (ч. 6 ст. 30 Федерального закона о занятости). На профессиональное обучение могут быть направлены и безработные граждане предпенсионного возраста (ч. 2 ст. 30, ч. 1 ст. 48 Федерального закона о занятости).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Наряду с безработными гражданами получить направление органов службы занятости на бесплатное профессиональное обучение могут и другие предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации категории граждан. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право организовывать прохождение профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (ч. 6 ст. 30 Федерального закона о занятости). На профессиональное обучение могут быть направлены и безработные граждане предпенсионного возраста (ч. 2 ст. 30, ч. 1 ст. 48 Федерального закона о занятости).
Статья: Нетрудоспособность гражданина как основание возникновения права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
Вопрос: Имеют ли работники предпенсионного возраста преимущественное право оставления на работе при сокращении? Каков порядок сокращения таких работников?
(Консультация эксперта, 2025)Понятие предпенсионного возраста введено Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ), под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости возрастной период продолжительностью до 5 лет (ч. 10 ст. 10 Закона N 350-ФЗ). При этом федеральные законы, направленные на реализацию Закона N 350-ФЗ, содержат различные определения предпенсионного возраста (Письмо Минтруда России от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349).
(Консультация эксперта, 2025)Понятие предпенсионного возраста введено Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ), под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости возрастной период продолжительностью до 5 лет (ч. 10 ст. 10 Закона N 350-ФЗ). При этом федеральные законы, направленные на реализацию Закона N 350-ФЗ, содержат различные определения предпенсионного возраста (Письмо Минтруда России от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для лиц предпенсионного возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При занятости менее 26 недель до начала безработицы пособие назначается в размере минимальной величины (ч. 5 ст. 48 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При занятости менее 26 недель до начала безработицы пособие назначается в размере минимальной величины (ч. 5 ст. 48 Закона N 565-ФЗ).