Фз метрология
Подборка наиболее важных документов по запросу Фз метрология (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Валидация экспертных методик как фактор повышения качества судебно-экспертной деятельности
(Попова Т.В., Звонарев А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Отсутствие метрологической аттестации методики противоречит Федеральному закону 102-ФЗ. В п. 16 ч. 3 ст. 1 названного Закона прямо указано, что выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования.
(Попова Т.В., Звонарев А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Отсутствие метрологической аттестации методики противоречит Федеральному закону 102-ФЗ. В п. 16 ч. 3 ст. 1 названного Закона прямо указано, что выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования.
Статья: Порядок оказания платных услуг бюджетными учреждениями
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. При определении размера платы должны учитываться установленные в соответствующих актах критерии: нормативно установленные тарифы (если установлены), размер расчетных затрат, анализ объема спроса и т.п. (п. 3 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утв. Приказом Росстандарта от 19.10.2011 N 5479, и др.). Наличие указанных критериев не означает, что услуги должны оказываться по ценам, покрывающим только издержки учреждения на оказание таких услуг, и не исключает право учреждения на получение нормы рентабельности (прибыли) (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.04.2015 N Ф03-1048/2015 по делу N А24-2853/2014).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. При определении размера платы должны учитываться установленные в соответствующих актах критерии: нормативно установленные тарифы (если установлены), размер расчетных затрат, анализ объема спроса и т.п. (п. 3 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утв. Приказом Росстандарта от 19.10.2011 N 5479, и др.). Наличие указанных критериев не означает, что услуги должны оказываться по ценам, покрывающим только издержки учреждения на оказание таких услуг, и не исключает право учреждения на получение нормы рентабельности (прибыли) (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.04.2015 N Ф03-1048/2015 по делу N А24-2853/2014).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2021 N 448-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О публично-правовой компании "Роскадастр"1. Компания осуществляет функции и полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", другими федеральными законами, функции метрологической службы геодезии и картографии, службы контроля деформации земной поверхности, технических комитетов по стандартизации, функции по геодезическому, картографическому, топографическому и гидрографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверке прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, функции по выполнению геодезических и картографических работ в отношении иных территорий материков и островов земного шара, Мирового океана, выполнению научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ в сфере геодезии, картографии и пространственных данных, в том числе направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, функции по проведению экспертизы проектов технических отчетов об установлении местной системы координат и результатов определения параметров перехода между государственными системами координат и устанавливаемой местной системой координат, функции и полномочия оператора государственных информационных систем в случаях, предусмотренных федеральным законом, и иных информационных систем, а также иные функции и полномочия публично-правового характера, определенные Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
"О публично-правовой компании "Роскадастр"1. Компания осуществляет функции и полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", другими федеральными законами, функции метрологической службы геодезии и картографии, службы контроля деформации земной поверхности, технических комитетов по стандартизации, функции по геодезическому, картографическому, топографическому и гидрографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверке прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, функции по выполнению геодезических и картографических работ в отношении иных территорий материков и островов земного шара, Мирового океана, выполнению научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ в сфере геодезии, картографии и пространственных данных, в том числе направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, функции по проведению экспертизы проектов технических отчетов об установлении местной системы координат и результатов определения параметров перехода между государственными системами координат и устанавливаемой местной системой координат, функции и полномочия оператора государственных информационных систем в случаях, предусмотренных федеральным законом, и иных информационных систем, а также иные функции и полномочия публично-правового характера, определенные Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральными законами.
Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об обеспечении единства измерений"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают метрологические службы, в том числе в отраслях промышленности, в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.
(ред. от 08.08.2024)
"Об обеспечении единства измерений"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают метрологические службы, в том числе в отраслях промышленности, в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Требования по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющих на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства. Одним из немногих актов, определявших требования к качеству электрической энергии, был ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения". В связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и согласно ранее действовавшему <1> Письму Минэнерго России от 21 июля 2003 г. N ИЮ-4613 "О нормативно-технических документах" Минэнерго России в связи со сложностью процедур разработки и принятия технических регламентов рекомендовало до принятия технических регламентов по вопросам качества электрической энергии руководствоваться нормативно-техническими документами, принятыми Минэнерго СССР, Минтопэнерго России и Минэнерго России. 1 июля 2014 г. истек срок действия Приказа Росстандарта от 25 октября 2012 г. N 565-ст "О продлении действия на территории Российской Федерации ГОСТ 13109-97", которым было продлено действие ГОСТ 13109-97 на территории РФ. Технический регламент в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц до настоящего времени не принят. До вступления в силу указанного технического регламента Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) (п. 15 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании", п. 2 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 993 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Требования по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющих на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства. Одним из немногих актов, определявших требования к качеству электрической энергии, был ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения". В связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и согласно ранее действовавшему <1> Письму Минэнерго России от 21 июля 2003 г. N ИЮ-4613 "О нормативно-технических документах" Минэнерго России в связи со сложностью процедур разработки и принятия технических регламентов рекомендовало до принятия технических регламентов по вопросам качества электрической энергии руководствоваться нормативно-техническими документами, принятыми Минэнерго СССР, Минтопэнерго России и Минэнерго России. 1 июля 2014 г. истек срок действия Приказа Росстандарта от 25 октября 2012 г. N 565-ст "О продлении действия на территории Российской Федерации ГОСТ 13109-97", которым было продлено действие ГОСТ 13109-97 на территории РФ. Технический регламент в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц до настоящего времени не принят. До вступления в силу указанного технического регламента Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) (п. 15 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании", п. 2 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 993 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц).
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Как следует из Определения ВС РФ от 24.11.2020 N 310-ЭС20-13165, абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки.
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Как следует из Определения ВС РФ от 24.11.2020 N 310-ЭС20-13165, абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки.