Фз цвснп
Подборка наиболее важных документов по запросу Фз цвснп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Условия содержания в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не закреплены <20>; административно-правовые акты Правительства РФ также не принимались. Имеются отдельные приказы МВД России, например от 01.09.2012 N 839 "О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей" <21>. В другом приказе МВД России, не имеющем прямого отношения к условиям содержания несовершеннолетних правонарушителей, - от 28.12.2006 N 1101 "Об утверждении норм положенности, номенклатуры, сроков эксплуатации мебели и отдельных материально-технических средств для служебных помещений органов внутренних дел Российской Федерации", в приложении N 2, имеется перечень помещений в ЦВСНП с соответствующей мебелью: классная комната, мастерская или комната для труда, игровая комната, библиотека, клуб для содержащихся, спальная комната, гардеробная (для каждой группы), душевая и ванные комнаты, раздевалка, кладовая для хранения вещей доставленных, комната психологической релаксации. Действует также Приказ Минпросвещения России от 13.11.2018 N 203 <22>.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Условия содержания в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не закреплены <20>; административно-правовые акты Правительства РФ также не принимались. Имеются отдельные приказы МВД России, например от 01.09.2012 N 839 "О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей" <21>. В другом приказе МВД России, не имеющем прямого отношения к условиям содержания несовершеннолетних правонарушителей, - от 28.12.2006 N 1101 "Об утверждении норм положенности, номенклатуры, сроков эксплуатации мебели и отдельных материально-технических средств для служебных помещений органов внутренних дел Российской Федерации", в приложении N 2, имеется перечень помещений в ЦВСНП с соответствующей мебелью: классная комната, мастерская или комната для труда, игровая комната, библиотека, клуб для содержащихся, спальная комната, гардеробная (для каждой группы), душевая и ванные комнаты, раздевалка, кладовая для хранения вещей доставленных, комната психологической релаксации. Действует также Приказ Минпросвещения России от 13.11.2018 N 203 <22>.
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)К числу таких мер государственного принуждения отнесены, в частности: незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях); незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); производство в жилище обыска или выемки, признанных впоследствии незаконными (ст. 12 УПК РФ).
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)К числу таких мер государственного принуждения отнесены, в частности: незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях); незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); производство в жилище обыска или выемки, признанных впоследствии незаконными (ст. 12 УПК РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"Кроме того, также независимо от вины указанных должностных лиц судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (статья 2, часть 1 статьи 17 и часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1070, абзацы третий и пятый статьи 1100 ГК РФ). Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления (статья 91 УПК РФ), или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.5 КоАП РФ), или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (статья 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными (статья 12 УПК РФ), и др.
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"Кроме того, также независимо от вины указанных должностных лиц судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (статья 2, часть 1 статьи 17 и часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1070, абзацы третий и пятый статьи 1100 ГК РФ). Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления (статья 91 УПК РФ), или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.5 КоАП РФ), или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (статья 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными (статья 12 УПК РФ), и др.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)После принятия решения суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, в судебном заседании подлежит оглашению только его резолютивная часть. При этом мотивированное решение суда должно быть изготовлено в день его принятия, а копии данного решения вручены под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направлены им незамедлительно после изготовления решения суда способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку (ч. 10 ст. 11, ч. 2 ст. 174, ст. 177, ч. 2 ст. 285.9, ч. 3, 4 ст. 285.11, ч. 5 ст. 285.16, ч. 8, 9 ст. 285.18 КАС РФ) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)После принятия решения суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, в судебном заседании подлежит оглашению только его резолютивная часть. При этом мотивированное решение суда должно быть изготовлено в день его принятия, а копии данного решения вручены под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направлены им незамедлительно после изготовления решения суда способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку (ч. 10 ст. 11, ч. 2 ст. 174, ст. 177, ч. 2 ст. 285.9, ч. 3, 4 ст. 285.11, ч. 5 ст. 285.16, ч. 8, 9 ст. 285.18 КАС РФ) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)").
Статья: Участие органов, организаций и лиц в административном деле для дачи по нему заключения
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Например, согласно ч. 2 ст. 285.8 Кодекса суд обязан проинформировать уполномоченного по правам ребенка о возбуждении производства по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Однако уполномоченный вправе участвовать в деле и дать по нему заключение.
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Например, согласно ч. 2 ст. 285.8 Кодекса суд обязан проинформировать уполномоченного по правам ребенка о возбуждении производства по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Однако уполномоченный вправе участвовать в деле и дать по нему заключение.
Статья: О классификации административных деликтов, выявляемых в правовой системе Российской Федерации
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)<25> См.: ст. 8.1, п. 5, 6 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; гл. 31.2 КАС РФ (Производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел).
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)<25> См.: ст. 8.1, п. 5, 6 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; гл. 31.2 КАС РФ (Производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике можно отметить аналогичные позиции по вопросу о возрасте несовершеннолетних, по достижении которого они могут быть помещены в центр временного содержания. Так, Котовским городским судом Тамбовской области в центр временного содержания на срок 5 суток был помещен несовершеннолетний в возрасте 7 лет. При вынесении решения судом учтено, что несовершеннолетним за непродолжительный период было совершено 5 общественно опасных деяний, подпадающих под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, и несколько деяний, содержащих признаки административных правонарушений. Суд также принял во внимание склонность мальчика к бродяжничеству, отсутствие контроля в семье, находящейся в социально опасном положении. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП в семилетнем возрасте даже на короткий срок носит исключительный характер, но соответствует требованиям Федерального закона N 120-ФЗ и правилу 2.2 Пекинских правил и необходимо в интересах ребенка для оказания на него эффективного воспитательного воздействия и предупреждения совершения повторных правонарушений <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике можно отметить аналогичные позиции по вопросу о возрасте несовершеннолетних, по достижении которого они могут быть помещены в центр временного содержания. Так, Котовским городским судом Тамбовской области в центр временного содержания на срок 5 суток был помещен несовершеннолетний в возрасте 7 лет. При вынесении решения судом учтено, что несовершеннолетним за непродолжительный период было совершено 5 общественно опасных деяний, подпадающих под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, и несколько деяний, содержащих признаки административных правонарушений. Суд также принял во внимание склонность мальчика к бродяжничеству, отсутствие контроля в семье, находящейся в социально опасном положении. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП в семилетнем возрасте даже на короткий срок носит исключительный характер, но соответствует требованиям Федерального закона N 120-ФЗ и правилу 2.2 Пекинских правил и необходимо в интересах ребенка для оказания на него эффективного воспитательного воздействия и предупреждения совершения повторных правонарушений <1>.
Статья: Правовое регулирование производства по административным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы и пути оптимизации
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)В соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права Закон N 120-ФЗ относит рассмотрение материалов о помещении лиц, не достигших совершеннолетия, в ЦВСНП ОВД и о помещении лиц, не достигших совершеннолетия, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУ ЗТ к компетенции суда, определяет порядок и сроки их рассмотрения, а также порядок обжалования, опротестования и исполнения соответствующего постановления судьи. Вместе с тем вид судопроизводства, в рамках которого должны рассматриваться соответствующие дела, Закон N 120-ФЗ не конкретизирует.
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)В соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права Закон N 120-ФЗ относит рассмотрение материалов о помещении лиц, не достигших совершеннолетия, в ЦВСНП ОВД и о помещении лиц, не достигших совершеннолетия, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУ ЗТ к компетенции суда, определяет порядок и сроки их рассмотрения, а также порядок обжалования, опротестования и исполнения соответствующего постановления судьи. Вместе с тем вид судопроизводства, в рамках которого должны рассматриваться соответствующие дела, Закон N 120-ФЗ не конкретизирует.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Предметом внимания Конституционного Суда Российской Федерации стал и специфичный для отечественной правовой системы институт помещения подростков в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Предметом внимания Конституционного Суда Российской Федерации стал и специфичный для отечественной правовой системы институт помещения подростков в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Статья: Актуальные проблемы совершенствования административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел в условиях развития цифровых технологий
(Хисматуллин Р.С.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел о защите прав, безопасности, состояния здоровья и свобод граждан, в том числе о защите интересов несовершеннолетнего, о помещении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, о продлении срока пребывания подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центре временного содержания, о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учебное учреждение закрытого типа и т.п. (см., например, п. 9, 10, 11 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
(Хисматуллин Р.С.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел о защите прав, безопасности, состояния здоровья и свобод граждан, в том числе о защите интересов несовершеннолетнего, о помещении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, о продлении срока пребывания подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центре временного содержания, о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учебное учреждение закрытого типа и т.п. (см., например, п. 9, 10, 11 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопрос: Какой установлен порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике безнадзорности) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике безнадзорности) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)За 10 лет проделана большая работа по совершенствованию КАС РФ, в который внесено более 400 изменений: в частности, только в ст. 1 КАС РФ, определяющую предмет регулирования, внесено 12 дополнений и изменений; Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 445-ФЗ в сферу регулирования КАС РФ включены дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)За 10 лет проделана большая работа по совершенствованию КАС РФ, в который внесено более 400 изменений: в частности, только в ст. 1 КАС РФ, определяющую предмет регулирования, внесено 12 дополнений и изменений; Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 445-ФЗ в сферу регулирования КАС РФ включены дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Статья: Теоретические и нормативные аспекты избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних
(Шатов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Говоря об альтернативных заключению под стражу механизмах, направленных на недопущение оказания несовершеннолетними противодействия производству по уголовному делу, следует обратить внимание на мнение Р.М. Муртазина о необходимости помещения вышеуказанных лиц в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) <11>. По смыслу закона это учреждение предназначено для профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, их ресоциализации и воспитания. Помещение в ЦВСНП преимущественно является мерой административного характера, поэтому содержание в данном учреждении лиц, совершивших преступные деяния, видится неэффективным по ряду причин. Во-первых, условия содержания в ЦВСНП не позволяют должным образом воздействовать на сознание несовершеннолетнего с целью недопущения совершения им новых преступлений и оказания противодействия производству по уголовному делу, поскольку в подобных учреждениях установлен гораздо более мягкий режим пребывания. Во-вторых, не достигший 18 лет обвиняемый (подозреваемый) сам может оказать негативное влияние на других несовершеннолетних, находящихся в ЦВСНП за менее строгие нарушения закона, например за административные правонарушения. Таким образом, помещение несовершеннолетних в данные учреждения в качестве аналога меры пресечения в виде заключения под стражу нецелесообразно.
(Шатов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Говоря об альтернативных заключению под стражу механизмах, направленных на недопущение оказания несовершеннолетними противодействия производству по уголовному делу, следует обратить внимание на мнение Р.М. Муртазина о необходимости помещения вышеуказанных лиц в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) <11>. По смыслу закона это учреждение предназначено для профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, их ресоциализации и воспитания. Помещение в ЦВСНП преимущественно является мерой административного характера, поэтому содержание в данном учреждении лиц, совершивших преступные деяния, видится неэффективным по ряду причин. Во-первых, условия содержания в ЦВСНП не позволяют должным образом воздействовать на сознание несовершеннолетнего с целью недопущения совершения им новых преступлений и оказания противодействия производству по уголовному делу, поскольку в подобных учреждениях установлен гораздо более мягкий режим пребывания. Во-вторых, не достигший 18 лет обвиняемый (подозреваемый) сам может оказать негативное влияние на других несовершеннолетних, находящихся в ЦВСНП за менее строгие нарушения закона, например за административные правонарушения. Таким образом, помещение несовершеннолетних в данные учреждения в качестве аналога меры пресечения в виде заключения под стражу нецелесообразно.