Фз 223, договор присоединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Фз 223, договор присоединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2023 N 88а-32322/2023 (УИД 69OS0000-03-2023-000014-18)
Об оставлении без изменения решения Тверского областного суда от 15.06.2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.09.2023, которыми было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 31.12.2019 N 607-нп, в ред. приказа от 28.11.2022 N 493-нп, приказа от 28.11.2022 N 498-нп.Проанализировав материалы тарифной заявки, судебные инстанции установили, что документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обстоятельств, обусловивших объективную необходимость установки прибора учета (заявки потребителей о необходимости замены приборов в связи с отсутствием, выходом из строя, истечением срока эксплуатации или истечением интервала между поверками приборов учета), а также сведения о заключении договоров на покупку приборов учета на период регулирования 2023 год в рамках исполнения Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", позволяющие в силу подпункта 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов N 1178 включить соответствующие расходы в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а не платы за технологическое присоединение, в материалы тарифного дела не представлены.
Об оставлении без изменения решения Тверского областного суда от 15.06.2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.09.2023, которыми было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 31.12.2019 N 607-нп, в ред. приказа от 28.11.2022 N 493-нп, приказа от 28.11.2022 N 498-нп.Проанализировав материалы тарифной заявки, судебные инстанции установили, что документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обстоятельств, обусловивших объективную необходимость установки прибора учета (заявки потребителей о необходимости замены приборов в связи с отсутствием, выходом из строя, истечением срока эксплуатации или истечением интервала между поверками приборов учета), а также сведения о заключении договоров на покупку приборов учета на период регулирования 2023 год в рамках исполнения Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", позволяющие в силу подпункта 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов N 1178 включить соответствующие расходы в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а не платы за технологическое присоединение, в материалы тарифного дела не представлены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об арбитрабельности споров, вытекающих из отношений, регулируемых Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)3. Третейская оговорка (в том числе неальтернативная) не ограничивает конкуренцию в сфере деятельности заказчика или потенциального поставщика. По мнению антимонопольных органов, поскольку договор содержится в закупочной документации, на него распространяются правила о договоре присоединения. Согласно п. 5, 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ составленный заказчиком проект договора является неотъемлемой частью извещения и документации о конкурентной закупке и должен быть размещен в установленные законом сроки в единой информационной системе.
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)3. Третейская оговорка (в том числе неальтернативная) не ограничивает конкуренцию в сфере деятельности заказчика или потенциального поставщика. По мнению антимонопольных органов, поскольку договор содержится в закупочной документации, на него распространяются правила о договоре присоединения. Согласно п. 5, 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ составленный заказчиком проект договора является неотъемлемой частью извещения и документации о конкурентной закупке и должен быть размещен в установленные законом сроки в единой информационной системе.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Можно выделить и ситуацию заключения заказчиками договора энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Если такой договор заключается с гарантирующими поставщиками, которые в силу законодательства обязаны заключать договор с любым обратившимся потребителем, то данный договор, как и отношения, связанные с его заключением (например, договор на присоединение к сетям), также оказывается выведенным из-под действия Закона 223-ФЗ <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Можно выделить и ситуацию заключения заказчиками договора энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Если такой договор заключается с гарантирующими поставщиками, которые в силу законодательства обязаны заключать договор с любым обратившимся потребителем, то данный договор, как и отношения, связанные с его заключением (например, договор на присоединение к сетям), также оказывается выведенным из-под действия Закона 223-ФЗ <1>.
Нормативные акты
<Письмо> Минэкономразвития России от 01.11.2013 N 23941-ЕЕ/Д28И
"О методических рекомендациях по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства"наличие у субъекта МСП опыта исполнения государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений либо договоров, заключенных с юридическими лицами, подпадающими под действие Федерального закона N 223-ФЗ, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у субъекта МСП статуса участника проекта "Сколково".
"О методических рекомендациях по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства"наличие у субъекта МСП опыта исполнения государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений либо договоров, заключенных с юридическими лицами, подпадающими под действие Федерального закона N 223-ФЗ, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у субъекта МСП статуса участника проекта "Сколково".
"Единое Положение о закупке Государственной корпорации "Ростех"
(утв. Государственной корпорацией "Ростех", Протокол от 18.03.2015 N 2)
(ред. от 07.10.2025)
(вместе с "Положением о закупочной комиссии", "Условиями применения способов закупки", "Методическими рекомендациями по определению начальной (максимальной) цены договора (цены лота)", "Методическими рекомендациями по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке", "Положением о деятельности комиссий по рассмотрению жалоб на закупки в Государственной корпорации "Ростех", "Требованиями к гарантам, гарантии которых принимаются Корпорацией и организациями Корпорации в качестве обеспечения заявки и/или обеспечения исполнения договора, заключаемого Корпорацией или организацией Корпорации по итогам процедуры закупки", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, проводимых в закрытой форме", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, сведения о которых составляют государственную тайну, в государственной корпорации "Ростех")1.2.1 Положение является обязательным для применения заказчиками, которые присоединились к нему в порядке, установленном в подразделе 1.3 Положения.
(утв. Государственной корпорацией "Ростех", Протокол от 18.03.2015 N 2)
(ред. от 07.10.2025)
(вместе с "Положением о закупочной комиссии", "Условиями применения способов закупки", "Методическими рекомендациями по определению начальной (максимальной) цены договора (цены лота)", "Методическими рекомендациями по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке", "Положением о деятельности комиссий по рассмотрению жалоб на закупки в Государственной корпорации "Ростех", "Требованиями к гарантам, гарантии которых принимаются Корпорацией и организациями Корпорации в качестве обеспечения заявки и/или обеспечения исполнения договора, заключаемого Корпорацией или организацией Корпорации по итогам процедуры закупки", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, проводимых в закрытой форме", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, сведения о которых составляют государственную тайну, в государственной корпорации "Ростех")1.2.1 Положение является обязательным для применения заказчиками, которые присоединились к нему в порядке, установленном в подразделе 1.3 Положения.
Статья: Проблемные вопросы разработки положения о закупках на примере заказчиков Забайкальского края
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Таким образом, учитывая указанные требования, заказчики самостоятельно определяют перечень и условия применения способов закупок, выбирают методы для обоснования начальной (максимальной) цены договора, устанавливают перечень товаров, работ, услуг, оплата за поставку (выполнение) которых может производиться в срок более 7 рабочих дней, предусмотренных по общему правилу в ч. 5.3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Таким образом, учитывая указанные требования, заказчики самостоятельно определяют перечень и условия применения способов закупок, выбирают методы для обоснования начальной (максимальной) цены договора, устанавливают перечень товаров, работ, услуг, оплата за поставку (выполнение) которых может производиться в срок более 7 рабочих дней, предусмотренных по общему правилу в ч. 5.3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Совместной закупкой считаются действия двух и более заказчиков, объединяющихся для проведения единой процедуры закупки. В результате они определяют одного общего поставщика (исполнителя, подрядчика). После этого каждый заказчик заключает с выбранным поставщиком отдельный договор в отношении необходимого ему объема товаров, работ или услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)Совместной закупкой считаются действия двух и более заказчиков, объединяющихся для проведения единой процедуры закупки. В результате они определяют одного общего поставщика (исполнителя, подрядчика). После этого каждый заказчик заключает с выбранным поставщиком отдельный договор в отношении необходимого ему объема товаров, работ или услуг.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)(Решение ФАС России от 25.01.2022 по делу N 223ФЗ-37/22)
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)(Решение ФАС России от 25.01.2022 по делу N 223ФЗ-37/22)
Статья: Защита прав потребителей в сфере страхования
(Дедиков С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)Согласно п. 5 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 5 июня 2019 г., при присоединении к программе страхования и внесении заемщиком соответствующей платы за такое присоединение застрахованным является имущественный интерес заемщика, который по данному договору является страхователем.
(Дедиков С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)Согласно п. 5 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 5 июня 2019 г., при присоединении к программе страхования и внесении заемщиком соответствующей платы за такое присоединение застрахованным является имущественный интерес заемщика, который по данному договору является страхователем.
Готовое решение: Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупке - главный документ, которым руководствуются заказчики при закупках по Закону N 223-ФЗ. Включите в положение порядок планирования, способы закупки, в том числе условия их применения, порядок проведения процедур, заключения и исполнения договоров и иные правила, регулирующие все этапы закупочной деятельности. Разместите положение в ЕИС.
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупке - главный документ, которым руководствуются заказчики при закупках по Закону N 223-ФЗ. Включите в положение порядок планирования, способы закупки, в том числе условия их применения, порядок проведения процедур, заключения и исполнения договоров и иные правила, регулирующие все этапы закупочной деятельности. Разместите положение в ЕИС.
Статья: Об обжаловании решений и предписаний ФАС России в контексте новой правовой позиции Верховного Суда РФ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Описанная в предыдущем абзаце конструкция может представляться спорной, однако права на определение порядка заключения и исполнения договора в положении о закупке, предоставленного ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, заказчиков никто не лишал. Сложности с реализацией этого сценария могут быть в первую очередь у тех, кто работает по типовому положению о закупке или вынужден присоединиться к положению о закупке материнской компании.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Описанная в предыдущем абзаце конструкция может представляться спорной, однако права на определение порядка заключения и исполнения договора в положении о закупке, предоставленного ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, заказчиков никто не лишал. Сложности с реализацией этого сценария могут быть в первую очередь у тех, кто работает по типовому положению о закупке или вынужден присоединиться к положению о закупке материнской компании.