ФЗ № 44 об участии граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу ФЗ № 44 об участии граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Следует отметить, что народным дружинникам органы государственной власти субъектов Федерации могут предоставлять во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта (ст. 26 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"). В большинстве субъектов Российской Федерации закреплена такая социальная гарантия для общественных помощников органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка. Так, в городе Москве распоряжением Правительства Москвы от 24.07.2006 N 1431-РП установлено право народных дружинников на бесплатный проезд <10>, а в Санкт-Петербурге народные дружинники в настоящее время не имеют права на бесплатный проезд.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Следует отметить, что народным дружинникам органы государственной власти субъектов Федерации могут предоставлять во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта (ст. 26 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"). В большинстве субъектов Российской Федерации закреплена такая социальная гарантия для общественных помощников органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка. Так, в городе Москве распоряжением Правительства Москвы от 24.07.2006 N 1431-РП установлено право народных дружинников на бесплатный проезд <10>, а в Санкт-Петербурге народные дружинники в настоящее время не имеют права на бесплатный проезд.
Статья: Проблема классифицирования правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Взаимодействие как форма участия военно-патриотических объединений в обеспечении обороны и безопасности прямо закреплено Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях". Признавая их безусловную значимость, можно отметить недостаточность поддержки иных государственно и общественно значимых направлений деятельности общественных объединений. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны с принятием Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и определением в качестве формы участия создания общественных объединений правоохранительной направленности. Наиболее прогрессивным является привлечение граждан к защите государственной границы, что влечет необходимость их обучения и подготовки. Что касается иных видов безопасности, например, экологической, деятельность общественных объединений или является недостаточной, или не соответствует потребностям национальной безопасности. Противодействие политическому и религиозному экстремизму могут осуществлять не только молодежные объединения.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)Взаимодействие как форма участия военно-патриотических объединений в обеспечении обороны и безопасности прямо закреплено Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях". Признавая их безусловную значимость, можно отметить недостаточность поддержки иных государственно и общественно значимых направлений деятельности общественных объединений. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны с принятием Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и определением в качестве формы участия создания общественных объединений правоохранительной направленности. Наиболее прогрессивным является привлечение граждан к защите государственной границы, что влечет необходимость их обучения и подготовки. Что касается иных видов безопасности, например, экологической, деятельность общественных объединений или является недостаточной, или не соответствует потребностям национальной безопасности. Противодействие политическому и религиозному экстремизму могут осуществлять не только молодежные объединения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
Статья: Участие граждан в решении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)2. Участие граждан в охране общественного порядка. Данная общественная деятельность сегодня закреплена в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Закон N 44-ФЗ) и достаточно активно начинает реализовываться во многих регионах России. В свою очередь, в специальной литературе указывается на необходимость конкретизации основ правового статуса народной дружины, народного дружинника, общественного объединения правоохранительной направленности. Охрана общественного порядка как форма сотрудничества граждан с органами правопорядка является перспективной и востребованной формой эффективного обеспечения правопорядка <11>.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)2. Участие граждан в охране общественного порядка. Данная общественная деятельность сегодня закреплена в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Закон N 44-ФЗ) и достаточно активно начинает реализовываться во многих регионах России. В свою очередь, в специальной литературе указывается на необходимость конкретизации основ правового статуса народной дружины, народного дружинника, общественного объединения правоохранительной направленности. Охрана общественного порядка как форма сотрудничества граждан с органами правопорядка является перспективной и востребованной формой эффективного обеспечения правопорядка <11>.
Статья: Взаимодействие с волонтерскими организациями и добровольцами при розыске лиц, пропавших без вести: теоретические и прикладные аспекты
(Сазонов А.И., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Правовую основу данной деятельности составляют в первую очередь Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" <11> (далее - Закон N 135-ФЗ) и Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <12> (далее - Закон N 44-ФЗ), устанавливающий принципы и основные формы участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести (ст. 1, 2, 6, 9).
(Сазонов А.И., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Правовую основу данной деятельности составляют в первую очередь Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" <11> (далее - Закон N 135-ФЗ) и Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <12> (далее - Закон N 44-ФЗ), устанавливающий принципы и основные формы участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести (ст. 1, 2, 6, 9).
Статья: Понятие и элементы правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Как отметил С.А. Широбоков, участие граждан в управлении делами государства стоит рассматривать вкупе с принципом соразмерности ограничения прав и свобод; публичные интересы могут оправдать ограничения при условии, что они отвечают социально оправданным целям [21]. В случае участия граждан в обеспечении обороны и безопасности правовые ограничения выступают необходимым элементом их правового статуса. Участвуя в государственно значимой деятельности, гражданин не может выступать равноправным субъектом с государственными органами, обладающими публично-властными полномочиями, он их не подменяет. Аналогичный подход прослеживается в законодательном установлении ограничений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка (ст. 5 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"). Кроме того, это участие выражается не столько в субъективных правах, сколько в обязанностях и ответственности, и в связи с претерпеванием лицом ограничений закон должен предусматривать гарантии и компенсации. Как отметил В.М. Редкоус, преобладание императивного метода правового регулирования в области национальной безопасности влечет применение ограничений и запретов при реализации правового статуса граждан [13].
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)Как отметил С.А. Широбоков, участие граждан в управлении делами государства стоит рассматривать вкупе с принципом соразмерности ограничения прав и свобод; публичные интересы могут оправдать ограничения при условии, что они отвечают социально оправданным целям [21]. В случае участия граждан в обеспечении обороны и безопасности правовые ограничения выступают необходимым элементом их правового статуса. Участвуя в государственно значимой деятельности, гражданин не может выступать равноправным субъектом с государственными органами, обладающими публично-властными полномочиями, он их не подменяет. Аналогичный подход прослеживается в законодательном установлении ограничений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка (ст. 5 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"). Кроме того, это участие выражается не столько в субъективных правах, сколько в обязанностях и ответственности, и в связи с претерпеванием лицом ограничений закон должен предусматривать гарантии и компенсации. Как отметил В.М. Редкоус, преобладание императивного метода правового регулирования в области национальной безопасности влечет применение ограничений и запретов при реализации правового статуса граждан [13].
Статья: К вопросу о совершенствовании системы противодействия технотронной преступности в Российской Федерации
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)С этой целью предлагается дополнить Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" положениями о "кибердружинах" и "кибердружинниках", уравняв последних по правовому статусу с народными дружинниками, предусмотрев государственную регистрацию "кибердружин" и включение их в региональные реестры общественных объединений правоохранительной направленности.
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)С этой целью предлагается дополнить Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" положениями о "кибердружинах" и "кибердружинниках", уравняв последних по правовому статусу с народными дружинниками, предусмотрев государственную регистрацию "кибердружин" и включение их в региональные реестры общественных объединений правоохранительной направленности.
Статья: Насильственные посягательства в отношении сотрудников правоохранительных органов и других представителей власти (ст. 317, 318 УК РФ): вопросы квалификации и позиция Пленума Верховного Суда РФ
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 12)Полагаем, что при определении деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует руководствоваться положениями, закрепленными в ст. 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и п. 4, 6 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации <9>. При этом исходим из того, что обеспечение общественной безопасности в отличие от охраны общественного порядка является более широким понятием.
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 12)Полагаем, что при определении деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует руководствоваться положениями, закрепленными в ст. 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и п. 4, 6 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации <9>. При этом исходим из того, что обеспечение общественной безопасности в отличие от охраны общественного порядка является более широким понятием.
Статья: К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с иными органами публичной власти в сфере обеспечения конституционного правопорядка (на примере Челябинской области)
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Необходимо отметить организацию взаимодействия сотрудников полиции и граждан при осуществлении охраны правопорядка в общественных местах в рамках реализации положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Приказа МВД России от 18 августа 2014 г. N 696 "Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи". К примеру, на территории Челябинской области действуют более 100 добровольных народных дружин, объединяющих более 1 300 дружинников, систематически участвующих в охране общественного порядка, с их помощью раскрыто 97 преступлений и пресечено более 6,5 тыс. административных нарушений <15>. В связи с тем что в состав народных дружин Челябинской области часто входят казачьи формирования и недавними инициативами в сфере правового регулирования казачества с возможным вхождением в состав ФСВНГ России <16>, необходимо отдельно упомянуть о положительном опыте организации учебного взаимодействия ГУ МВД России по Челябинской области с дружинниками. В связи с тем что действующими законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено обучение представителей народных дружин, а их деятельность может быть связана с риском для жизни и здоровья, преподавателями Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области проводятся лекционные и практические занятия с членами добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, осуществляющих охрану общественного порядка на территории муниципальных образований Челябинской области, в целях подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также приобретения ими практических навыков оказания первой доврачебной помощи <17>.
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Необходимо отметить организацию взаимодействия сотрудников полиции и граждан при осуществлении охраны правопорядка в общественных местах в рамках реализации положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Приказа МВД России от 18 августа 2014 г. N 696 "Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи". К примеру, на территории Челябинской области действуют более 100 добровольных народных дружин, объединяющих более 1 300 дружинников, систематически участвующих в охране общественного порядка, с их помощью раскрыто 97 преступлений и пресечено более 6,5 тыс. административных нарушений <15>. В связи с тем что в состав народных дружин Челябинской области часто входят казачьи формирования и недавними инициативами в сфере правового регулирования казачества с возможным вхождением в состав ФСВНГ России <16>, необходимо отдельно упомянуть о положительном опыте организации учебного взаимодействия ГУ МВД России по Челябинской области с дружинниками. В связи с тем что действующими законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено обучение представителей народных дружин, а их деятельность может быть связана с риском для жизни и здоровья, преподавателями Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области проводятся лекционные и практические занятия с членами добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, осуществляющих охрану общественного порядка на территории муниципальных образований Челябинской области, в целях подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также приобретения ими практических навыков оказания первой доврачебной помощи <17>.
Статья: Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)<32> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400); Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р) // СПС "КонсультантПлюс".
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)<32> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400); Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р) // СПС "КонсультантПлюс".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка":
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка":
Статья: Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Очень важным и эффективным направлением профилактической деятельности ОМС является привлечение общественности в лице граждан и организаций к охране общественного порядка. Нельзя не согласиться с тем, что чем больше граждан будут задействованы в профилактической работе, тем более успешными будут ее результаты. Во исполнение положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (ч. 2 ст. 6) "органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин" <9>.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Очень важным и эффективным направлением профилактической деятельности ОМС является привлечение общественности в лице граждан и организаций к охране общественного порядка. Нельзя не согласиться с тем, что чем больше граждан будут задействованы в профилактической работе, тем более успешными будут ее результаты. Во исполнение положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (ч. 2 ст. 6) "органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин" <9>.
Статья: Актуальные вопросы качества полицейского законодательства России
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)<4> См.: УПК РФ; КоАП РФ; Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 26 (часть I). Ст. 3851; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037; Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" // СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1536; и др.
(Черников В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)<4> См.: УПК РФ; КоАП РФ; Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 26 (часть I). Ст. 3851; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037; Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" // СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1536; и др.