Функциональные зоны генерального плана
Подборка наиболее важных документов по запросу Функциональные зоны генерального плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Порядок установления территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, учет функциональных зон генерального плана при установлении территориальных зон в документе градостроительного зонирования (правилах землепользования и застройки) является обязательным."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Общие положения о документах территориального планирования" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, учет функциональных зон генерального плана при установлении территориальных зон в документе градостроительного зонирования (правилах землепользования и застройки) является обязательным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Так, А.А. Сидоркин отмечает, что ГрК РФ не содержит указания на виды функциональных зон, на то, какие именно параметры функционального зонирования могут быть установлены для той или иной территории, ограничиваясь лишь определением функциональной зоны как зоны, для которой документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Примерные перечни видов функциональных зон и параметров их развития можно найти в Методических рекомендациях по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 244 <2>. По мнению Н.В. Кичигина, территориальные зоны ПЗЗ должны соответствовать функциональным зонам генеральных планов. Таким образом, выстраиваются соотношение и взаимосвязь генерального плана и ПЗЗ, а также преемственность указанных документов градостроительного регулирования <3>.
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Так, А.А. Сидоркин отмечает, что ГрК РФ не содержит указания на виды функциональных зон, на то, какие именно параметры функционального зонирования могут быть установлены для той или иной территории, ограничиваясь лишь определением функциональной зоны как зоны, для которой документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Примерные перечни видов функциональных зон и параметров их развития можно найти в Методических рекомендациях по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 244 <2>. По мнению Н.В. Кичигина, территориальные зоны ПЗЗ должны соответствовать функциональным зонам генеральных планов. Таким образом, выстраиваются соотношение и взаимосвязь генерального плана и ПЗЗ, а также преемственность указанных документов градостроительного регулирования <3>.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
(ред. от 31.07.2025)5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
"Руководство по комплексной оценке и функциональному зонированию территории в районной планировке"3.11. Для большинства объектов схем районной планировки можно рекомендовать выделение следующих основных типов функциональных зон:
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)20. Предложения, перечисленные в ч. 22 комментируемой статьи, в силу ч. 24 комментируемой статьи утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляются главе поселения, муниципального округа, городского округа для учета при подготовке карты границ населенных пунктов и карты функциональных зон в составе генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)20. Предложения, перечисленные в ч. 22 комментируемой статьи, в силу ч. 24 комментируемой статьи утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляются главе поселения, муниципального округа, городского округа для учета при подготовке карты границ населенных пунктов и карты функциональных зон в составе генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа.
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Внесение изменений (далее также - корректировка) в генеральный план (далее - генплан) <4> зачастую приводит к невозможности реализации строительных проектов на этапе, когда уже были вложены значительные средства <5>. При этом органы публичной власти, к сожалению, не всегда последовательны при корректировке генпланов. Так, в Санкт-Петербурге возникали городские конфликты, вызванные тем, что законодательный орган запретил застройку находящихся в частной собственности земельных участков через установление рекреационных функциональных зон в генплане, проигнорировав тот факт, что органы исполнительной власти ранее такую застройку санкционировали <6>.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Внесение изменений (далее также - корректировка) в генеральный план (далее - генплан) <4> зачастую приводит к невозможности реализации строительных проектов на этапе, когда уже были вложены значительные средства <5>. При этом органы публичной власти, к сожалению, не всегда последовательны при корректировке генпланов. Так, в Санкт-Петербурге возникали городские конфликты, вызванные тем, что законодательный орган запретил застройку находящихся в частной собственности земельных участков через установление рекреационных функциональных зон в генплане, проигнорировав тот факт, что органы исполнительной власти ранее такую застройку санкционировали <6>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос соотношения юридической силы Генерального плана и ПЗЗ. Например, если территориальная зона земельного участка по ПЗЗ отличается от функциональной зоны того же участка по Генплану. В этом случае приоритет имеют положения Генерального плана <1>. Соответственно, ПЗЗ в спорной части являются не подлежащими применению, а градостроительное зонирование до принятия изменения в ПЗЗ - фактически отсутствующим.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос соотношения юридической силы Генерального плана и ПЗЗ. Например, если территориальная зона земельного участка по ПЗЗ отличается от функциональной зоны того же участка по Генплану. В этом случае приоритет имеют положения Генерального плана <1>. Соответственно, ПЗЗ в спорной части являются не подлежащими применению, а градостроительное зонирование до принятия изменения в ПЗЗ - фактически отсутствующим.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В России данный институт лишь начинает свое развитие, однако его реализация также увязывается с определенными проблемами, так как действующее градостроительное законодательство не содержит норм, которые бы обязывали власть учитывать фактическое использование территории при установлении в генеральном плане тех или иных функциональных зон.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В России данный институт лишь начинает свое развитие, однако его реализация также увязывается с определенными проблемами, так как действующее градостроительное законодательство не содержит норм, которые бы обязывали власть учитывать фактическое использование территории при установлении в генеральном плане тех или иных функциональных зон.