Функциональные обязанности контрактного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Функциональные обязанности контрактного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)По мнению В.И. Гладких, руководители контрактной службы, председатели конкурсных комиссий обладают управленческими функциями в силу функциональных обязанностей, возложенных на них, в связи с чем, по мнению исследователя, преступные деяния данной категории субъектов не подлежат квалификации по ст. 200.4 УК РФ [Гладких В.И., 2019: 52 - 53]. В связи с этим В.И. Гладких полагает, что квалификация нарушений законодательства о закупках контрактными управляющими должна охватываться ст. 201 УК РФ. С этим также нельзя согласиться - контрактные управляющие не обладают ни признаками управленцев, указанных в прим. 1 к ст. 204 УК РФ, ни признаками должностных лиц, указанных в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. Квалификация злоупотреблений в сфере закупок контрактных управляющих по ст. 204 УК РФ невозможна, во-первых, в силу сферы применения Закона N 44-ФЗ; во-вторых (что напрямую следует из предмета регулирования данного Закона), данные субъекты в соответствии с его ст. 3 выступают служащими заказчиков - государственных, муниципальных и иных. Также отметим, что по п. 7 ч. 1 ст. 3 данного Закона к заказчикам, кроме государственных и муниципальных, отнесены такие виды коммерческих организаций, как государственные и унитарные предприятия. Однако нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, совершенные служащими таких организаций, после изменений, внесенных в прим. 1 к ст. 285 УК РФ в 2015 г., не подлежат квалификации по нормам гл. 23 УК РФ. Квалификационные ошибки, связанные с неправильным определением уголовно-правового статуса контрактных управляющих при совершении ими злоупотреблений в сфере закупок или получения незаконного вознаграждения за встречные действия в связи с закупкой товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут повлечь существенные негативные правовые и социальные последствия. Одно из основных негативных правовых последствий неправильной оценки деяний коррупционной направленности, совершенных контрактным управляющим, - ухудшение положения данного лица вследствие квалификации деяния по норме о более тяжком преступлении, вменения виновному более опасного состава преступления. Санкции норм о должностных преступлениях (главным образом предусмотренных ст. 285, 286 и 290 УК РФ), которые некоторыми исследователями рассматриваются в качестве смежных с составами злоупотреблений и подкупа в сфере закупок, в основном строже в сравнении с видами и сроками (размерами) наказаний, предусмотренных санкциями ст. 200.4, 200.5 УК РФ. Неудивительно, что в судебной практике по делам о преступлениях коррупционной направленности в сфере закупок наблюдается и зеркальная ситуация, когда защитники просят суды переквалифицировать коррупционные деяния осужденных, получившие оценку как совершенные должностными лицами, на менее тяжкие, предусмотренные нормами рассматриваемых статей гл. 22 УК РФ <2>.
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)По мнению В.И. Гладких, руководители контрактной службы, председатели конкурсных комиссий обладают управленческими функциями в силу функциональных обязанностей, возложенных на них, в связи с чем, по мнению исследователя, преступные деяния данной категории субъектов не подлежат квалификации по ст. 200.4 УК РФ [Гладких В.И., 2019: 52 - 53]. В связи с этим В.И. Гладких полагает, что квалификация нарушений законодательства о закупках контрактными управляющими должна охватываться ст. 201 УК РФ. С этим также нельзя согласиться - контрактные управляющие не обладают ни признаками управленцев, указанных в прим. 1 к ст. 204 УК РФ, ни признаками должностных лиц, указанных в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. Квалификация злоупотреблений в сфере закупок контрактных управляющих по ст. 204 УК РФ невозможна, во-первых, в силу сферы применения Закона N 44-ФЗ; во-вторых (что напрямую следует из предмета регулирования данного Закона), данные субъекты в соответствии с его ст. 3 выступают служащими заказчиков - государственных, муниципальных и иных. Также отметим, что по п. 7 ч. 1 ст. 3 данного Закона к заказчикам, кроме государственных и муниципальных, отнесены такие виды коммерческих организаций, как государственные и унитарные предприятия. Однако нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, совершенные служащими таких организаций, после изменений, внесенных в прим. 1 к ст. 285 УК РФ в 2015 г., не подлежат квалификации по нормам гл. 23 УК РФ. Квалификационные ошибки, связанные с неправильным определением уголовно-правового статуса контрактных управляющих при совершении ими злоупотреблений в сфере закупок или получения незаконного вознаграждения за встречные действия в связи с закупкой товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут повлечь существенные негативные правовые и социальные последствия. Одно из основных негативных правовых последствий неправильной оценки деяний коррупционной направленности, совершенных контрактным управляющим, - ухудшение положения данного лица вследствие квалификации деяния по норме о более тяжком преступлении, вменения виновному более опасного состава преступления. Санкции норм о должностных преступлениях (главным образом предусмотренных ст. 285, 286 и 290 УК РФ), которые некоторыми исследователями рассматриваются в качестве смежных с составами злоупотреблений и подкупа в сфере закупок, в основном строже в сравнении с видами и сроками (размерами) наказаний, предусмотренных санкциями ст. 200.4, 200.5 УК РФ. Неудивительно, что в судебной практике по делам о преступлениях коррупционной направленности в сфере закупок наблюдается и зеркальная ситуация, когда защитники просят суды переквалифицировать коррупционные деяния осужденных, получившие оценку как совершенные должностными лицами, на менее тяжкие, предусмотренные нормами рассматриваемых статей гл. 22 УК РФ <2>.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Например, такие функции, как разработка плана-графика закупок (п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона), консультации с поставщиками (п. 6 ч. 4 ст. 38), едва ли могут быть отнесены к полномочиям, установленным уголовным законом для определения преступления, совершенного должностным лицом. В Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 данного Закона, отмечается, что, когда заместитель руководителя контрактной службы осуществляет разработку различных документов - плана закупок, плана-графика, а также при осуществлении других функций или полномочий, которые входят в сферу деятельности контрактной службы, он не принимает фактические решения, влекущие правовые последствия, вследствие чего его полномочия не равны по функциональным обязанностям полномочиям руководителя <15>.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Например, такие функции, как разработка плана-графика закупок (п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона), консультации с поставщиками (п. 6 ч. 4 ст. 38), едва ли могут быть отнесены к полномочиям, установленным уголовным законом для определения преступления, совершенного должностным лицом. В Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 данного Закона, отмечается, что, когда заместитель руководителя контрактной службы осуществляет разработку различных документов - плана закупок, плана-графика, а также при осуществлении других функций или полномочий, которые входят в сферу деятельности контрактной службы, он не принимает фактические решения, влекущие правовые последствия, вследствие чего его полномочия не равны по функциональным обязанностям полномочиям руководителя <15>.
Нормативные акты
Постановление Коми УФАС России от 20.09.2024 по делу N 011/04/7.31-796/2024
О прекращении производства по делу об административном правонарушении.Выполняет функциональные обязанности контрактного управляющего.
О прекращении производства по делу об административном правонарушении.Выполняет функциональные обязанности контрактного управляющего.
Постановление Коми УФАС России от 19.04.2023 N 03-01/2618 по делу N 011/04/7.30-286/2023
Нарушение: ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления госзакупок).
Решение: Вынесено предупреждение.Функциональными обязанностями контрактного управляющего являются, наряду с прочим, обеспечение закупок для государственных нужд, в том числе, подготовка закупочной документации.
Нарушение: ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления госзакупок).
Решение: Вынесено предупреждение.Функциональными обязанностями контрактного управляющего являются, наряду с прочим, обеспечение закупок для государственных нужд, в том числе, подготовка закупочной документации.
"Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ. С постатейными материалами и подзаконными актами. Контрактная система в вопросах и ответах"
(поглавный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Беляева О.А.)
("Книжный мир", 2014)У специалиста по закупкам может быть и иное название должности, главное - установить соответствующие обязанности в его должностной инструкции. Контрактный управляющий в бюджетном учреждении должен быть обязательно, если годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб. и заказчиком не сформирована контрактная служба. Однако "контрактный управляющий" - это не название должности, это обозначение функциональных обязанностей должностного лица заказчика, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
(поглавный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Беляева О.А.)
("Книжный мир", 2014)У специалиста по закупкам может быть и иное название должности, главное - установить соответствующие обязанности в его должностной инструкции. Контрактный управляющий в бюджетном учреждении должен быть обязательно, если годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб. и заказчиком не сформирована контрактная служба. Однако "контрактный управляющий" - это не название должности, это обозначение функциональных обязанностей должностного лица заказчика, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О создании контрактной службы и об административной ответственности в случае нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
(Письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 N Д28и-3440)Согласно пункту 4 части 4 статьи 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
(Письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 N Д28и-3440)Согласно пункту 4 части 4 статьи 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
Статья: Принцип профессионализма государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Матвеева Н.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 9)Требования к работникам контрактной службы (контрактному управляющему), а также функциональные обязанности достаточно четко формализованы и отражены в ст. 38 Закона N 44-ФЗ и Приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе". Функциональные обязанности работников контрактной службы представлены в п. 11 названного Приказа 17 направлениями деятельности начиная с планирования закупок и заканчивая участием в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействий) заказчика и осуществлении подготовки материалов для выполнения претензионной работы (рис. 2).
(Матвеева Н.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 9)Требования к работникам контрактной службы (контрактному управляющему), а также функциональные обязанности достаточно четко формализованы и отражены в ст. 38 Закона N 44-ФЗ и Приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе". Функциональные обязанности работников контрактной службы представлены в п. 11 названного Приказа 17 направлениями деятельности начиная с планирования закупок и заканчивая участием в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействий) заказчика и осуществлении подготовки материалов для выполнения претензионной работы (рис. 2).
Статья: Унитарные предприятия: равнение на госзаказ
(Лобанова О.Л.)
("Госсектор: учет, планирование, контроль", 2018, N 3)Таким образом, видно, что у комиссии основная миссия - принятие решения о победителе, а у контрактной службы - подготовка, организация и сопровождение закупки. По сути, контрактный управляющий - это должностное лицо, ответственное за закупку, иначе говоря, ее куратор. Такое распределение функциональных обязанностей будет являться базой или ляжет в основу) для разработки локальных актов, определяющих работу как комиссии, так и контрактного управляющего.
(Лобанова О.Л.)
("Госсектор: учет, планирование, контроль", 2018, N 3)Таким образом, видно, что у комиссии основная миссия - принятие решения о победителе, а у контрактной службы - подготовка, организация и сопровождение закупки. По сути, контрактный управляющий - это должностное лицо, ответственное за закупку, иначе говоря, ее куратор. Такое распределение функциональных обязанностей будет являться базой или ляжет в основу) для разработки локальных актов, определяющих работу как комиссии, так и контрактного управляющего.
Статья: Штрафы за нарушение срока и порядка оплаты контрактов
(Пратура О.С.)
("Прогосзаказ.рф", 2017, N 9)Что касается контрактных управляющих, то на практике Типовое положение о контрактной службе зачастую просто перерабатывалось в должностной регламент контрактного управляющего путем замены слов "контрактная служба" на "контрактный управляющий". Соответственно, в регламенте таких контрактных управляющих автоматически предусмотрена функциональная обязанность по организации оплаты товаров, работ, услуг.
(Пратура О.С.)
("Прогосзаказ.рф", 2017, N 9)Что касается контрактных управляющих, то на практике Типовое положение о контрактной службе зачастую просто перерабатывалось в должностной регламент контрактного управляющего путем замены слов "контрактная служба" на "контрактный управляющий". Соответственно, в регламенте таких контрактных управляющих автоматически предусмотрена функциональная обязанность по организации оплаты товаров, работ, услуг.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1. По вопросу, может ли работник организации, не прошедший полностью всю программу обучения в области государственных закупок в соответствии с образовательными стандартами обучения в учебном учреждении, исполнять функциональные обязанности контрактного управляющего в организации в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1. По вопросу, может ли работник организации, не прошедший полностью всю программу обучения в области государственных закупок в соответствии с образовательными стандартами обучения в учебном учреждении, исполнять функциональные обязанности контрактного управляющего в организации в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Вопрос: Генеральный директор единственного участника электронного аукциона оказался сотрудником заказчика. Подлежит ли заявка данного участника отклонению?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Ответ: В силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ стороной конфликта интересов со стороны заказчика могут быть руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий. При этом Верховный Суд РФ пояснил, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении лиц, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Ответ: В силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ стороной конфликта интересов со стороны заказчика могут быть руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий. При этом Верховный Суд РФ пояснил, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении лиц, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения <1>.
Вопрос: О создании заказчиком контрактной службы в целях осуществления закупок.
(Письмо Минэкономразвития России от 28.08.2015 N Д28и-2485)Согласно пункту 4 части 4 статьи 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
(Письмо Минэкономразвития России от 28.08.2015 N Д28и-2485)Согласно пункту 4 части 4 статьи 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.