Функциональное назначение территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Функциональное назначение территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Состав земель в Российской Федерации" ЗК РФ"Следовательно, в целях перевода земельного участка из одной категории в другую основополагающее юридическое значение имеет назначение территории согласно соответствующей функциональной зоне, предусмотренной в документах территориального планирования, а не отсутствие отображения конкретного объекта в документах территориального планирования, как указывает заинтересованное лицо.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 35 "Виды и состав территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2012 по делу N А82-16773/2011 суд указал, что утвержденные до введения в действие Генерального плана г. Ярославля от 06.04.2006 проекты планировки территорий, в том числе проект детальной планировки зоны общественного центра Северного района г. Ярославля, утвержденный Решением исполнительного комитета Ярославского городского совета депутатов трудящихся от 26.03.1980 N 215, разработанные на основе ранее действовавшего Генерального плана города, не подлежат применению, как не основанные на проектных решениях, содержащихся в Генеральном плане 2006 г. (размещение на конкретной территории объектов, относящихся к объектам торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не противоречит функциональному назначению территории).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2012 по делу N А82-16773/2011 суд указал, что утвержденные до введения в действие Генерального плана г. Ярославля от 06.04.2006 проекты планировки территорий, в том числе проект детальной планировки зоны общественного центра Северного района г. Ярославля, утвержденный Решением исполнительного комитета Ярославского городского совета депутатов трудящихся от 26.03.1980 N 215, разработанные на основе ранее действовавшего Генерального плана города, не подлежат применению, как не основанные на проектных решениях, содержащихся в Генеральном плане 2006 г. (размещение на конкретной территории объектов, относящихся к объектам торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не противоречит функциональному назначению территории).
Статья: Территориальное планирование как инструмент правовой охраны окружающей среды в городах: сравнительно-правовое исследование
(Баев В.Д., Вахрамеев В.Н., Лисина Н.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Как показывает международный опыт, территориальное планирование призвано обеспечить не только физическое устройство территорий. Применительно к охране окружающей среды роль территориального планирования должна заключаться в создании определенных материально-пространственных условий, которые могут обеспечить сбалансированность окружающей среды по экологическим, экономическим и социальным показателям в комплексе, учитывая публичные и частные интересы одновременно, способствовать устойчивому (сбалансированному) развитию городов с учетом функционального назначения территории, обеспечивая их устойчивый рост.
(Баев В.Д., Вахрамеев В.Н., Лисина Н.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Как показывает международный опыт, территориальное планирование призвано обеспечить не только физическое устройство территорий. Применительно к охране окружающей среды роль территориального планирования должна заключаться в создании определенных материально-пространственных условий, которые могут обеспечить сбалансированность окружающей среды по экологическим, экономическим и социальным показателям в комплексе, учитывая публичные и частные интересы одновременно, способствовать устойчивому (сбалансированному) развитию городов с учетом функционального назначения территории, обеспечивая их устойчивый рост.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с выводом которого согласился суд кассационной инстанции, указал, что приведенные административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных актов обоснования связаны с изложением общей концепции озеленения всего муниципального образования, не подтверждающей необходимость установления конкретной специализированной зоны в районе земельных участков истца, что в отсутствие надлежащего подтверждения функционального назначения территории в Генеральном плане указывает на несоответствие установленного в Правилах землепользования и застройки зонирования нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с выводом которого согласился суд кассационной инстанции, указал, что приведенные административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных актов обоснования связаны с изложением общей концепции озеленения всего муниципального образования, не подтверждающей необходимость установления конкретной специализированной зоны в районе земельных участков истца, что в отсутствие надлежащего подтверждения функционального назначения территории в Генеральном плане указывает на несоответствие установленного в Правилах землепользования и застройки зонирования нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В настоящее время установлена императивность внесения своевременных изменений в схемы территориального планирования в связи с созданием линейных объектов публичного значения и закреплен срок для внесения таких изменений - один раз в 20 лет (и не реже), а для прочих схем территориального планирования - не менее одного раза в 10 лет (п. 10 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, вместо "срока годности" документов территориального планирования (разработка документов на определенный срок) введен срок актуализации документов. Ключевой задачей территориального планирования является установление функционального назначения различных территорий через создание функциональных зон и определение их границ.
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В настоящее время установлена императивность внесения своевременных изменений в схемы территориального планирования в связи с созданием линейных объектов публичного значения и закреплен срок для внесения таких изменений - один раз в 20 лет (и не реже), а для прочих схем территориального планирования - не менее одного раза в 10 лет (п. 10 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, вместо "срока годности" документов территориального планирования (разработка документов на определенный срок) введен срок актуализации документов. Ключевой задачей территориального планирования является установление функционального назначения различных территорий через создание функциональных зон и определение их границ.
Статья: О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Очевидно, что при изменении функционального назначения территорий требуется соблюсти баланс между частными интересами владельцев таких территорий и интересами публичными, способными принимать самые множественные формы <3>.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Очевидно, что при изменении функционального назначения территорий требуется соблюсти баланс между частными интересами владельцев таких территорий и интересами публичными, способными принимать самые множественные формы <3>.
Статья: Контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий): административно-правовая характеристика и пути совершенствования
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)После издания вышеназванного Постановления последовало принятие целого ряда нормативных правовых актов об утверждении требований к антитеррористической защищенности и формы паспорта безопасности объектов (территорий) по подведомственности федеральным органам государственной власти, а также по функциональному назначению объектов (территорий) <6>.
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)После издания вышеназванного Постановления последовало принятие целого ряда нормативных правовых актов об утверждении требований к антитеррористической защищенности и формы паспорта безопасности объектов (территорий) по подведомственности федеральным органам государственной власти, а также по функциональному назначению объектов (территорий) <6>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Похожая позиция содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5. Суд признал недействующим лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) в связи с тем, что в момент принятия соответствующего решения данный земельный участок находился в частной собственности, изменение его функционального назначения в части отнесения к территориям зеленых насаждений общего пользования противоречит установленным региональным законодателем критериям отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, не допускающим нахождение земельных участков в частной собственности.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Похожая позиция содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5. Суд признал недействующим лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) в связи с тем, что в момент принятия соответствующего решения данный земельный участок находился в частной собственности, изменение его функционального назначения в части отнесения к территориям зеленых насаждений общего пользования противоречит установленным региональным законодателем критериям отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, не допускающим нахождение земельных участков в частной собственности.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, должны быть установлены минимально допустимый уровень обеспеченности объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа населения поселения, муниципального округа, городского округа и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения таких территориальных единиц. Под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния данной территории. Соответственно, под объектами благоустройства территории понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, должны быть установлены минимально допустимый уровень обеспеченности объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа населения поселения, муниципального округа, городского округа и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения таких территориальных единиц. Под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния данной территории. Соответственно, под объектами благоустройства территории понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.