Функциональная зона это
Подборка наиболее важных документов по запросу Функциональная зона это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Порядок установления территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении принципа соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем оспариваемые в рамках настоящего административного дела нормативные правовые акты не противоречат положениям статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решения органа местного самоуправления в оспариваемой части соответствуют градостроительному законодательству, поскольку отнесение на Карте градостроительного зонирования принадлежащего административному истцу земельного участка к территориальной зоне СХ-2 соответствует функциональной зоне, установленной для этого участка Генеральным планом."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФСледовательно, определение границ функциональных зон по границам санитарно-защитной зоны (если этого требует территориальное планирование) возможно при наличии решения об установлении санитарно-защитной зоны."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 комментируемой статьи дается определение территориального планирования как планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены их границы и функциональное назначение. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) было определено, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 комментируемой статьи дается определение территориального планирования как планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены их границы и функциональное назначение. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) было определено, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Однако возникает следующая проблема. Эффективное принятие управленческих решений возможно лишь в том случае, если право принятия решения обеспечено соответствующей ресурсной базой. Например, технический директор принял решение о покупке новых станков. Это его "функциональная" зона полномочий. Но финансами распоряжается финансовый директор, который имеет собственную точку зрения, как и на что тратить корпоративные деньги. И он отказывает в выделении денег на реализацию полномочий технического директора. Для эффективной реализации каждой функции необходим штат специалистов. Но если штатное расписание и наем специалистов относятся к функциям директора по персоналу и это именно его "функциональная" исключительная компетенция, которая в рамках функции не ограничена (остаточный принцип), то все остальные "функциональные" директора, получается, лишены полномочий в области распоряжения таким ресурсом, как "функциональный" персонал. Из этого следует, что каждый "функциональный" директор должен по "своему" персоналу составлять самостоятельное штатное расписание и своим приказом утверждать его? И своими приказами принимать на работу и увольнять "функциональных" сотрудников? А что делать с сотрудниками, обеспечивающими сразу несколько функций внутри компании? Их включать в "функциональное" штатное расписание? А кто их принимает на работу и увольняет? И что по этому поводу скажет финансовый директор, распоряжающийся деньгами компании (в том числе и по штатному расписанию)?
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Однако возникает следующая проблема. Эффективное принятие управленческих решений возможно лишь в том случае, если право принятия решения обеспечено соответствующей ресурсной базой. Например, технический директор принял решение о покупке новых станков. Это его "функциональная" зона полномочий. Но финансами распоряжается финансовый директор, который имеет собственную точку зрения, как и на что тратить корпоративные деньги. И он отказывает в выделении денег на реализацию полномочий технического директора. Для эффективной реализации каждой функции необходим штат специалистов. Но если штатное расписание и наем специалистов относятся к функциям директора по персоналу и это именно его "функциональная" исключительная компетенция, которая в рамках функции не ограничена (остаточный принцип), то все остальные "функциональные" директора, получается, лишены полномочий в области распоряжения таким ресурсом, как "функциональный" персонал. Из этого следует, что каждый "функциональный" директор должен по "своему" персоналу составлять самостоятельное штатное расписание и своим приказом утверждать его? И своими приказами принимать на работу и увольнять "функциональных" сотрудников? А что делать с сотрудниками, обеспечивающими сразу несколько функций внутри компании? Их включать в "функциональное" штатное расписание? А кто их принимает на работу и увольняет? И что по этому поводу скажет финансовый директор, распоряжающийся деньгами компании (в том числе и по штатному расписанию)?
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
(ред. от 31.07.2025)5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особый интерес при этом представляет изменение муниципальной документации, поскольку она содержит функциональное зонирование. Фактически это зонирование показывает, объекты какого вида могут быть построены на территории определенной функциональной зоны. Кроме того, через изменение именно этих документов могут быть расширены границы населенных пунктов, что обычно существенно упрощает возможность застройки присоединенных территорий.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особый интерес при этом представляет изменение муниципальной документации, поскольку она содержит функциональное зонирование. Фактически это зонирование показывает, объекты какого вида могут быть построены на территории определенной функциональной зоны. Кроме того, через изменение именно этих документов могут быть расширены границы населенных пунктов, что обычно существенно упрощает возможность застройки присоединенных территорий.
Статья: О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Полагаем, что этот вопрос должен быть разрешен в рамках совершенствования действующего законодательства. Необходимо обеспечить возможность существования в составе генеральных планов функциональных зон с отсроченными параметрами развития <59>. Это позволит синхронизировать положения генерального плана и ПЗЗ: сначала вступят в силу отсроченные параметры функциональных зон, а потом отсроченные виды разрешенного использования в составе градостроительных регламентов.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Полагаем, что этот вопрос должен быть разрешен в рамках совершенствования действующего законодательства. Необходимо обеспечить возможность существования в составе генеральных планов функциональных зон с отсроченными параметрами развития <59>. Это позволит синхронизировать положения генерального плана и ПЗЗ: сначала вступят в силу отсроченные параметры функциональных зон, а потом отсроченные виды разрешенного использования в составе градостроительных регламентов.
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Данный вывод подтверждается законодательными изменениями, принятыми Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <20> (далее - Закон N 264-ФЗ). Закон N 264-ФЗ внес изменения в перечень градостроительных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрев возможность установления в законодательстве субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности особенностей содержания документов территориального планирования, а именно генеральные планы могут не содержать карты планируемого размещения объектов местного значения и территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются. В научной литературе профессиональным сообществом эти новеллы законодательства были восприняты неоднозначно, поскольку внесенные изменения, с одной стороны, соответствуют ключевым задачам Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2023 года с прогнозом до 2035 года <21> по сокращению инвестиционно-строительного цикла, с другой стороны, фактически снижают уровень общественного контроля за деятельностью уполномоченных органов в сфере градостроительной деятельности ввиду того, что "на публичные слушания может выноситься генеральный план, который не позволяет гражданам понять и оценить перспективы развития их муниципалитета" <22>. Кроме того, отсутствие необходимости закрепления дополнительных критериев или случаев, при которых допускается "отступления от правил" к содержанию генеральных планов в соответствии с ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, на практике может привести к юридическим коллизиям. Так, например, широкие пределы дискреции субъектов Российской Федерации создали "юридическую неоднозначность и организационную сложность использования института перераспределения полномочий муниципальных образований" <23>. В целом, практика регионов Российской Федерации <24> свидетельствует об отсутствии заинтересованности в "механическом" ускорении реализации инвестиционных и строительных проектов в целях сохранения правовой и политической определенности комплексного развития городов.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Данный вывод подтверждается законодательными изменениями, принятыми Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <20> (далее - Закон N 264-ФЗ). Закон N 264-ФЗ внес изменения в перечень градостроительных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрев возможность установления в законодательстве субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности особенностей содержания документов территориального планирования, а именно генеральные планы могут не содержать карты планируемого размещения объектов местного значения и территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются. В научной литературе профессиональным сообществом эти новеллы законодательства были восприняты неоднозначно, поскольку внесенные изменения, с одной стороны, соответствуют ключевым задачам Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2023 года с прогнозом до 2035 года <21> по сокращению инвестиционно-строительного цикла, с другой стороны, фактически снижают уровень общественного контроля за деятельностью уполномоченных органов в сфере градостроительной деятельности ввиду того, что "на публичные слушания может выноситься генеральный план, который не позволяет гражданам понять и оценить перспективы развития их муниципалитета" <22>. Кроме того, отсутствие необходимости закрепления дополнительных критериев или случаев, при которых допускается "отступления от правил" к содержанию генеральных планов в соответствии с ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, на практике может привести к юридическим коллизиям. Так, например, широкие пределы дискреции субъектов Российской Федерации создали "юридическую неоднозначность и организационную сложность использования института перераспределения полномочий муниципальных образований" <23>. В целом, практика регионов Российской Федерации <24> свидетельствует об отсутствии заинтересованности в "механическом" ускорении реализации инвестиционных и строительных проектов в целях сохранения правовой и политической определенности комплексного развития городов.