Функциональная независимость
Подборка наиболее важных документов по запросу Функциональная независимость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апелляционных жалоб о конфликте интересов между председателем, аудиторами Контрольно-счетной палаты округа и Городской Думой в понимании статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ не влияют на законность принятого по делу решения, поскольку само по себе заключение вышеуказанных трудовых договоров не отменяет организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа, которая гарантирована статьей 8 Федерального закона N 6-ФЗ. При этом подотчетность контрольно-счетного органа представительному органу местного самоуправления не предполагает нахождение в его ведении и не ограничивает принцип независимости.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апелляционных жалоб о конфликте интересов между председателем, аудиторами Контрольно-счетной палаты округа и Городской Думой в понимании статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ не влияют на законность принятого по делу решения, поскольку само по себе заключение вышеуказанных трудовых договоров не отменяет организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа, которая гарантирована статьей 8 Федерального закона N 6-ФЗ. При этом подотчетность контрольно-счетного органа представительному органу местного самоуправления не предполагает нахождение в его ведении и не ограничивает принцип независимости.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о возложении на региональные государственные органы обязанности по включению здания в региональный перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Региональный государственный орган посчитал заявление необоснованным, поскольку в спорном здании отсутствовала отделка помещений, а само здание общество фактически не использовало для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. В то же время суд установил, что спорное здание имеет несколько независимых функциональных зон, включая спортивные залы, буфет, помещение общественно-делового назначения, встроенные гостевые парковки, гостиничные апартаменты. По функциональному назначению данные помещения отвечают критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ для включения здания в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, а их суммарная площадь превышает 20 процентов от общей площади здания. Более того, региональный государственный орган уже включал в соответствующий перечень аналогичные объекты. Суд удовлетворил требования общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о возложении на региональные государственные органы обязанности по включению здания в региональный перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Региональный государственный орган посчитал заявление необоснованным, поскольку в спорном здании отсутствовала отделка помещений, а само здание общество фактически не использовало для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. В то же время суд установил, что спорное здание имеет несколько независимых функциональных зон, включая спортивные залы, буфет, помещение общественно-делового назначения, встроенные гостевые парковки, гостиничные апартаменты. По функциональному назначению данные помещения отвечают критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ для включения здания в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, а их суммарная площадь превышает 20 процентов от общей площади здания. Более того, региональный государственный орган уже включал в соответствующий перечень аналогичные объекты. Суд удовлетворил требования общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)- в рамках оценки эффективности внутреннего финансового контроля важно учитывать стадии жизненного цикла контрольной деятельности, так как оценка отдельных критериев (например, адекватность способа организации масштабам деятельности учреждения, соблюдение принципа функциональной независимости; наличие и качество применяемого документационного обеспечения) целесообразна на этапе организации и интеграции процесса контроля. Также сокращение количества выявленных нарушений в динамике или снижение существенности выявляемых нарушений, отсутствие фактов привлечения к дисциплинарной ответственности оценивается положительно для "зрелой" системы внутреннего финансового контроля. Следовательно, при снижении результативности, может наблюдаться рост эффективности внутреннего финансового контроля. Во внешнем финансовом контроле такая динамика, скорее, указывает на неэффективный отбор объектов контроля и необоснованное планирование контрольных мероприятий.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)- в рамках оценки эффективности внутреннего финансового контроля важно учитывать стадии жизненного цикла контрольной деятельности, так как оценка отдельных критериев (например, адекватность способа организации масштабам деятельности учреждения, соблюдение принципа функциональной независимости; наличие и качество применяемого документационного обеспечения) целесообразна на этапе организации и интеграции процесса контроля. Также сокращение количества выявленных нарушений в динамике или снижение существенности выявляемых нарушений, отсутствие фактов привлечения к дисциплинарной ответственности оценивается положительно для "зрелой" системы внутреннего финансового контроля. Следовательно, при снижении результативности, может наблюдаться рост эффективности внутреннего финансового контроля. Во внешнем финансовом контроле такая динамика, скорее, указывает на неэффективный отбор объектов контроля и необоснованное планирование контрольных мероприятий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Это конструктивно обособленный предмет. От его наличия или отсутствия в пассажирском салоне функциональное назначение самолета не зависит (не будет кресел в салоне, самолет можно использовать для перевозки грузов). А кресла, снятые с одного борта, можно установить взамен поврежденных в другом самолете.
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Это конструктивно обособленный предмет. От его наличия или отсутствия в пассажирском салоне функциональное назначение самолета не зависит (не будет кресел в салоне, самолет можно использовать для перевозки грузов). А кресла, снятые с одного борта, можно установить взамен поврежденных в другом самолете.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.
Статья: Совещание судей: между тайной и прозрачностью
(Ренц И.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Статья посвящена влиянию тайны совещания судей как процессуального правила и универсальной морально-этической установки на базовые принципы правосудия по гражданским делам, установлению ее диалектической связи с независимостью суда, обоснованностью решений, утверждением авторитета судебной власти и защиты профессиональной репутации судей. Определяются политико-правовые основания судейской тайны, гарантирующей функциональную независимость судей, их свободу в оценке фактов, доказательств, а также последствий того или иного варианта разрешения спора в стремлении обеспечить авторитет и силу действия судебного решения. Подчеркивается естественная ограниченность права судей свободно выражать свое мнение сообразно приоритету поддержания общественного доверия к независимому, беспристрастному и по возможности справедливому суду. На основе анализа законодательства и правоприменительной практики, в том числе зарубежной, рассматривается процессуальный механизм особого мнения судьи как инструмента повышения транспарентности правосудия, качества аргументации судебных постановлений и развития права через "судебную доктрину". Несмотря на общий пессимистический вывод, обусловленный отсутствием предпосылок для систематического обращения судей к институту особого мнения в современных условиях, обосновываются возможные пути технологической и процессуальной эволюции в данной области.
(Ренц И.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Статья посвящена влиянию тайны совещания судей как процессуального правила и универсальной морально-этической установки на базовые принципы правосудия по гражданским делам, установлению ее диалектической связи с независимостью суда, обоснованностью решений, утверждением авторитета судебной власти и защиты профессиональной репутации судей. Определяются политико-правовые основания судейской тайны, гарантирующей функциональную независимость судей, их свободу в оценке фактов, доказательств, а также последствий того или иного варианта разрешения спора в стремлении обеспечить авторитет и силу действия судебного решения. Подчеркивается естественная ограниченность права судей свободно выражать свое мнение сообразно приоритету поддержания общественного доверия к независимому, беспристрастному и по возможности справедливому суду. На основе анализа законодательства и правоприменительной практики, в том числе зарубежной, рассматривается процессуальный механизм особого мнения судьи как инструмента повышения транспарентности правосудия, качества аргументации судебных постановлений и развития права через "судебную доктрину". Несмотря на общий пессимистический вывод, обусловленный отсутствием предпосылок для систематического обращения судей к институту особого мнения в современных условиях, обосновываются возможные пути технологической и процессуальной эволюции в данной области.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 5 названной ст. 160.2-1 БК РФ: внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России; федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита; главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно п. 5 названной ст. 160.2-1 БК РФ: внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России; федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита; главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Принцип независимости во внутреннем контроле приобретает несколько иное значение, он означает функциональную независимость субъекта контроля в общей организационной структуре, в то время как во внешнем контроле принцип независимости ориентирует на обеспечение независимости сотрудников органа контроля от сотрудников объекта контроля. Необходимость обеспечения функциональной независимости при организации внутреннего финансового контроля в вузах обоснована в работе Д.А. Ендовицкого, Ю.И. Бахтуриной [2, с. 612 - 616].
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Принцип независимости во внутреннем контроле приобретает несколько иное значение, он означает функциональную независимость субъекта контроля в общей организационной структуре, в то время как во внешнем контроле принцип независимости ориентирует на обеспечение независимости сотрудников органа контроля от сотрудников объекта контроля. Необходимость обеспечения функциональной независимости при организации внутреннего финансового контроля в вузах обоснована в работе Д.А. Ендовицкого, Ю.И. Бахтуриной [2, с. 612 - 616].
Статья: Правовые основы деятельности депутатов местных органов представительной власти в Узбекистане
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Решению данной проблемы могло бы служить применение методов автономизации межуровневого взаимодействия местных органов представительной власти. Имеется в виду, что целесообразно предоставить большую самостоятельность (институциональную и функциональную независимость) каждому уровню местных Кенгашей в вопросах их формирования и деятельности (избрание, полномочия, права, финансирование, обеспечение законности в их деятельности, контроль за их деятельностью и т.п.) <12>.
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Решению данной проблемы могло бы служить применение методов автономизации межуровневого взаимодействия местных органов представительной власти. Имеется в виду, что целесообразно предоставить большую самостоятельность (институциональную и функциональную независимость) каждому уровню местных Кенгашей в вопросах их формирования и деятельности (избрание, полномочия, права, финансирование, обеспечение законности в их деятельности, контроль за их деятельностью и т.п.) <12>.
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В статье 4 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ к принципам деятельности Конституционного совета отнесены: законность, объективность, организационная самостоятельность, функциональная независимость, коллегиальность, открытость, гласность. Здесь сразу возникает вопрос относительно принципа функциональной независимости. Будучи производным от высшей представительной (законодательной) ветви власти, ни один конституционный совет не может обладать организационной самостоятельностью и функциональной независимостью. Классический парламентаризм основан на признании функций первичного правотворчества, кроме того, организационная и функциональная автономия парламента рассматривается как нормативное условие разделения власти <16>.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В статье 4 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ к принципам деятельности Конституционного совета отнесены: законность, объективность, организационная самостоятельность, функциональная независимость, коллегиальность, открытость, гласность. Здесь сразу возникает вопрос относительно принципа функциональной независимости. Будучи производным от высшей представительной (законодательной) ветви власти, ни один конституционный совет не может обладать организационной самостоятельностью и функциональной независимостью. Классический парламентаризм основан на признании функций первичного правотворчества, кроме того, организационная и функциональная автономия парламента рассматривается как нормативное условие разделения власти <16>.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> В качестве примера можем привести Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.04.2021 N Ф04-1059/2021 по делу N А03-8332/2020. Суд посчитал неправомерным применение повышающего коэффициента к зданиям, поскольку "любые здания и помещения изначально построены (возведены) в расчете на 24-часовую эксплуатацию, их износ в нормальных условиях эксплуатации (при отсутствии факторов, препятствующих нормальному осуществлению функциональных или технологических процессов) не зависит от результатов эффективности и интенсивности труда внутри зданий и помещений, и, как следствие, эксплуатируемые в нормальных условиях здания не могут быть отнесены к основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности, в связи с тем, что основным их назначением является создание условий для труда и хранения материальных ценностей". Аналогичный вывод можно найти в Постановлении АС Центрального округа от 24.07.2024 N Ф10-2283/2024 по делу N А35-4933/2022.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> В качестве примера можем привести Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.04.2021 N Ф04-1059/2021 по делу N А03-8332/2020. Суд посчитал неправомерным применение повышающего коэффициента к зданиям, поскольку "любые здания и помещения изначально построены (возведены) в расчете на 24-часовую эксплуатацию, их износ в нормальных условиях эксплуатации (при отсутствии факторов, препятствующих нормальному осуществлению функциональных или технологических процессов) не зависит от результатов эффективности и интенсивности труда внутри зданий и помещений, и, как следствие, эксплуатируемые в нормальных условиях здания не могут быть отнесены к основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности, в связи с тем, что основным их назначением является создание условий для труда и хранения материальных ценностей". Аналогичный вывод можно найти в Постановлении АС Центрального округа от 24.07.2024 N Ф10-2283/2024 по делу N А35-4933/2022.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Речь в данном случае идет как об институциональной, так и о функциональной независимости органов правосудия <1>. Очевидно, что судебные органы не могут находиться в структуре законодательной или исполнительной власти. Не менее очевидно и то, что исполнительная власть не должна иметь права осуществлять какой-либо контроль над деятельностью судебной власти. В свою очередь, органы законодательной власти не должны иметь права принимать законы или иные нормативные правовые акты, отменяющие судебные решения.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Речь в данном случае идет как об институциональной, так и о функциональной независимости органов правосудия <1>. Очевидно, что судебные органы не могут находиться в структуре законодательной или исполнительной власти. Не менее очевидно и то, что исполнительная власть не должна иметь права осуществлять какой-либо контроль над деятельностью судебной власти. В свою очередь, органы законодательной власти не должны иметь права принимать законы или иные нормативные правовые акты, отменяющие судебные решения.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.