Функции юридического отдела
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции юридического отдела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 N 07АП-11550/2022(2) по делу N А45-17143/2022
Требование: Об отмене определения об отказе во взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отсутствие конкретизированной функции представительства в судах в перечне должностных обязанностей начальника юридического отдела Шевченко Н.В. само по себе не исключает возможности и необходимости осуществления сотрудником юридического лица его представительства в суде по заданию работодателя.
Требование: Об отмене определения об отказе во взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отсутствие конкретизированной функции представительства в судах в перечне должностных обязанностей начальника юридического отдела Шевченко Н.В. само по себе не исключает возможности и необходимости осуществления сотрудником юридического лица его представительства в суде по заданию работодателя.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 по делу N 88-29681/2023 (УИД 08RS0001-01-2023-000781-40)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения за прогул.
Обстоятельства: Истец указал, что считает свое увольнение незаконным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.23 января 2023 г. во исполнение решения суда, а также приказов о восстановлении на работе Ц. было предоставлено рабочее место, расположенное в юридическом отделе АО "Энергосервис", оборудованное необходимыми средствами исполнения трудовой функции, а именно предоставлены: рабочий стол, компьютер с установленной программой 2019/Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1 (1С: Предприятие).
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения за прогул.
Обстоятельства: Истец указал, что считает свое увольнение незаконным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.23 января 2023 г. во исполнение решения суда, а также приказов о восстановлении на работе Ц. было предоставлено рабочее место, расположенное в юридическом отделе АО "Энергосервис", оборудованное необходимыми средствами исполнения трудовой функции, а именно предоставлены: рабочий стол, компьютер с установленной программой 2019/Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1 (1С: Предприятие).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комплаенс и законодательство в сфере интеллектуальной собственности
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)В настоящее время в деятельности предпринимателей возникло большое число видов комплаенса, он может быть: антикоррупционным, налоговым, антимонопольным и санкционным. Комплаенс-менеджер может быть наделен функциями как по антикоррупционному, так и санкционному комплаенсу, тогда как налоговый комплаенс обычно относят к функции юридического отдела <18>.
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)В настоящее время в деятельности предпринимателей возникло большое число видов комплаенса, он может быть: антикоррупционным, налоговым, антимонопольным и санкционным. Комплаенс-менеджер может быть наделен функциями как по антикоррупционному, так и санкционному комплаенсу, тогда как налоговый комплаенс обычно относят к функции юридического отдела <18>.
Статья: Защита коммерческой тайны в отношениях с контрагентами на основе использования процессного подхода к управлению организацией
(Федоров П.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Причинами такого положения могут быть как непонимание значения коммерческих секретов, так и особенности организации управления юридическим лицом. При рассмотрении компании как совокупности функциональных подразделений основное внимание уделяется подразделениям при возможном снижении значимости ряда важных межфункциональных связей, поскольку "сотрудники заботятся о работе, своей функции, забывая об остальной деятельности предприятия" <2>. Обеспечение конфиденциальности может быть поручено исключительно юридическому отделу либо договорному отделу. Такой подход именуется функциональным - в этом случае органы управления исполняют корпоративные функции <3>. В целях выполнения своих функций органы управления как органы хозяйственного общества наделяются конкретными полномочиями, которые реализуются в рамках установленного предмета деятельности <4>. Даже если при построении нижерасположенных в иерархии управления хозяйственного общества конкретных подразделений будет применен иной подход, то строгая ориентация органов управления на использование функционального подхода может порождать межфункциональные "разрывы". В этом случае юридический или договорный отделы обеспечивают выполнение функции защиты коммерчески значимой информации, порой игнорируя особенности действительных рабочих процессов. Это не только "перегружает" систему защиты коммерческих секретов, утяжеляя ее, но и повышает расходы на ее функционирование. В конечном итоге эффективность защитных мер может снижаться, что обусловливает актуальность иных подходов к правовой организации защиты коммерчески значимой информации.
(Федоров П.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Причинами такого положения могут быть как непонимание значения коммерческих секретов, так и особенности организации управления юридическим лицом. При рассмотрении компании как совокупности функциональных подразделений основное внимание уделяется подразделениям при возможном снижении значимости ряда важных межфункциональных связей, поскольку "сотрудники заботятся о работе, своей функции, забывая об остальной деятельности предприятия" <2>. Обеспечение конфиденциальности может быть поручено исключительно юридическому отделу либо договорному отделу. Такой подход именуется функциональным - в этом случае органы управления исполняют корпоративные функции <3>. В целях выполнения своих функций органы управления как органы хозяйственного общества наделяются конкретными полномочиями, которые реализуются в рамках установленного предмета деятельности <4>. Даже если при построении нижерасположенных в иерархии управления хозяйственного общества конкретных подразделений будет применен иной подход, то строгая ориентация органов управления на использование функционального подхода может порождать межфункциональные "разрывы". В этом случае юридический или договорный отделы обеспечивают выполнение функции защиты коммерчески значимой информации, порой игнорируя особенности действительных рабочих процессов. Это не только "перегружает" систему защиты коммерческих секретов, утяжеляя ее, но и повышает расходы на ее функционирование. В конечном итоге эффективность защитных мер может снижаться, что обусловливает актуальность иных подходов к правовой организации защиты коммерчески значимой информации.
Нормативные акты
Приказ Росимущества от 21.11.2013 N 357
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе"В корпоративном законодательстве Великобритании долгое время содержалась норма об обязательном наличии позиции корпоративного секретаря (Company secretary) в штате компании. В настоящее время в связи с процессами дерегулирования и обеспечения гибкости законодательства эта позиция не является формально обязательной, но в большинстве крупных компаний ее статус сохраняется, и корпоративный секретарь обязательно персонифицирован. В небольших частных компаниях, акции которых не торгуются на бирже, роль корпоративного секретаря значительно скромнее. Зачастую она ограничивается правовой экспертизой, и поэтому его функции может по совместительству выполнять руководитель юридического отдела. Похожая ситуация наблюдается и в Соединенных Штатах.
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе"В корпоративном законодательстве Великобритании долгое время содержалась норма об обязательном наличии позиции корпоративного секретаря (Company secretary) в штате компании. В настоящее время в связи с процессами дерегулирования и обеспечения гибкости законодательства эта позиция не является формально обязательной, но в большинстве крупных компаний ее статус сохраняется, и корпоративный секретарь обязательно персонифицирован. В небольших частных компаниях, акции которых не торгуются на бирже, роль корпоративного секретаря значительно скромнее. Зачастую она ограничивается правовой экспертизой, и поэтому его функции может по совместительству выполнять руководитель юридического отдела. Похожая ситуация наблюдается и в Соединенных Штатах.
Информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-06-14/180
"О рекомендациях руководителям службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита, службы управления рисками финансовых организаций"- На руководителя СВК возложены функции руководителя юридического отдела кредитной организации, к компетенции которого отнесены правовое сопровождение деятельности кредитной организации, включая действия по представлению интересов кредитной организации в отношениях с третьими лицами с правом совершения от имени кредитной организации юридически значимых действий, правовую защиту интересов кредитной организации (в том числе досудебное урегулирование споров, защита интересов в суде). Поскольку на юридический отдел возложены функции, связанные с принятием рисков, надлежащее выполнение которых подлежит, в частности, контролю со стороны СВК, осуществление одним лицом функций руководителя юридического отдела и одновременно руководителя СВК приводит к конфликту интересов (не соответствует требованиям подпункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения N 242-П).
"О рекомендациях руководителям службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита, службы управления рисками финансовых организаций"- На руководителя СВК возложены функции руководителя юридического отдела кредитной организации, к компетенции которого отнесены правовое сопровождение деятельности кредитной организации, включая действия по представлению интересов кредитной организации в отношениях с третьими лицами с правом совершения от имени кредитной организации юридически значимых действий, правовую защиту интересов кредитной организации (в том числе досудебное урегулирование споров, защита интересов в суде). Поскольку на юридический отдел возложены функции, связанные с принятием рисков, надлежащее выполнение которых подлежит, в частности, контролю со стороны СВК, осуществление одним лицом функций руководителя юридического отдела и одновременно руководителя СВК приводит к конфликту интересов (не соответствует требованиям подпункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения N 242-П).
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)- работники юридического отдела (при необходимости в рамках осуществления своих трудовых обязанностей);
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)- работники юридического отдела (при необходимости в рамках осуществления своих трудовых обязанностей);
Вопрос: Каков порядок создания структурного подразделения (отдела) в организации?
(Консультация эксперта, 2025)К руководителям структурных подразделений, как правило, относятся работники, которые осуществляют функции управления конкретным структурным подразделением. Это может быть, например, начальник соответствующего отдела (например, юридического отдела) или иного структурного подразделения, главный бухгалтер, главный инженер, заведующий складом (разд. 1 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
(Консультация эксперта, 2025)К руководителям структурных подразделений, как правило, относятся работники, которые осуществляют функции управления конкретным структурным подразделением. Это может быть, например, начальник соответствующего отдела (например, юридического отдела) или иного структурного подразделения, главный бухгалтер, главный инженер, заведующий складом (разд. 1 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
Статья: Особенности реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь организациям и органам публичной власти
(Долидзе Т.Ю.)
("Нотариус", 2020, N 8)Заслуживает особого рассмотрения механизм оказания правовой помощи органам государственной власти и местного самоуправления. Полагаем, что данная группа общественных отношений нуждается в особом правовом регулировании <12>. Фактически законодательство выглядит пробельным, зачастую отсутствуют даже элементарные гарантии оказания юридической помощи указанным субъектам <13> (например, закон не требует, чтобы в местных администрациях небольших по численности населения или размерам территории муниципальных образований в штате имелся хотя бы один юрист, не говоря уже о существовании юридического отдела или управления). Данная проблема частично разрешается путем осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Однако прокурор, какими бы полезными ни были его функции, не уполномочен осуществлять юридическую помощь. Он может выявить факты правонарушений, предписать их устранить и т.п., однако реализация мер прокурорского реагирования составляет компетенцию поднадзорных органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим органы публичной власти нуждаются в правовой помощи.
(Долидзе Т.Ю.)
("Нотариус", 2020, N 8)Заслуживает особого рассмотрения механизм оказания правовой помощи органам государственной власти и местного самоуправления. Полагаем, что данная группа общественных отношений нуждается в особом правовом регулировании <12>. Фактически законодательство выглядит пробельным, зачастую отсутствуют даже элементарные гарантии оказания юридической помощи указанным субъектам <13> (например, закон не требует, чтобы в местных администрациях небольших по численности населения или размерам территории муниципальных образований в штате имелся хотя бы один юрист, не говоря уже о существовании юридического отдела или управления). Данная проблема частично разрешается путем осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Однако прокурор, какими бы полезными ни были его функции, не уполномочен осуществлять юридическую помощь. Он может выявить факты правонарушений, предписать их устранить и т.п., однако реализация мер прокурорского реагирования составляет компетенцию поднадзорных органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим органы публичной власти нуждаются в правовой помощи.
Статья: Правовые проблемы массовых увольнений
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 2)Осуществлял комплексное правовое сопровождение деятельности крупнейших российских фармацевтических холдингов (Инвакорп-Фарма", "ЦВ "Протек") в различных регионах России, занимавших и занимающих лидирующие позиции во всех сегментах фармотрасли - производстве, дистрибуции, розничной торговле. Сферы вышеуказанной деятельности: работа в юридических отделах на должностях юрисконсульта с функциями специалиста по претензионно-исковой работе и экономической безопасности. Также участвовал в телевизионных программах в качестве эксперта по юридическим вопросам на каналах ОРТ, Первый канал, Спас.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 2)Осуществлял комплексное правовое сопровождение деятельности крупнейших российских фармацевтических холдингов (Инвакорп-Фарма", "ЦВ "Протек") в различных регионах России, занимавших и занимающих лидирующие позиции во всех сегментах фармотрасли - производстве, дистрибуции, розничной торговле. Сферы вышеуказанной деятельности: работа в юридических отделах на должностях юрисконсульта с функциями специалиста по претензионно-исковой работе и экономической безопасности. Также участвовал в телевизионных программах в качестве эксперта по юридическим вопросам на каналах ОРТ, Первый канал, Спас.
Статья: Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях уголовного судопроизводства
(Качалова О.В., Хроменков И.Р.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Хроменков Игорь Романович, кандидат юридических наук, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в делах по экономическим спорам, административным правонарушениям гражданско-судебного управления прокуратуры г. Москвы, Москва, Российская Федерация.
(Качалова О.В., Хроменков И.Р.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Хроменков Игорь Романович, кандидат юридических наук, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в делах по экономическим спорам, административным правонарушениям гражданско-судебного управления прокуратуры г. Москвы, Москва, Российская Федерация.
Статья: Нормирование труда юриста. Проблемы правового регулирования. Рекомендации для нормирования труда юриста в сфере договорной деятельности
(Дмитриев О.В., Дмитриева Е.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако деятельность юриста настолько обширна, что юрист зачастую выполняет функции, смежные с правовой или даже далеко выходящие за ее пределы, хотя государством это никогда не поощрялось. Более того, в нескольких постановлениях Правительства было прямо указано, что возложение на юридический отдел или юрисконсульта обязанностей, не предусмотренных положением или должностными инструкциями и не относящихся к правовой работе, не допускается <3>.
(Дмитриев О.В., Дмитриева Е.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако деятельность юриста настолько обширна, что юрист зачастую выполняет функции, смежные с правовой или даже далеко выходящие за ее пределы, хотя государством это никогда не поощрялось. Более того, в нескольких постановлениях Правительства было прямо указано, что возложение на юридический отдел или юрисконсульта обязанностей, не предусмотренных положением или должностными инструкциями и не относящихся к правовой работе, не допускается <3>.
Статья: Государственное управление в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Русскова Марина Александровна, аспирант Тихоокеанского государственного университета; начальник юридического отдела администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Русскова Марина Александровна, аспирант Тихоокеанского государственного университета; начальник юридического отдела администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Статья: Запрещение эксплуатации транспортного средства как индивидуальный правовой акт, направленный на предупреждение дорожно-транспортных происшествий
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Баканов Кирилл Сергеевич, кандидат юридических наук, начальник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Баканов Кирилл Сергеевич, кандидат юридических наук, начальник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, еще в 2014 г. Ассоциация российских банков обращалась к руководителю Банка России с просьбой разрешить практике вопросы о возможном возникновении интересов при совмещении должностей (см. письмо АРБ Председателю Банка России Набиуллиной Э.С. "О совмещении должности руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации", исх. N А-02/5-386, от 06.08.2015). В частности, в письме был поставлен вопрос о совмещении должности руководителя службы внутреннего контроля с должностями руководителей иных структурных подразделений кредитной организации, в том числе с должностью контролера профессионального участника рынка ценных бумаг, должностью начальника юридического отдела кредитной организации. Ранее Банк России разъяснял, что служба внутреннего контроля вправе осуществлять также иные функции, связанные с управлением регуляторным риском, предусмотренные внутренними документами кредитной организации. В связи с этим в Письме Банка России от 19.09.2014 N 41-2-1-2/1709, направленном в ответ на запрос одной из кредитных организаций, указано, что руководитель службы внутреннего контроля может выполнять отдельные функции руководителя юридического подразделения по согласованию (визированию) договоров, а также внутренних и иных документов кредитной организации в части проверки их соответствия законодательству Российской Федерации.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, еще в 2014 г. Ассоциация российских банков обращалась к руководителю Банка России с просьбой разрешить практике вопросы о возможном возникновении интересов при совмещении должностей (см. письмо АРБ Председателю Банка России Набиуллиной Э.С. "О совмещении должности руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации", исх. N А-02/5-386, от 06.08.2015). В частности, в письме был поставлен вопрос о совмещении должности руководителя службы внутреннего контроля с должностями руководителей иных структурных подразделений кредитной организации, в том числе с должностью контролера профессионального участника рынка ценных бумаг, должностью начальника юридического отдела кредитной организации. Ранее Банк России разъяснял, что служба внутреннего контроля вправе осуществлять также иные функции, связанные с управлением регуляторным риском, предусмотренные внутренними документами кредитной организации. В связи с этим в Письме Банка России от 19.09.2014 N 41-2-1-2/1709, направленном в ответ на запрос одной из кредитных организаций, указано, что руководитель службы внутреннего контроля может выполнять отдельные функции руководителя юридического подразделения по согласованию (визированию) договоров, а также внутренних и иных документов кредитной организации в части проверки их соответствия законодательству Российской Федерации.
Статья: Что нужно учесть заказчику при реализации проектов
(Авдеева И.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)Авдеева Инна, начальник юридического отдела компании "8Га".
(Авдеева И.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)Авдеева Инна, начальник юридического отдела компании "8Га".