Функции прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Срок прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств того, что запрошенные Прокуратурой... документы не связаны с осуществлением возложенных на органы прокуратуры функций, а также того, что Прокурор запрашивал сведения, которые он не вправе требовать согласно статьям 6, 22 Закона о прокуратуре, либо того, что исполнение данного требования нарушает права и интересы Общества, не представлено..."
(КонсультантПлюс, 2025)Доказательств того, что запрошенные Прокуратурой... документы не связаны с осуществлением возложенных на органы прокуратуры функций, а также того, что Прокурор запрашивал сведения, которые он не вправе требовать согласно статьям 6, 22 Закона о прокуратуре, либо того, что исполнение данного требования нарушает права и интересы Общества, не представлено..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Основные выводы: требуется дополнительное изучение практики осуществления публичной власти в условиях развития информационного общества, трансформации осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры с учетом более глубокого проникновения информационных технологий в общественные отношения.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Основные выводы: требуется дополнительное изучение практики осуществления публичной власти в условиях развития информационного общества, трансформации осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры с учетом более глубокого проникновения информационных технологий в общественные отношения.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Согласно ч. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. При этом прокурор не вправе требовать у организации информацию, документы и материалы или их копии, которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами, в сети Интернет (ч. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Согласно ч. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. При этом прокурор не вправе требовать у организации информацию, документы и материалы или их копии, которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами, в сети Интернет (ч. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре).
Статья: Роль арбитражного суда при осуществлении правосудия в экономической сфере: проблемы и пути преодоления
(Михайлова Е.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 3)<18> Автор настоящей статьи неоднократно писала о необходимости расширить функции прокуратуры в сфере гражданской юрисдикции. См., напр.: Михайлова Е.В. Функции прокурора в сфере гражданской юрисдикции нужно усилить // Законность. 2021. N 8. С. 27 - 34; Она же. О некоторых проблемах, связанных с участием прокурора в гражданском деле // Государство и право. 2024. N 12. С. 76 - 83.
(Михайлова Е.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 3)<18> Автор настоящей статьи неоднократно писала о необходимости расширить функции прокуратуры в сфере гражданской юрисдикции. См., напр.: Михайлова Е.В. Функции прокурора в сфере гражданской юрисдикции нужно усилить // Законность. 2021. N 8. С. 27 - 34; Она же. О некоторых проблемах, связанных с участием прокурора в гражданском деле // Государство и право. 2024. N 12. С. 76 - 83.
Статья: Уголовно-правовой статус личности и уголовная ответственность
(Бурлака С.А., Кондракова И.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)<8> Побегайло Э.Ф. Право человека на жизнь и его уголовно-правовая охрана в России // Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры: материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 15 - 16 декабря 1998 г.): тезисы выступлений / отв. ред. Б.В. Волженкин. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998. С. 46.
(Бурлака С.А., Кондракова И.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)<8> Побегайло Э.Ф. Право человека на жизнь и его уголовно-правовая охрана в России // Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры: материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 15 - 16 декабря 1998 г.): тезисы выступлений / отв. ред. Б.В. Волженкин. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998. С. 46.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Необходимость инициативной разработки прокурорами проектов НПА противопоставляется осуществлению основной - надзорной - функции прокуратуры. В результате возникает проблема переориентации деятельности прокуроров с основного направления на иные (ненадзорные) направления деятельности, что нередко приводит к снижению качества реализуемой деятельности.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Необходимость инициативной разработки прокурорами проектов НПА противопоставляется осуществлению основной - надзорной - функции прокуратуры. В результате возникает проблема переориентации деятельности прокуроров с основного направления на иные (ненадзорные) направления деятельности, что нередко приводит к снижению качества реализуемой деятельности.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Несмотря на то что обеспечение единства правового пространства не обозначено в законодательстве в качестве цели публичных функций прокуратуры <19>, в Постановлении КС РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П эта цель названа, что, безусловно, требует включения ее в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре наряду с иными целями данного государственного органа.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Несмотря на то что обеспечение единства правового пространства не обозначено в законодательстве в качестве цели публичных функций прокуратуры <19>, в Постановлении КС РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П эта цель названа, что, безусловно, требует включения ее в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре наряду с иными целями данного государственного органа.
Статья: Учет смягчающих наказание обстоятельств в практике поддержания государственного обвинения
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 10)Однако в последние годы эти подходы изменились. Прокуроры в равной мере обращают внимание как на отягчающие, так и смягчающие обстоятельства. Апелляционные и кассационные представления прокуроров о неучете судом тех или иных смягчающих наказание обстоятельств - вовсе не редкость. И в таких случаях прокурор не только обвиняет, но и в определенной степени защищает подсудимого, что следует в том числе из правозащитной функции прокуратуры в целом.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 10)Однако в последние годы эти подходы изменились. Прокуроры в равной мере обращают внимание как на отягчающие, так и смягчающие обстоятельства. Апелляционные и кассационные представления прокуроров о неучете судом тех или иных смягчающих наказание обстоятельств - вовсе не редкость. И в таких случаях прокурор не только обвиняет, но и в определенной степени защищает подсудимого, что следует в том числе из правозащитной функции прокуратуры в целом.
Статья: Конституционная доктрина о статусе, структуре и функциях прокуратуры России в современных условиях
(Амирбеков К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7
(Амирбеков К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7
Статья: Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении прав граждан на занятия физической культурой и спортом
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Во многих источниках отмечается, что возложение координационных функций по организации массовых спортивных мероприятий федерального и международного уровня именно на прокуратуру является весьма прагматичным шагом в силу специфики ее полномочий [7]. Это особенно актуально для мероприятий международного уровня. Данный подход основан на законодательно закрепленной координирующей функции прокуратуры в сфере борьбы с преступностью, что отражено в ст. 1 и ст. 8 Закона о прокуратуре. Согласно этим положениям прокуроры соответствующего уровня уполномочены созывать координационные совещания, формировать рабочие группы и запрашивать необходимую информацию для выполнения поставленных задач.
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Во многих источниках отмечается, что возложение координационных функций по организации массовых спортивных мероприятий федерального и международного уровня именно на прокуратуру является весьма прагматичным шагом в силу специфики ее полномочий [7]. Это особенно актуально для мероприятий международного уровня. Данный подход основан на законодательно закрепленной координирующей функции прокуратуры в сфере борьбы с преступностью, что отражено в ст. 1 и ст. 8 Закона о прокуратуре. Согласно этим положениям прокуроры соответствующего уровня уполномочены созывать координационные совещания, формировать рабочие группы и запрашивать необходимую информацию для выполнения поставленных задач.