Функции помощника судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции помощника судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Протокол (аудиопротокол) судебного заседания в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...[суд указал, что - ред.] при отсутствии в арбитражном суде достаточного количества секретарей судебного заседания, для которых ведение протокола является основной функцией, указанные действия осуществляются помощниками судей.
(КонсультантПлюс, 2025)...[суд указал, что - ред.] при отсутствии в арбитражном суде достаточного количества секретарей судебного заседания, для которых ведение протокола является основной функцией, указанные действия осуществляются помощниками судей.
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Полномочия арбитражного суда
(КонсультантПлюс, 2025)...[суд указал, что - ред.] При отсутствии в арбитражном суде достаточного количества секретарей судебного заседания, для которых ведение протокола является основной функцией, указанные действия осуществляются помощниками судей.
(КонсультантПлюс, 2025)...[суд указал, что - ред.] При отсутствии в арбитражном суде достаточного количества секретарей судебного заседания, для которых ведение протокола является основной функцией, указанные действия осуществляются помощниками судей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальная фигура помощника судьи в гражданском судопроизводстве
(Августина И.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Имеет смысл право на предварительное рассмотрение поступившего в суд обращения передать помощнику судьи. Функции помощника судьи должны заключаться в анализе содержания текста и приложенных к нему документов на соответствие требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ. По результатам изучения обращения помощник судьи от своего имени должен иметь право возвратить исковое заявление с разъяснениями о том, каким требованиям оно не отвечает. При этом важно понимать, что правом вынесения определений помощник судьи не может наделяться, поскольку определение относится к судебным постановлениям и априори означает обязывающее решение суда. Возврат помощником судьи искового материала в таких случаях носит уведомительный, а не обязывающий характер. Истец (заявитель) может не согласиться с таким возвратом и повторно обратиться в суд. В этом случае судья вправе вынести одно из трех определений: об отказе в принятии искового заявления, о принятии искового заявления к рассмотрению либо его возвращении (когда истцом не были исправлены недостатки иска, на которые обоснованно обращено внимание помощником судьи).
(Августина И.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Имеет смысл право на предварительное рассмотрение поступившего в суд обращения передать помощнику судьи. Функции помощника судьи должны заключаться в анализе содержания текста и приложенных к нему документов на соответствие требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ. По результатам изучения обращения помощник судьи от своего имени должен иметь право возвратить исковое заявление с разъяснениями о том, каким требованиям оно не отвечает. При этом важно понимать, что правом вынесения определений помощник судьи не может наделяться, поскольку определение относится к судебным постановлениям и априори означает обязывающее решение суда. Возврат помощником судьи искового материала в таких случаях носит уведомительный, а не обязывающий характер. Истец (заявитель) может не согласиться с таким возвратом и повторно обратиться в суд. В этом случае судья вправе вынести одно из трех определений: об отказе в принятии искового заявления, о принятии искового заявления к рассмотрению либо его возвращении (когда истцом не были исправлены недостатки иска, на которые обоснованно обращено внимание помощником судьи).
Статья: Помощник судьи в системе гражданских и арбитражных процессуальных отношений
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)Реализация основной функции помощника судьи (содействие судье) обусловлена служебным характером взаимодействия, а в процессуальном смысле она находит выражение в виде схемы "суд в лице помощника судьи - лицо, участвующее в деле". Другими словами, реализуя свои полномочия, определенные процессуальным законодательством, помощник судьи действует от имени другого субъекта процессуальных отношений - суда как государственного органа.
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)Реализация основной функции помощника судьи (содействие судье) обусловлена служебным характером взаимодействия, а в процессуальном смысле она находит выражение в виде схемы "суд в лице помощника судьи - лицо, участвующее в деле". Другими словами, реализуя свои полномочия, определенные процессуальным законодательством, помощник судьи действует от имени другого субъекта процессуальных отношений - суда как государственного органа.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"При отсутствии в арбитражном суде достаточного количества секретарей судебного заседания, для которых ведение протокола является основной функцией, указанные действия осуществляются помощниками судей.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"При отсутствии в арбитражном суде достаточного количества секретарей судебного заседания, для которых ведение протокола является основной функцией, указанные действия осуществляются помощниками судей.
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)1. Помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного разбирательства, а также в подготовке проектов судебных решений. Помощник судьи не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия.
(ред. от 27.10.2025)1. Помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного разбирательства, а также в подготовке проектов судебных решений. Помощник судьи не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия.
Статья: О перспективах перераспределения судебной компетенции по делам приказного производства
(Фокин Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)В научной литературе отмечается, что так как приказное производство правосудием не является, а процедура выдачи судебных приказов не вызывает практических сложностей, то препятствий для расширения функций помощников судей не имеется <21>. В обоснование этого довода приводится и зарубежный опыт, в частности немецкий <22>. Трудно согласиться с этими соображениями. Во-первых, если их реализовать, то возникают вопросы о содержании правоотношений между субъектами правосудия: известно, что в силу российской традиции процессуального права обязательным субъектом процессуальных правоотношений является суд. Без суда нет и процесса. Поэтому правоотношения взыскателя и помощника судьи по выдаче и получению судебного приказа видятся, мягко говоря, неорганичными с точки зрения общей логики российского судопроизводства. Во-вторых, думается, что такими соображениями судебное правоприменение подменяется обычным. Иными словами, если в суде кто-либо кроме судьи начнет выдавать судебные приказы, то получится, что суд функционирует не как орган судебной власти, а как, например, Роспотребнадзор. К таким революциям отечественное процессуальное право не готово. В-третьих, наконец, представляется излишним использовать в данной дискуссии зарубежный опыт как аргумент. Необходимо большее внимание к методологии сравнительно-правового исследования: очевидно, что если какой-либо институт оказался эффективным в зарубежном праве, то не факт, что он окажется эффективным и в российском.
(Фокин Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)В научной литературе отмечается, что так как приказное производство правосудием не является, а процедура выдачи судебных приказов не вызывает практических сложностей, то препятствий для расширения функций помощников судей не имеется <21>. В обоснование этого довода приводится и зарубежный опыт, в частности немецкий <22>. Трудно согласиться с этими соображениями. Во-первых, если их реализовать, то возникают вопросы о содержании правоотношений между субъектами правосудия: известно, что в силу российской традиции процессуального права обязательным субъектом процессуальных правоотношений является суд. Без суда нет и процесса. Поэтому правоотношения взыскателя и помощника судьи по выдаче и получению судебного приказа видятся, мягко говоря, неорганичными с точки зрения общей логики российского судопроизводства. Во-вторых, думается, что такими соображениями судебное правоприменение подменяется обычным. Иными словами, если в суде кто-либо кроме судьи начнет выдавать судебные приказы, то получится, что суд функционирует не как орган судебной власти, а как, например, Роспотребнадзор. К таким революциям отечественное процессуальное право не готово. В-третьих, наконец, представляется излишним использовать в данной дискуссии зарубежный опыт как аргумент. Необходимо большее внимание к методологии сравнительно-правового исследования: очевидно, что если какой-либо институт оказался эффективным в зарубежном праве, то не факт, что он окажется эффективным и в российском.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. В первоначальных законопроектных работах по регламентации судебного примирения, а также в Концепции единого ГПК РФ предполагалось возложение функции судебного примирителя также на помощника судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, или работника аппарата суда, имеющего высшее юридическое образование. Однако эта идея не была поддержана законодателем. Таким образом, судья, пребывающий в отставке, является единственным субъектом, который может быть судебным примирителем. Обязательным условием является включение его в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда РФ <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. В первоначальных законопроектных работах по регламентации судебного примирения, а также в Концепции единого ГПК РФ предполагалось возложение функции судебного примирителя также на помощника судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, или работника аппарата суда, имеющего высшее юридическое образование. Однако эта идея не была поддержана законодателем. Таким образом, судья, пребывающий в отставке, является единственным субъектом, который может быть судебным примирителем. Обязательным условием является включение его в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда РФ <1>.
Статья: Пути развития цифрового правосудия в России в сфере арбитражного судопроизводства
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Это предложение влечет за собой в целом переоценку целесообразности присутствия секретаря судебного заседания либо выполняющего его функцию помощника судьи. Цифровая фиксация хода судебного заседания содержит все элементы протоколирования. Отсутствие целесообразности в секретаре судебного заседания ярко наблюдается при проведении онлайн-заседаний (веб-конференция) и видео-конференц-связи. Так, в силу ч. 5 ст. 153.2 АПК РФ материальный носитель видеопротокола (видеозаписи) судебного заседания путем использования системы веб-конференции приобщается к материалам судебного дела.
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Это предложение влечет за собой в целом переоценку целесообразности присутствия секретаря судебного заседания либо выполняющего его функцию помощника судьи. Цифровая фиксация хода судебного заседания содержит все элементы протоколирования. Отсутствие целесообразности в секретаре судебного заседания ярко наблюдается при проведении онлайн-заседаний (веб-конференция) и видео-конференц-связи. Так, в силу ч. 5 ст. 153.2 АПК РФ материальный носитель видеопротокола (видеозаписи) судебного заседания путем использования системы веб-конференции приобщается к материалам судебного дела.
Статья: Меры судоустройственного характера как один из способов преодоления длительного судопроизводства
(Белякова А.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)"Судебные клерки" в США и других зарубежных государствах фактически осуществляют функцию "помощника судьи". Они подготавливают проекты судебных решений на основе судебных прецедентов, для этого ими проводится анализ и подбор судебных актов по данной категории дел. Принципиальным отличием "судебных клерков", осуществляющих свою деятельность за рубежом, от деятельности "помощника судьи" в Российской Федерации является заработная плата и квалификация. Так как на аналогичную должность в США и иных государствах могут претендовать только лучшие выпускники юридических вузов либо профессиональные юристы, имеющие статус адвоката.
(Белякова А.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)"Судебные клерки" в США и других зарубежных государствах фактически осуществляют функцию "помощника судьи". Они подготавливают проекты судебных решений на основе судебных прецедентов, для этого ими проводится анализ и подбор судебных актов по данной категории дел. Принципиальным отличием "судебных клерков", осуществляющих свою деятельность за рубежом, от деятельности "помощника судьи" в Российской Федерации является заработная плата и квалификация. Так как на аналогичную должность в США и иных государствах могут претендовать только лучшие выпускники юридических вузов либо профессиональные юристы, имеющие статус адвоката.
Статья: Проблемы правового регулирования деятельности работников аппарата военного суда как специализированного органа судебной власти
(Кочетова С.П.)
("Российский судья", 2024, N 11)Стоит напомнить, что основная функция помощников судей (председателей) реализуется в содействии судьям в их служебной деятельности. Помощники судей (председателей) не входят в состав каких-либо отделов и подчиняются напрямую судьям и председателю суда. С данной категорией служащих заключается срочный служебный контракт на срок полномочий судьи или председателя суда. На практике должности помощников судей (председателей) в военных судах замещают "перспективные судьи", которые прошли свой долгий карьерный путь от секретаря судебного заседания. Другие работники аппарата военного суда выполняют не менее важные обеспечительные задачи, которые способствуют качественному осуществлению правосудия.
(Кочетова С.П.)
("Российский судья", 2024, N 11)Стоит напомнить, что основная функция помощников судей (председателей) реализуется в содействии судьям в их служебной деятельности. Помощники судей (председателей) не входят в состав каких-либо отделов и подчиняются напрямую судьям и председателю суда. С данной категорией служащих заключается срочный служебный контракт на срок полномочий судьи или председателя суда. На практике должности помощников судей (председателей) в военных судах замещают "перспективные судьи", которые прошли свой долгий карьерный путь от секретаря судебного заседания. Другие работники аппарата военного суда выполняют не менее важные обеспечительные задачи, которые способствуют качественному осуществлению правосудия.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При этом в соответствии со ст. 1 указанного ФКЗ судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных (по уголовным делам) и арбитражных (по делам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В связи с этим необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, судебная власть делегируется государством только государственным судам. Еще в 2011 г. КС РФ указал, что "третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов. Это, однако, не означает, что Конституция РФ исключает тем самым возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов, действующих в качестве институтов гражданского общества, наделенных публично значимыми функциями" <1>. То есть деятельность третейских судов по разрешению споров не является по своей правовой природе осуществлением правосудия. Во-вторых, судебной властью наделен только судья, никакое иное лицо, работающее в суде, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Это касается, например, помощников судей, которые не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия (ст. 58 АПК РФ, ст. 47.1 ГПК РФ, ст. 52.1 КАС РФ).
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При этом в соответствии со ст. 1 указанного ФКЗ судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных (по уголовным делам) и арбитражных (по делам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В связи с этим необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, судебная власть делегируется государством только государственным судам. Еще в 2011 г. КС РФ указал, что "третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов. Это, однако, не означает, что Конституция РФ исключает тем самым возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов, действующих в качестве институтов гражданского общества, наделенных публично значимыми функциями" <1>. То есть деятельность третейских судов по разрешению споров не является по своей правовой природе осуществлением правосудия. Во-вторых, судебной властью наделен только судья, никакое иное лицо, работающее в суде, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Это касается, например, помощников судей, которые не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия (ст. 58 АПК РФ, ст. 47.1 ГПК РФ, ст. 52.1 КАС РФ).
Статья: Современные проблемы и перспективы развития правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ проблем и перспектив правового регулирования государственной гражданской службы в органах судебной власти, что определяет его научную новизну. В работе обоснована необходимость дифференциации правового статуса сотрудников судебных органов от общей категории государственных гражданских служащих. Действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности работников судов, что требует разработки и дополнения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ-79) <1> отдельной главой, посвященной государственной гражданской службе в органах судебной власти. Представлено детализированное обоснование необходимости законодательного закрепления механизмов повышения конкурентоспособности условий труда, включая повышение уровня оплаты, введение дополнительных социальных гарантий и оптимизацию нагрузки между сотрудниками. Доказано, что кадровая нестабильность требует срочного пересмотра системы мотивации и профессионального роста. Проведен всесторонний сравнительно-правовой анализ систем службы в органах судебной власти Великобритании, США и Германии, где помощники судей выполняют более широкие функции, включая вынесение процессуальных решений по отдельным категориям дел. В работе аргументируется целесообразность адаптации этой модели в российской судебной системе, что может способствовать разгрузке судей и повышению оперативности рассмотрения дел. Предложен комплексный механизм законодательного закрепления расширенных функций помощников судей, включая их участие в вынесении отдельных процессуальных решений. Проанализированы риски и возможные препятствия, включая необходимость повышения финансирования и разработки системы контроля за их деятельностью. В рамках исследования сформулированы конкретные предложения по модернизации системы правового регулирования, включая разработку специальных образовательных программ для судебных служащих, внедрение системы карьерного роста и оптимизацию численности помощников судей в зависимости от нагрузки.
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ проблем и перспектив правового регулирования государственной гражданской службы в органах судебной власти, что определяет его научную новизну. В работе обоснована необходимость дифференциации правового статуса сотрудников судебных органов от общей категории государственных гражданских служащих. Действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности работников судов, что требует разработки и дополнения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ-79) <1> отдельной главой, посвященной государственной гражданской службе в органах судебной власти. Представлено детализированное обоснование необходимости законодательного закрепления механизмов повышения конкурентоспособности условий труда, включая повышение уровня оплаты, введение дополнительных социальных гарантий и оптимизацию нагрузки между сотрудниками. Доказано, что кадровая нестабильность требует срочного пересмотра системы мотивации и профессионального роста. Проведен всесторонний сравнительно-правовой анализ систем службы в органах судебной власти Великобритании, США и Германии, где помощники судей выполняют более широкие функции, включая вынесение процессуальных решений по отдельным категориям дел. В работе аргументируется целесообразность адаптации этой модели в российской судебной системе, что может способствовать разгрузке судей и повышению оперативности рассмотрения дел. Предложен комплексный механизм законодательного закрепления расширенных функций помощников судей, включая их участие в вынесении отдельных процессуальных решений. Проанализированы риски и возможные препятствия, включая необходимость повышения финансирования и разработки системы контроля за их деятельностью. В рамках исследования сформулированы конкретные предложения по модернизации системы правового регулирования, включая разработку специальных образовательных программ для судебных служащих, внедрение системы карьерного роста и оптимизацию численности помощников судей в зависимости от нагрузки.
Статья: О подготовке кандидатов в судьи
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)В заключение хотелось бы затронуть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Имеет место точка зрения, согласно которой институт стажера судьи (кандидата в судьи) является излишним, поскольку кадровые потребности судебной системы вполне успешно удовлетворяются путем заполнения судейских вакансий за счет помощников судей, успешно сдавших квалификационный экзамен и прошедших соответствующий отбор. Опыт работы в судебной системе для претендента в судьи, безусловно, является хорошим подспорьем, предоставляющим эмпирическую базу для будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем разделяем мнение В.В. Ершова о том, что "смысл трудовой функции помощника судьи состоит не в обучении на должность судьи, а в оказании помощи в выполнении им его профессиональных обязанностей. Кандидат же в судьи должен прежде всего учиться стать судьей, получая при этом заработную плату и зарабатывая трудовой стаж" <15>. Таким образом, наличие возможности пополнения судейских кадров за счет работников аппаратов судов позволяет частично решать вопросы заполнения вакансий в судах, но в целом не снимает кустарный характер с процесса формирования судейского корпуса России.
(Горюнов В.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)В заключение хотелось бы затронуть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Имеет место точка зрения, согласно которой институт стажера судьи (кандидата в судьи) является излишним, поскольку кадровые потребности судебной системы вполне успешно удовлетворяются путем заполнения судейских вакансий за счет помощников судей, успешно сдавших квалификационный экзамен и прошедших соответствующий отбор. Опыт работы в судебной системе для претендента в судьи, безусловно, является хорошим подспорьем, предоставляющим эмпирическую базу для будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем разделяем мнение В.В. Ершова о том, что "смысл трудовой функции помощника судьи состоит не в обучении на должность судьи, а в оказании помощи в выполнении им его профессиональных обязанностей. Кандидат же в судьи должен прежде всего учиться стать судьей, получая при этом заработную плату и зарабатывая трудовой стаж" <15>. Таким образом, наличие возможности пополнения судейских кадров за счет работников аппаратов судов позволяет частично решать вопросы заполнения вакансий в судах, но в целом не снимает кустарный характер с процесса формирования судейского корпуса России.
Статья: "Нагрузка на судей" в контексте институтов трудового права и поиск эффективных путей ее снижения
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Одной из причин высокой судебной нагрузки является острая нехватка квалифицированных кадров в лице помощников и секретарей, выступающих своего рода "трудовым тылом" судьи, во многом определяющих и предопределяющих результативность труда судьи и качество правосудия в целом. Обеспечение благоприятных и справедливых условий труда является целью трудового законодательства и одновременно отраслевым трудоправовым принципом, выступающим необходимым условием эффективности и результативности труда работника. Фигуры помощников и секретарей судьи в некотором смысле (условно) можно рассматривать как элемент "надлежащих условий труда", которые работодатель в лице государства обязан предоставить судье для обеспечения возможности выполнения последним трудовой функции и отсутствие либо недостаточная компетентность которых неизбежным образом отражается на качестве отправляемого судьей правосудия. Судья зависим от качества работы секретаря: не отправленное вовремя одной из сторон уведомление о дате и месте судебного заседания влечет необходимость его отложения - что не только затягивает рассмотрение дела, но и сопряжено с дополнительными временными и энергозатратами судьи (открыть слушание дела, проверить явку сторон, вынести определение об отложении судебного разбирательства - совершение каждого из указанных процессуальных действий занимает рабочее время). Судья также зависим и от профессионализма помощника, который призван брать на себя отписывание существенной (если не сказать большей) части выносимых судебных актов и снижать таким образом нагрузку на судью, труд которого в идеальных условиях не должен выходить за рамки руководства процессом, выслушивания сторон и иных участвующих в деле лиц, изучения материалов дела и представленных доказательств и вынесения резолютивной части решения по нему. Однако в случае, когда помощник недостаточно компетентен для отписывания мотивировочных решений (в том числе по сложным делам), судья вынужден брать данную функцию на себя, оставаться на рабочем месте по окончании процессов, часто - далеко за пределами установленного рабочего времени. Отсутствие у судьи помощника ввиду нехватки кадров еще более усугубляет ситуацию - ему приходится брать на себя труд по написанию всех выносимых судебных актов, то есть, по сути, совмещать выполнение трудовой функции судьи (функции особого рода и особой публичной значимости) с трудовой функцией помощника судьи, что квалифицируется в трудовом законодательстве как совмещение профессий и должностей (ст. 60.2 ТК РФ) и предполагает дополнительные гарантии работнику в виде доплаты за выполнение дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ), равно права отказаться от ее выполнения. Применительно к судье как работнику подобных гарантий на нормативном уровне не предусмотрено, что обусловлено особенностями трудовой функции, которую он выполняет: нехватка штата (как административно-организационной составляющей деятельности суда) не может и не должна влечь за собой нарушение установленных законом процессуальных сроков судопроизводства, включающих в себя в том числе сроки изготовления мотивировочных решений по рассмотренным судьей делам. В этой связи отказ судьи от выполнения работы отсутствующего помощника (реализация права на отказ от выполнения дополнительной работы) является объективно невозможным. Вместе с тем необходимость выполнения данной работы влечет за собой и увеличение продолжительности рабочего времени судьи - выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени (выполнение работы, квалифицируемой трудовым законодательством как сверхурочная). И вновь приходится констатировать отсутствие в отношении судей правовых гарантий, предоставляемых всем прочим работникам: невозможность реализации права на отказ от выполнения дополнительной работы (совмещения профессий и должностей), отсутствие доплат за ее выполнение, отсутствие доплат за выполнение сверхурочной работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Изложенное приводит к выводу, что объем гарантий трудовых прав, обеспечиваемых трудовым законодательством в отношении судей, уже объема гарантий, предоставленных всем прочим работникам; компенсационные механизмы повышенной нагрузки на судей де-юре отсутствуют.
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Одной из причин высокой судебной нагрузки является острая нехватка квалифицированных кадров в лице помощников и секретарей, выступающих своего рода "трудовым тылом" судьи, во многом определяющих и предопределяющих результативность труда судьи и качество правосудия в целом. Обеспечение благоприятных и справедливых условий труда является целью трудового законодательства и одновременно отраслевым трудоправовым принципом, выступающим необходимым условием эффективности и результативности труда работника. Фигуры помощников и секретарей судьи в некотором смысле (условно) можно рассматривать как элемент "надлежащих условий труда", которые работодатель в лице государства обязан предоставить судье для обеспечения возможности выполнения последним трудовой функции и отсутствие либо недостаточная компетентность которых неизбежным образом отражается на качестве отправляемого судьей правосудия. Судья зависим от качества работы секретаря: не отправленное вовремя одной из сторон уведомление о дате и месте судебного заседания влечет необходимость его отложения - что не только затягивает рассмотрение дела, но и сопряжено с дополнительными временными и энергозатратами судьи (открыть слушание дела, проверить явку сторон, вынести определение об отложении судебного разбирательства - совершение каждого из указанных процессуальных действий занимает рабочее время). Судья также зависим и от профессионализма помощника, который призван брать на себя отписывание существенной (если не сказать большей) части выносимых судебных актов и снижать таким образом нагрузку на судью, труд которого в идеальных условиях не должен выходить за рамки руководства процессом, выслушивания сторон и иных участвующих в деле лиц, изучения материалов дела и представленных доказательств и вынесения резолютивной части решения по нему. Однако в случае, когда помощник недостаточно компетентен для отписывания мотивировочных решений (в том числе по сложным делам), судья вынужден брать данную функцию на себя, оставаться на рабочем месте по окончании процессов, часто - далеко за пределами установленного рабочего времени. Отсутствие у судьи помощника ввиду нехватки кадров еще более усугубляет ситуацию - ему приходится брать на себя труд по написанию всех выносимых судебных актов, то есть, по сути, совмещать выполнение трудовой функции судьи (функции особого рода и особой публичной значимости) с трудовой функцией помощника судьи, что квалифицируется в трудовом законодательстве как совмещение профессий и должностей (ст. 60.2 ТК РФ) и предполагает дополнительные гарантии работнику в виде доплаты за выполнение дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ), равно права отказаться от ее выполнения. Применительно к судье как работнику подобных гарантий на нормативном уровне не предусмотрено, что обусловлено особенностями трудовой функции, которую он выполняет: нехватка штата (как административно-организационной составляющей деятельности суда) не может и не должна влечь за собой нарушение установленных законом процессуальных сроков судопроизводства, включающих в себя в том числе сроки изготовления мотивировочных решений по рассмотренным судьей делам. В этой связи отказ судьи от выполнения работы отсутствующего помощника (реализация права на отказ от выполнения дополнительной работы) является объективно невозможным. Вместе с тем необходимость выполнения данной работы влечет за собой и увеличение продолжительности рабочего времени судьи - выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени (выполнение работы, квалифицируемой трудовым законодательством как сверхурочная). И вновь приходится констатировать отсутствие в отношении судей правовых гарантий, предоставляемых всем прочим работникам: невозможность реализации права на отказ от выполнения дополнительной работы (совмещения профессий и должностей), отсутствие доплат за ее выполнение, отсутствие доплат за выполнение сверхурочной работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Изложенное приводит к выводу, что объем гарантий трудовых прав, обеспечиваемых трудовым законодательством в отношении судей, уже объема гарантий, предоставленных всем прочим работникам; компенсационные механизмы повышенной нагрузки на судей де-юре отсутствуют.