Функции политических партий
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции политических партий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цели и функции политических партий: теоретические основы и конституционно-правовая интерпретация
(Тхабисимова Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7
(Тхабисимова Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7
Статья: Конституционно-правовые обязанности политических партий как участников выборов в Российской Федерации: вопросы совершенствования
(Бициева Э.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Обязанности политических партий закреплены в положениях ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) <3>. Однако важнейшая конституционно-правовая функция политических партий - участие в выборах в органы публичной власти - в положениях указанной статьи не значится.
(Бициева Э.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Обязанности политических партий закреплены в положениях ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) <3>. Однако важнейшая конституционно-правовая функция политических партий - участие в выборах в органы публичной власти - в положениях указанной статьи не значится.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы составляет список политических партий, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом право принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе выдвигать федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) данного решения публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет". В этот же срок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы составляет список политических партий, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом право принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе выдвигать федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) данного решения публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет". В этот же срок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (далее - федеральный уполномоченный орган), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (далее - федеральный уполномоченный орган), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:
Статья: Законодательные ограничения права на объединение в политические партии и их интерпретация в судебных решениях: сравнительно-правовой анализ
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Кажется разумным создание таких условий, чтобы процесс регистрации партий происходил открыто и публично, доводы регистрирующего органа озвучивались и публиковались. Возможно, стоит поднять вопрос о передаче полномочий по регистрации партий новому независимому органу, который мог бы быть создан на базе Общественной палаты РФ или Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, в который на паритетных началах вошли бы представители регистрирующего органа, научного сообщества, некоммерческих организаций. Можно было бы поставить вопрос о том, чтобы наделить функциями по регистрации политических партий Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее - ЦИК). В частности, ЦИК является коллегиальным органом, который формируется на равной основе Президентом, Государственной Думой и Советом Федерации. При назначении членов ЦИК, как правило, используется принцип пропорциональности, когда в состав комиссии делегируются граждане, представляющие позиции разных государственных органов и политических сил. Таким образом, в отличие от системы единоличного принятия решения при регистрации партий будет сделан переход к коллегиальному обсуждению решений. К тому же проведение выборов является основной функцией комиссии, и, соответственно, при передаче полномочий комиссии будет проще отслеживать те партии, которые имеют право участвовать в выборах. Однако существует большой риск, что члены ЦИК при принятии решений будут руководствоваться своими партийными интересами и затруднять регистрацию своим прямым конкурентам по идеологической нише.
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Кажется разумным создание таких условий, чтобы процесс регистрации партий происходил открыто и публично, доводы регистрирующего органа озвучивались и публиковались. Возможно, стоит поднять вопрос о передаче полномочий по регистрации партий новому независимому органу, который мог бы быть создан на базе Общественной палаты РФ или Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, в который на паритетных началах вошли бы представители регистрирующего органа, научного сообщества, некоммерческих организаций. Можно было бы поставить вопрос о том, чтобы наделить функциями по регистрации политических партий Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее - ЦИК). В частности, ЦИК является коллегиальным органом, который формируется на равной основе Президентом, Государственной Думой и Советом Федерации. При назначении членов ЦИК, как правило, используется принцип пропорциональности, когда в состав комиссии делегируются граждане, представляющие позиции разных государственных органов и политических сил. Таким образом, в отличие от системы единоличного принятия решения при регистрации партий будет сделан переход к коллегиальному обсуждению решений. К тому же проведение выборов является основной функцией комиссии, и, соответственно, при передаче полномочий комиссии будет проще отслеживать те партии, которые имеют право участвовать в выборах. Однако существует большой риск, что члены ЦИК при принятии решений будут руководствоваться своими партийными интересами и затруднять регистрацию своим прямым конкурентам по идеологической нише.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Прокуратура сегодня - многофункциональный орган, деятельность которого отвечает объективным потребностям и интересам российского общества. Ее сила - в независимости от органов власти и политических партий. А главная и основная функция прокуратуры - правозащитная <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Прокуратура сегодня - многофункциональный орган, деятельность которого отвечает объективным потребностям и интересам российского общества. Ее сила - в независимости от органов власти и политических партий. А главная и основная функция прокуратуры - правозащитная <1>.
Статья: Развитие публичной власти в судебных актах и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации: к 30-летию Конституции Российской Федерации
(Иванов И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Орган конституционного контроля четко разграничил деятельность публичной власти и общественных объединений, определил их автономию друг от друга, недопустимость произвольного вмешательства государства в деятельность подобных объединений <18>. В то же время связь публичной власти и политических партий, народа строится на том, что публичная функция политических партий заключается в формировании политической воли многонационального народа России, которая определяет деятельность публичной власти; публичная власть поставлена в зависимое от народа положение <19>.
(Иванов И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Орган конституционного контроля четко разграничил деятельность публичной власти и общественных объединений, определил их автономию друг от друга, недопустимость произвольного вмешательства государства в деятельность подобных объединений <18>. В то же время связь публичной власти и политических партий, народа строится на том, что публичная функция политических партий заключается в формировании политической воли многонационального народа России, которая определяет деятельность публичной власти; публичная власть поставлена в зависимое от народа положение <19>.