Функции отдела закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции отдела закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Положение об отделе закупок организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Основные функции Отдела закупок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Основные функции Отдела закупок
Судебная практика
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 20.03.2023 по делу N 33-612/2023 (УИД 48RS0002-01-2022-002327-56)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премии; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об оспаривании приказов об установлении размера премии.
Обстоятельства: Истец указал, что у работодателя отсутствовали основания для снижения размера ежемесячной премии.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Ссылка истца на не проведение учебы по изучению положений Федерального закона Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не подтверждает законность решения суда, поскольку согласно должностной инструкции П.Е. специалист отдела конкурентных закупок обязана знать действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее возложенные на отдел конкурентных закупок функции.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премии; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об оспаривании приказов об установлении размера премии.
Обстоятельства: Истец указал, что у работодателя отсутствовали основания для снижения размера ежемесячной премии.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Ссылка истца на не проведение учебы по изучению положений Федерального закона Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не подтверждает законность решения суда, поскольку согласно должностной инструкции П.Е. специалист отдела конкурентных закупок обязана знать действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее возложенные на отдел конкурентных закупок функции.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2024 по делу N 88-17574/2024 (УИД 66RS0008-01-2023-002068-81)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении фактов работы по совмещению; 2) О взыскании доплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик не произвел выплаты за фактически отработанное время с расширением зоны ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судами дана верная оценка положениям должностной инструкции менеджера коммерческого отдела, в трудовую функцию которого входит оформление документов, организация и контроль ввоза и вывоза ТМЦ, приспособлений, оборудования, запчастей, деталей, эластомерных поглощающих аппаратов, направляемых на ремонт от сторонних организаций, а в должностные обязанности - организация доставки закупленных ТМЦ, планирование перевозки и транспортировки, закупленных ТМЦ приспособлений, оборудования, запчастей, деталей, выполнение приказов и распоряжений вышестоящих руководителей. На основании оценки представленных сторонами доказательств, включая показания свидетелей, судами верно установлено, что фактически выполняемые истцом должностные обязанности соответствовали должностной инструкции менеджера коммерческого отдела, выполняемые разовые поручения руководства не свидетельствуют о совмещении профессии, не предусмотренной штатным расписанием.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении фактов работы по совмещению; 2) О взыскании доплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик не произвел выплаты за фактически отработанное время с расширением зоны ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судами дана верная оценка положениям должностной инструкции менеджера коммерческого отдела, в трудовую функцию которого входит оформление документов, организация и контроль ввоза и вывоза ТМЦ, приспособлений, оборудования, запчастей, деталей, эластомерных поглощающих аппаратов, направляемых на ремонт от сторонних организаций, а в должностные обязанности - организация доставки закупленных ТМЦ, планирование перевозки и транспортировки, закупленных ТМЦ приспособлений, оборудования, запчастей, деталей, выполнение приказов и распоряжений вышестоящих руководителей. На основании оценки представленных сторонами доказательств, включая показания свидетелей, судами верно установлено, что фактически выполняемые истцом должностные обязанности соответствовали должностной инструкции менеджера коммерческого отдела, выполняемые разовые поручения руководства не свидетельствуют о совмещении профессии, не предусмотренной штатным расписанием.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 223-ФЗ организовать работу отдела закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем включить в такой документ функции отдела на различных стадиях проведения закупок, например:
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем включить в такой документ функции отдела на различных стадиях проведения закупок, например:
Статья: Первый год работы в налоговом мониторинге
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)При этом результаты налоговой цифровизации зачастую ощутимы далеко за пределами зоны ответственности налоговой функции, например в ОЦО, отделах закупок и продаж, казначействе. Неочевидность экономической выгоды для сотрудников, ответственных за проект, часто приводит к отказу от цифровизации.
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)При этом результаты налоговой цифровизации зачастую ощутимы далеко за пределами зоны ответственности налоговой функции, например в ОЦО, отделах закупок и продаж, казначействе. Неочевидность экономической выгоды для сотрудников, ответственных за проект, часто приводит к отказу от цифровизации.
Нормативные акты
Приказ Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.02.2021 N 62
"Об утверждении Положения о Департаменте конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии"11. Отдел реализации политики в области государственных закупок осуществляет следующие функции:
"Об утверждении Положения о Департаменте конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии"11. Отдел реализации политики в области государственных закупок осуществляет следующие функции:
"Положение о размещении заказов, организации закупок и заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Суда Евразийского экономического союза"
(утв. приказом Председателя Суда Евразийского экономического союза от 01.06.2015 N 13)
(ред. от 14.04.2021)8. Непосредственно всю предварительную работу по выбору вида процедуры закупки, подготовке конкурсных документов, а также часть иных организационно-технических функций заказчика в Суде Союза выполняет отдел финансовой и организационно-кадровой работы Секретариата Суда Союза (далее - организатор закупки).
(утв. приказом Председателя Суда Евразийского экономического союза от 01.06.2015 N 13)
(ред. от 14.04.2021)8. Непосредственно всю предварительную работу по выбору вида процедуры закупки, подготовке конкурсных документов, а также часть иных организационно-технических функций заказчика в Суде Союза выполняет отдел финансовой и организационно-кадровой работы Секретариата Суда Союза (далее - организатор закупки).
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. На основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение заключило контракт с индивидуальным предпринимателем на выполнение работ по возведению теплицы на сумму 597 200 руб. Помимо подписей сторон, на последней странице контракта поставлена подпись о его согласовании главным бухгалтером учреждения, выполняющим в учреждении функции председателя комиссии по осуществлению закупок и контрактного управляющего.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. На основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение заключило контракт с индивидуальным предпринимателем на выполнение работ по возведению теплицы на сумму 597 200 руб. Помимо подписей сторон, на последней странице контракта поставлена подпись о его согласовании главным бухгалтером учреждения, выполняющим в учреждении функции председателя комиссии по осуществлению закупок и контрактного управляющего.
Форма: Приказ о назначении лица, ответственного за проведение закупок по Закону N 223-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Установить, что руководитель юридической службы Егоров Д.Е. несет дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушения, допущенные в ходе закупочной деятельности ПАО "Теплосеть" в части функций, возложенных на него в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией.
(КонсультантПлюс, 2025)2. Установить, что руководитель юридической службы Егоров Д.Е. несет дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушения, допущенные в ходе закупочной деятельности ПАО "Теплосеть" в части функций, возложенных на него в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией.
Статья: Комплаенс и законодательство в сфере интеллектуальной собственности
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)В настоящее время в деятельности предпринимателей возникло большое число видов комплаенса, он может быть: антикоррупционным, налоговым, антимонопольным и санкционным. Комплаенс-менеджер может быть наделен функциями как по антикоррупционному, так и санкционному комплаенсу, тогда как налоговый комплаенс обычно относят к функции юридического отдела <18>.
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)В настоящее время в деятельности предпринимателей возникло большое число видов комплаенса, он может быть: антикоррупционным, налоговым, антимонопольным и санкционным. Комплаенс-менеджер может быть наделен функциями как по антикоррупционному, так и санкционному комплаенсу, тогда как налоговый комплаенс обычно относят к функции юридического отдела <18>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. На основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение заключило контракт с ИП на выполнение работ по возведению теплицы на сумму 597 200 руб. Помимо подписей сторон, на последней странице контракта поставлена подпись о его согласовании главным бухгалтером учреждения, выполняющим в учреждении функции председателя комиссии по осуществлению закупок и контрактного управляющего.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. На основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение заключило контракт с ИП на выполнение работ по возведению теплицы на сумму 597 200 руб. Помимо подписей сторон, на последней странице контракта поставлена подпись о его согласовании главным бухгалтером учреждения, выполняющим в учреждении функции председателя комиссии по осуществлению закупок и контрактного управляющего.
Статья: Конструктор взаимоотношений с контрагентами
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Привлекательность конструктора договоров связана в том числе с его доступностью для понимания сотрудниками без профильного юридического образования, а также относительной простотой написания и интеграции в ERP-системы и другие существующие программные продукты. При этом основной целью внедрения данного инструмента по-прежнему является снижение нагрузки юридической функции, ее освобождение от проверки рутинных договоров путем передачи данной функции в отдел продаж и отдел закупок. На практике бизнес недооценивает возможности конструктора договоров и не использует все возможности этого инструмента.
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Привлекательность конструктора договоров связана в том числе с его доступностью для понимания сотрудниками без профильного юридического образования, а также относительной простотой написания и интеграции в ERP-системы и другие существующие программные продукты. При этом основной целью внедрения данного инструмента по-прежнему является снижение нагрузки юридической функции, ее освобождение от проверки рутинных договоров путем передачи данной функции в отдел продаж и отдел закупок. На практике бизнес недооценивает возможности конструктора договоров и не использует все возможности этого инструмента.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
Статья: Три ошибки, которые приводят компанию и директора к убыткам
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 10)Руководителю лучше не брать на себя функции закупок, снятия наличных денежных средств со счетов компании и иные схожие задачи, которые можно передать иным сотрудникам: главбуху, завхозу и т.п. Если в компании у руководителя несколько заместителей, то желательно делегировать хозяйственные обязанности соответствующему заму или руководителю специального отдела.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 10)Руководителю лучше не брать на себя функции закупок, снятия наличных денежных средств со счетов компании и иные схожие задачи, которые можно передать иным сотрудникам: главбуху, завхозу и т.п. Если в компании у руководителя несколько заместителей, то желательно делегировать хозяйственные обязанности соответствующему заму или руководителю специального отдела.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Таким образом, в бюджетной организации может быть создана контрактная служба как отдельное структурное подразделение или без образования отдельного обособленного подразделения путем распределения должностных обязанностей между постоянным составом работников финансового и юридического отделов, бухгалтерии, отделов закупок и материально-технического снабжения экономического субъекта, выполняющих функции специалистов контрактной службы.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Таким образом, в бюджетной организации может быть создана контрактная служба как отдельное структурное подразделение или без образования отдельного обособленного подразделения путем распределения должностных обязанностей между постоянным составом работников финансового и юридического отделов, бухгалтерии, отделов закупок и материально-технического снабжения экономического субъекта, выполняющих функции специалистов контрактной службы.
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Контрактная служба в виде отдельного структурного подразделения, например отдела закупок, привлекательна тем, что сотрудникам не придется совмещать разные трудовые функции, что позволит более равномерно распределить нагрузку. В этом случае необходимо предусмотреть и отдельную должность для руководителя контрактной службы. Такие особенности организации контрактной службы установлены п. 2.1 Типового положения N 158н.
(КонсультантПлюс, 2025)Контрактная служба в виде отдельного структурного подразделения, например отдела закупок, привлекательна тем, что сотрудникам не придется совмещать разные трудовые функции, что позволит более равномерно распределить нагрузку. В этом случае необходимо предусмотреть и отдельную должность для руководителя контрактной службы. Такие особенности организации контрактной службы установлены п. 2.1 Типового положения N 158н.