Функции органов опеки и попечительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции органов опеки и попечительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Предпринимательская деятельность гражданина" ГК РФ"Органы опеки и попечительства не наделены полномочиями в участии вопросов организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а реализуют свои функции исключительно применительно к гражданам как физическим лицам и исходят из приоритетов и интересов несовершеннолетнего ребенка как физического лица, учитывая, что действующим законодательством предусмотрено ограничение в виде разрешительного механизма распоряжения законными представителями ребенка его имуществом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних включают в себя осуществление значительного количества мероприятий среди детей и их родителей (законных представителей). Они могут быть претворены в жизнь только соответствующими профессиональными службами определенных учреждений. Решением задачи реализации указанных мероприятий является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с действующими учреждениями (организациями), осуществляющими функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. Особое значение в данном случае имеет ведомственная принадлежность этих учреждений. В связи с тем что учреждения (организации), осуществляющие вышеуказанные функции, находятся в разных ведомствах, зачастую возникают проблемы при их взаимодействии.
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних включают в себя осуществление значительного количества мероприятий среди детей и их родителей (законных представителей). Они могут быть претворены в жизнь только соответствующими профессиональными службами определенных учреждений. Решением задачи реализации указанных мероприятий является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с действующими учреждениями (организациями), осуществляющими функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. Особое значение в данном случае имеет ведомственная принадлежность этих учреждений. В связи с тем что учреждения (организации), осуществляющие вышеуказанные функции, находятся в разных ведомствах, зачастую возникают проблемы при их взаимодействии.
Статья: Место органов опеки и попечительства над несовершеннолетними в системе органов публичной власти Российской Федерации
(Карпова О.А., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)<17> Теплякова О.А. Правовой статус и функции органов опеки и попечительства // Lex russica (Русский закон). 2016. N 10(119). С. 146 - 148.
(Карпова О.А., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)<17> Теплякова О.А. Правовой статус и функции органов опеки и попечительства // Lex russica (Русский закон). 2016. N 10(119). С. 146 - 148.
Нормативные акты
Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 N 957
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2010 N 18947)Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2010 г. N 18947
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2010 N 18947)Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2010 г. N 18947
Распоряжение Правительства РФ от 16.05.2025 N 1217-р
<Об утверждении Концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан>В результате усиления семейно ориентированного подхода деятельности органов опеки и попечительства в части осуществления полномочия по защите прав и интересов детей, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, происходит смешение функций органов опеки и попечительства и социальных служб.
<Об утверждении Концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан>В результате усиления семейно ориентированного подхода деятельности органов опеки и попечительства в части осуществления полномочия по защите прав и интересов детей, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, происходит смешение функций органов опеки и попечительства и социальных служб.
Статья: Отобрание ребенка из семьи как исключительная мера защиты прав детей
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Защиту прав детей призваны осуществлять многие субъекты публичной власти. Важнейшим государственным институтом, наделенным административно-правовыми полномочиями по защите прав детей, а также по своевременному восстановлению нарушенных прав, являются органы опеки и попечительства. Главными функциями органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов детей; обеспечение их достойного уровня жизни; обеспечение государственной поддержки деятельности по защите прав и законных интересов детей <3>.
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Защиту прав детей призваны осуществлять многие субъекты публичной власти. Важнейшим государственным институтом, наделенным административно-правовыми полномочиями по защите прав детей, а также по своевременному восстановлению нарушенных прав, являются органы опеки и попечительства. Главными функциями органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов детей; обеспечение их достойного уровня жизни; обеспечение государственной поддержки деятельности по защите прав и законных интересов детей <3>.
Статья: Категория обеспечения потребности для выполнения семьей ее экономической функции (на примере алиментирования)
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В отношении несовершеннолетних детей родители самостоятельно определяют форму и порядок содержания. Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) дает следующий ответ на вопрос, как именно: путем заключения соглашения об уплате алиментов или алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке. Статья 80 СК РФ сформулирована таким образом, как будто не предоставляет родителям выбора относительно того, как должны определяться форма и порядок предоставления содержания несовершеннолетним детям. Вместе с тем в п. 3 ст. 80 СК РФ зафиксировано правило о том, что органы опеки и попечительства вправе предъявлять в суд иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям, если отсутствует соглашение родителей об уплате алиментов <13>, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд. Очевидно, что функция органов опеки и попечительства в данной ситуации исполняется лишь в отношении ограниченного круга детей - находящихся под опекой или попечительством, в отношении которых органы опеки и попечительства осуществляют сопровождающие и контролирующие функции <14>. Но, видимо, тогда п. 3 в действующей его редакции не место в ст. 80 СК РФ. В любом из вариантов вопрос о предоставлении содержания на потребности получателя алиментов (ребенка или родителя) не ориентирован. В то время как именно в этот момент он мог бы рассматриваться как ключевой по отношению к факту обращения за алиментами, который может свидетельствовать о проявлении проактивности в связи с наличием потребности в алиментировании.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В отношении несовершеннолетних детей родители самостоятельно определяют форму и порядок содержания. Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) дает следующий ответ на вопрос, как именно: путем заключения соглашения об уплате алиментов или алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке. Статья 80 СК РФ сформулирована таким образом, как будто не предоставляет родителям выбора относительно того, как должны определяться форма и порядок предоставления содержания несовершеннолетним детям. Вместе с тем в п. 3 ст. 80 СК РФ зафиксировано правило о том, что органы опеки и попечительства вправе предъявлять в суд иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям, если отсутствует соглашение родителей об уплате алиментов <13>, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд. Очевидно, что функция органов опеки и попечительства в данной ситуации исполняется лишь в отношении ограниченного круга детей - находящихся под опекой или попечительством, в отношении которых органы опеки и попечительства осуществляют сопровождающие и контролирующие функции <14>. Но, видимо, тогда п. 3 в действующей его редакции не место в ст. 80 СК РФ. В любом из вариантов вопрос о предоставлении содержания на потребности получателя алиментов (ребенка или родителя) не ориентирован. В то время как именно в этот момент он мог бы рассматриваться как ключевой по отношению к факту обращения за алиментами, который может свидетельствовать о проявлении проактивности в связи с наличием потребности в алиментировании.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Приказом Минобрнауки России от 24 сентября 2010 г. N 957 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан <84>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Приказом Минобрнауки России от 24 сентября 2010 г. N 957 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан <84>.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Возвращаясь к разговору о законном представительстве, определим, что поименованными прямо являются родители, усыновители несовершеннолетних детей, опекуны и попечители. При определенных обстоятельствах функции законного представителя выполняют органы опеки и попечительства, а также специальные учреждения, в которые помещены недееспособные граждане. Сразу оговоримся, что отнесение к категории законных представителей, например, органов юридических лиц или капитанов торговых судов в рамках этой публикации обсуждаться не будет, поскольку требует отдельного анализа.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Возвращаясь к разговору о законном представительстве, определим, что поименованными прямо являются родители, усыновители несовершеннолетних детей, опекуны и попечители. При определенных обстоятельствах функции законного представителя выполняют органы опеки и попечительства, а также специальные учреждения, в которые помещены недееспособные граждане. Сразу оговоримся, что отнесение к категории законных представителей, например, органов юридических лиц или капитанов торговых судов в рамках этой публикации обсуждаться не будет, поскольку требует отдельного анализа.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Следовательно, органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления, исполняющие функции опеки и попечительства, в целях защиты прав и интересов подопечных могут обратиться к нотариусу с просьбой об учреждении доверительного управления наследственным имуществом, причитающимся подопечному.
("Проспект", 2025)Следовательно, органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления, исполняющие функции опеки и попечительства, в целях защиты прав и интересов подопечных могут обратиться к нотариусу с просьбой об учреждении доверительного управления наследственным имуществом, причитающимся подопечному.
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Во-первых, они отдают ведущую роль органу опеки и попечительства, который должен зафиксировать, что гражданин по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности (п. 1); определить кандидатуру помощника (п. 2), получить согласие гражданина на заключение договора (п. 3). Орган опеки и попечительства играет ключевую роль в определении условий этого договора (в ст. 41 ГК). Все перечисленные функции предоставлены органу опеки и попечительства в целях заботы о гражданине, но орган опеки и попечительства обладает очень ограниченной информацией о больном, его ситуации и членах его семьи. Так что забота органа опеки и попечительства не всегда эффективна или по крайней мере не так эффективна, как реализация защитных мер, которые мог бы установить сам гражданин на случай своей болезни.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Во-первых, они отдают ведущую роль органу опеки и попечительства, который должен зафиксировать, что гражданин по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности (п. 1); определить кандидатуру помощника (п. 2), получить согласие гражданина на заключение договора (п. 3). Орган опеки и попечительства играет ключевую роль в определении условий этого договора (в ст. 41 ГК). Все перечисленные функции предоставлены органу опеки и попечительства в целях заботы о гражданине, но орган опеки и попечительства обладает очень ограниченной информацией о больном, его ситуации и членах его семьи. Так что забота органа опеки и попечительства не всегда эффективна или по крайней мере не так эффективна, как реализация защитных мер, которые мог бы установить сам гражданин на случай своей болезни.
Статья: Договор о приемной семье - социально-обеспечительный договор
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)В гражданских правоотношениях все участники действуют исходя из частного интереса. Те же органы публичной власти в гражданско-правовых отношениях заключают сделки как участники гражданского оборота с целью обеспечить возможность (с помощью необходимых объектов гражданского оборота) осуществлять свою непосредственную деятельность; но их участие в гражданских правоотношениях не является публично-правовой функцией. Органы опеки и попечительства, заключая договор о приемной семье, действуют в публично-правовых целях, это их функциональная обязанность - пристроить детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, нельзя ребенка представлять в качестве предмета договора, это все-таки не вещь. Если бы речь шла только об осуществлении в отношении ребенка каких-то услуг (образовательных, воспитательных и т.д.), это могло бы сойти за коммерческую сделку, но в данном случае передается сам ребенок с целым комплексом правомочий, направленных на обеспечение его развития и защиты; это более серьезная и важная задача.
(Трофимова Г.А.)
("Современное право", 2025, N 3)В гражданских правоотношениях все участники действуют исходя из частного интереса. Те же органы публичной власти в гражданско-правовых отношениях заключают сделки как участники гражданского оборота с целью обеспечить возможность (с помощью необходимых объектов гражданского оборота) осуществлять свою непосредственную деятельность; но их участие в гражданских правоотношениях не является публично-правовой функцией. Органы опеки и попечительства, заключая договор о приемной семье, действуют в публично-правовых целях, это их функциональная обязанность - пристроить детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, нельзя ребенка представлять в качестве предмета договора, это все-таки не вещь. Если бы речь шла только об осуществлении в отношении ребенка каких-то услуг (образовательных, воспитательных и т.д.), это могло бы сойти за коммерческую сделку, но в данном случае передается сам ребенок с целым комплексом правомочий, направленных на обеспечение его развития и защиты; это более серьезная и важная задача.