Функции главного распорядителя бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции главного распорядителя бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 123.21 "Основные положения об учреждениях" ГК РФ"Исходя из статьей 123.21, 399 ГК РФ, подпункта 5.47 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение N 432), Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росимущества, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Росимущество функций.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФСогласно Положению о Минфине Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 36, министерство осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета и в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства областного бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Омской области в соответствии с законодательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проверяют предоставление и использование средств в виде субсидий юрлицам (кроме учреждений), ИП и физлицам
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос могут проверить органы государственного (муниципального) финансового контроля в рамках своих мероприятий и ГАБС (АБС) в ходе внутреннего финансового аудита. Кроме того, ГРБС (РБС), предоставивший субсидию, вправе оценить соблюдение порядка и условий ее предоставления. Это касается и организаций, осуществляющих функции ГРБС.
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос могут проверить органы государственного (муниципального) финансового контроля в рамках своих мероприятий и ГАБС (АБС) в ходе внутреннего финансового аудита. Кроме того, ГРБС (РБС), предоставивший субсидию, вправе оценить соблюдение порядка и условий ее предоставления. Это касается и организаций, осуществляющих функции ГРБС.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
(ред. от 31.07.2025)Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
Статья: Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Мониторинг проводится (участниками бюджетного процесса): органами государственной власти (государственными органами); органами местного самоуправления или организациями, осуществляющими функции главного распорядителя бюджетных средств; Министерством финансов Российской Федерации - в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, а также из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и др. <10>.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Мониторинг проводится (участниками бюджетного процесса): органами государственной власти (государственными органами); органами местного самоуправления или организациями, осуществляющими функции главного распорядителя бюджетных средств; Министерством финансов Российской Федерации - в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, а также из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и др. <10>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 7.2.6 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по кодам классификации расходов бюджетов <1> указанные в ч. 2 ст. 109 КАС РФ расходы относятся к категории функциональных расходов и согласно Приказу Минфина России от 17.05.2022 N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)" <2> учитываются по целевой статье, содержащей направление расходов: 90019 "Расходы на реализацию государственных функций федеральных государственных органов", отражаются расходы федерального бюджета, осуществляемые главными распорядителями в целях обеспечения реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации государственных функций (далее - Функциональные расходы), и возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 7.2.6 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по кодам классификации расходов бюджетов <1> указанные в ч. 2 ст. 109 КАС РФ расходы относятся к категории функциональных расходов и согласно Приказу Минфина России от 17.05.2022 N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)" <2> учитываются по целевой статье, содержащей направление расходов: 90019 "Расходы на реализацию государственных функций федеральных государственных органов", отражаются расходы федерального бюджета, осуществляемые главными распорядителями в целях обеспечения реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации государственных функций (далее - Функциональные расходы), и возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Причиной возникновения долгов государственных и муниципальных учреждений должен быть прежде всего публичный договор, который накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Нести ответственность по долгам государственных и муниципальных учреждений могут только те публично-правовые образования, которые являются их учредителями, и обращаться надо к органам публичной власти, которые реализуют полномочия учредителя (но не обязательно обладают функциями главного распорядителя средств бюджета). Кроме того, прежде чем обращаться с требованием взыскания долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Причиной возникновения долгов государственных и муниципальных учреждений должен быть прежде всего публичный договор, который накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Нести ответственность по долгам государственных и муниципальных учреждений могут только те публично-правовые образования, которые являются их учредителями, и обращаться надо к органам публичной власти, которые реализуют полномочия учредителя (но не обязательно обладают функциями главного распорядителя средств бюджета). Кроме того, прежде чем обращаться с требованием взыскания долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Отметим, что данный перечень логически небезупречен, так как в нем перечислены как участники бюджетного процесса, так и субъекты бюджетного права, которые могут выполнять функции различных участников бюджетного процесса. Поясним на примере. Исполнительные органы государственной власти и муниципальных образований упомянуты в качестве самостоятельного вида участников бюджетного процесса. В то же время данные субъекты в конкретных бюджетных правоотношениях могут выполнять функции главных распорядителей (распорядителей) и (или) получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (п. 4 ст. 154 БК РФ). В этой связи было бы корректнее говорить о том, что такие субъекты бюджетного права, как исполнительные органы государственной власти и муниципальных образований, могут вступать в бюджетные правоотношения в статусе различных участников бюджетного процесса (администраторов, распорядителей, получателей бюджетных средств и т.д.). Таким образом, в ст. 152 БК РФ между субъектом бюджетного права и участником бюджетного процесса фактически ставится знак равенства, что вносит неясность в вопрос разграничения данных понятий.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Отметим, что данный перечень логически небезупречен, так как в нем перечислены как участники бюджетного процесса, так и субъекты бюджетного права, которые могут выполнять функции различных участников бюджетного процесса. Поясним на примере. Исполнительные органы государственной власти и муниципальных образований упомянуты в качестве самостоятельного вида участников бюджетного процесса. В то же время данные субъекты в конкретных бюджетных правоотношениях могут выполнять функции главных распорядителей (распорядителей) и (или) получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (п. 4 ст. 154 БК РФ). В этой связи было бы корректнее говорить о том, что такие субъекты бюджетного права, как исполнительные органы государственной власти и муниципальных образований, могут вступать в бюджетные правоотношения в статусе различных участников бюджетного процесса (администраторов, распорядителей, получателей бюджетных средств и т.д.). Таким образом, в ст. 152 БК РФ между субъектом бюджетного права и участником бюджетного процесса фактически ставится знак равенства, что вносит неясность в вопрос разграничения данных понятий.
Статья: Возмещение убытков, причиненных незаконными решениями Роспатента
(Сергеев А.П.)
("Закон", 2023, N 5)В деле о возмещении вреда Роспатент ни в каком качестве не фигурировал, хотя, на мой взгляд, вполне мог бы выступать в нем вторым ответчиком как лицо, осуществляющее функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Очевидно, что в данном случае именно незаконная регистрация товарных знаков со словесным обозначением "антигриппин" стала одной из причин возникновения убытков.
(Сергеев А.П.)
("Закон", 2023, N 5)В деле о возмещении вреда Роспатент ни в каком качестве не фигурировал, хотя, на мой взгляд, вполне мог бы выступать в нем вторым ответчиком как лицо, осуществляющее функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Очевидно, что в данном случае именно незаконная регистрация товарных знаков со словесным обозначением "антигриппин" стала одной из причин возникновения убытков.
Готовое решение: Как казенному учреждению заполнить и представить отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы исполняете функции ГлАД, ГРБС, РБС, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, то формируйте дополнительно отчет (ф. 0503127) об утвержденных бюджетных назначениях.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы исполняете функции ГлАД, ГРБС, РБС, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, то формируйте дополнительно отчет (ф. 0503127) об утвержденных бюджетных назначениях.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Обращает на себя внимание тот факт, что в данной модели финансы как система отношений выполняют распределительную функцию, регулирующую функцию, когда субъекты планирования пытаются косвенно через объем бюджетных прав воздействовать на подведомственные им организации, даже не показанную на рис. 4 контрольную функцию - через сбор и анализ отчетов об исполнении федерального бюджета. А вот управленческой функции, то есть создания для нижестоящих подведомственных главных распорядителей (распорядителей), а главное - для получателей средств федерального бюджета правил распределения и использования денежных фондов в виде утвержденных для них бюджетов (смет) нет.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Обращает на себя внимание тот факт, что в данной модели финансы как система отношений выполняют распределительную функцию, регулирующую функцию, когда субъекты планирования пытаются косвенно через объем бюджетных прав воздействовать на подведомственные им организации, даже не показанную на рис. 4 контрольную функцию - через сбор и анализ отчетов об исполнении федерального бюджета. А вот управленческой функции, то есть создания для нижестоящих подведомственных главных распорядителей (распорядителей), а главное - для получателей средств федерального бюджета правил распределения и использования денежных фондов в виде утвержденных для них бюджетов (смет) нет.
Статья: КСП вправе проверить не только учреждение, но и его учредителя
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Согласно постановлению администрации края минспорта выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств, в связи с чем оно уполномочено осуществлять исполнение бюджетных обязательств. В силу п. 3 ст. 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджетов производится на лицевых счетах, открываемых в финансовых органах, органах управления государственными внебюджетными фондами и Федеральном казначействе. Согласно информации, представленной минфином субъекта РФ, минспорта открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Согласно постановлению администрации края минспорта выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств, в связи с чем оно уполномочено осуществлять исполнение бюджетных обязательств. В силу п. 3 ст. 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджетов производится на лицевых счетах, открываемых в финансовых органах, органах управления государственными внебюджетными фондами и Федеральном казначействе. Согласно информации, представленной минфином субъекта РФ, минспорта открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Готовое решение: Как орган власти предоставляет субсидии на иные цели и ведет их бюджетный учет
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета;
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета;
Готовое решение: Как учреждению вернуть неиспользованные денежные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетное (автономное) учреждение возвращает средства гранта в форме субсидий полностью или частично в доход соответствующего бюджета, если условия получения гранта, включая достижение установленных результатов, им не выполнены при расходовании этих средств. Целевые показатели и условия выделения учреждению грантов в форме субсидий устанавливаются соглашением (договором) и (или) порядком. Как правило, нарушения при расходовании средств и (или) факты недостижения значений результата выявляются в ходе проверок органов государственного (муниципального) финансового контроля (например, Счетной палаты РФ) или ГРБС, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждений (п. п. 4, 6 ст. 78.1 БК РФ, ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2023 N 1780, пп. "х" п. 9, п. п. 36 - 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1780, п. 4 Постановления Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782, п. 7 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782, п. п. 6, 40 Федерального стандарта N 32н, Письмо Минфина России от 19.05.2023 N 02-06-10/46063).
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетное (автономное) учреждение возвращает средства гранта в форме субсидий полностью или частично в доход соответствующего бюджета, если условия получения гранта, включая достижение установленных результатов, им не выполнены при расходовании этих средств. Целевые показатели и условия выделения учреждению грантов в форме субсидий устанавливаются соглашением (договором) и (или) порядком. Как правило, нарушения при расходовании средств и (или) факты недостижения значений результата выявляются в ходе проверок органов государственного (муниципального) финансового контроля (например, Счетной палаты РФ) или ГРБС, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждений (п. п. 4, 6 ст. 78.1 БК РФ, ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2023 N 1780, пп. "х" п. 9, п. п. 36 - 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1780, п. 4 Постановления Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782, п. 7 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782, п. п. 6, 40 Федерального стандарта N 32н, Письмо Минфина России от 19.05.2023 N 02-06-10/46063).