Функции бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Участники бюджетного процесса
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что Комитет в установленных сферах деятельности осуществляет функции... главного распорядителя... средств бюджета [субъекта РФ - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что Комитет в установленных сферах деятельности осуществляет функции... главного распорядителя... средств бюджета [субъекта РФ - ред.]...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 154 "Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)" БК РФ"Вышеприведенные положения специального законодательства, из которых следует, что на главного распорядителя возложена функция исполнения бюджета, в том числе по расходам, порядок утверждения расходных обязательств, недопустимость произвольного распоряжения средствами бюджетной системы, судом не учтены при разрешении спора. Судом не обосновано, возможно ли фактическое исполнение министерством соответствующих мероприятий в условиях, когда соответствующие расходные обязательства на осуществление установленной судом обязанности в бюджете не предусмотрены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование казначейского сопровождения как защитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.18. Правила осуществления контроля органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, за выполнением государственного задания
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.18. Правила осуществления контроля органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, за выполнением государственного задания
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
(ред. от 31.07.2025)Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
Статья: Перспективы развития налогового мониторинга в Российской Федерации
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Налоги являются важнейшим условием нормального функционирования страны и достойного существования ее граждан. Именно налоговые платежи составляют основу доходной части бюджета государства и обеспечивают реализацию всех его функций. Поэтому контролю за соблюдением норм налогового законодательства государство уделяет особое внимание.
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Налоги являются важнейшим условием нормального функционирования страны и достойного существования ее граждан. Именно налоговые платежи составляют основу доходной части бюджета государства и обеспечивают реализацию всех его функций. Поэтому контролю за соблюдением норм налогового законодательства государство уделяет особое внимание.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не распространяется на АНО, поскольку такие организации не перечислены среди заказчиков, а также не являются хозяйственными обществами (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Поэтому в остальных случаях какие-либо специальные правила для закупочной деятельности АНО законодательством не установлены, и такая деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским законодательством (Письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2351). Вместе с тем важно учесть, что, если АНО создана РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, финансируется за счет средств соответствующего бюджета, а также фактически выполняет функции и полномочия, возложенные на создавший ее орган, существует риск того, что указанная организация может быть признана по своей правовой природе автономным учреждением, которое в свою очередь обязано осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не распространяется на АНО, поскольку такие организации не перечислены среди заказчиков, а также не являются хозяйственными обществами (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Поэтому в остальных случаях какие-либо специальные правила для закупочной деятельности АНО законодательством не установлены, и такая деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским законодательством (Письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2351). Вместе с тем важно учесть, что, если АНО создана РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, финансируется за счет средств соответствующего бюджета, а также фактически выполняет функции и полномочия, возложенные на создавший ее орган, существует риск того, что указанная организация может быть признана по своей правовой природе автономным учреждением, которое в свою очередь обязано осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе также высказывается идея о необходимости признания за публично-правовыми требованиями приоритета над частноправовыми. Показательно, что эту идею поддерживают и представители судейского корпуса. Например, С.О. Ласкина отмечает: "Необходимость установления для финансовых органов государства приоритета обосновывается тем, что погашение недоимок по налогам преследует интересы всего общества, их нельзя ставить вровень с частными интересами частных структур. Государственный бюджет выполняет всеобщие функции, затрагивающие интересы всех граждан государства" <542>. Но в цивилизованном правопорядке наполнение бюджета не является основной или даже факультативной целью законодательства о несостоятельности (банкротстве). Допустим, должник X. столкнулся с неплатежеспособностью. По итогам введения в отношении него процедуры наблюдения выявлено имущество на общую сумму 1 000 000,00 рублей. Предположим, что требования уполномоченных органов и государственных юридических лиц превышают размер конкурсной массы. При удовлетворении требований государства в первоочередном порядке лишь на том основании, что от этого зависит наполнение бюджета, упускается из виду то, что помимо государства в деле о несостоятельности (банкротстве) могут участвовать и другие лица (например, кредиторы - представители малого и среднего предпринимательства, для которых получение удовлетворения от данного конкретного должника не менее важно, от этого зачастую зависит сохранение и развитие их собственного бизнеса). Государство также заинтересовано в том, чтобы участниками имущественного оборота были финансово устойчивые, платежеспособные организации, ведь в этом случае они смогут обеспечить поступательное развитие национальной экономики и пополнение бюджета <543>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе также высказывается идея о необходимости признания за публично-правовыми требованиями приоритета над частноправовыми. Показательно, что эту идею поддерживают и представители судейского корпуса. Например, С.О. Ласкина отмечает: "Необходимость установления для финансовых органов государства приоритета обосновывается тем, что погашение недоимок по налогам преследует интересы всего общества, их нельзя ставить вровень с частными интересами частных структур. Государственный бюджет выполняет всеобщие функции, затрагивающие интересы всех граждан государства" <542>. Но в цивилизованном правопорядке наполнение бюджета не является основной или даже факультативной целью законодательства о несостоятельности (банкротстве). Допустим, должник X. столкнулся с неплатежеспособностью. По итогам введения в отношении него процедуры наблюдения выявлено имущество на общую сумму 1 000 000,00 рублей. Предположим, что требования уполномоченных органов и государственных юридических лиц превышают размер конкурсной массы. При удовлетворении требований государства в первоочередном порядке лишь на том основании, что от этого зависит наполнение бюджета, упускается из виду то, что помимо государства в деле о несостоятельности (банкротстве) могут участвовать и другие лица (например, кредиторы - представители малого и среднего предпринимательства, для которых получение удовлетворения от данного конкретного должника не менее важно, от этого зачастую зависит сохранение и развитие их собственного бизнеса). Государство также заинтересовано в том, чтобы участниками имущественного оборота были финансово устойчивые, платежеспособные организации, ведь в этом случае они смогут обеспечить поступательное развитие национальной экономики и пополнение бюджета <543>.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, варьировать налоговую нагрузку в рамках финансовой политики, ориентированной на достижение целевых параметров экологической безопасности, следует исключительно с учетом целей и приоритетов государства, результативности и эффективности использования бюджетных средств. Это значит, что экологические налоги должны служить инструментом обеспечения устойчивого эколого-экономического развития страны, являющегося долгосрочной приоритетной задачей. Ее решения можно добиться, если экологические налоги, присутствующие в налоговой системе, будут отвечать не исключительно формальным признакам, реализуя функцию наполнения бюджета, которая должна исполняться с позиции налогового управления в отношении условно невозобновляемых ресурсов, использование которых не может быть прекращено по причине их значимости для стабильного функционирования социально-экономических систем государства и общества. Однако, по мнению ряда исследователей, к которым относятся, например, Д.А. Гриненко, С.Ю. Лутковская, Л.А. Мочалова, Н.Н. Яшалова, современные налоги, условно считающиеся в России экологическими, носят только фискальный характер, не выполняя иных функций. В связи с этим ставки налогов часто приравниваются к цене за право использования природных ресурсов или за право осуществлять на них негативное воздействие, а налоговые поступления приобретают для государства характер выручки от продажи благ и прав, главной целью становится их максимизация.
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, варьировать налоговую нагрузку в рамках финансовой политики, ориентированной на достижение целевых параметров экологической безопасности, следует исключительно с учетом целей и приоритетов государства, результативности и эффективности использования бюджетных средств. Это значит, что экологические налоги должны служить инструментом обеспечения устойчивого эколого-экономического развития страны, являющегося долгосрочной приоритетной задачей. Ее решения можно добиться, если экологические налоги, присутствующие в налоговой системе, будут отвечать не исключительно формальным признакам, реализуя функцию наполнения бюджета, которая должна исполняться с позиции налогового управления в отношении условно невозобновляемых ресурсов, использование которых не может быть прекращено по причине их значимости для стабильного функционирования социально-экономических систем государства и общества. Однако, по мнению ряда исследователей, к которым относятся, например, Д.А. Гриненко, С.Ю. Лутковская, Л.А. Мочалова, Н.Н. Яшалова, современные налоги, условно считающиеся в России экологическими, носят только фискальный характер, не выполняя иных функций. В связи с этим ставки налогов часто приравниваются к цене за право использования природных ресурсов или за право осуществлять на них негативное воздействие, а налоговые поступления приобретают для государства характер выручки от продажи благ и прав, главной целью становится их максимизация.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Посредством контрольной функции осуществляется контроль за движением средств, их перераспределением, эффективностью их использования. Благодаря контрольной функции бюджет объективно, через формирование и использование фонда денежных средств государства, отображает все экономические и социальные процессы, которые постепенно протекают в структурных звеньях экономики.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Посредством контрольной функции осуществляется контроль за движением средств, их перераспределением, эффективностью их использования. Благодаря контрольной функции бюджет объективно, через формирование и использование фонда денежных средств государства, отображает все экономические и социальные процессы, которые постепенно протекают в структурных звеньях экономики.
Статья: Сущность уголовного наказания: месть или правовосстановление?
(Антонченко В.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Если уголовно-правовая сфера деятельности государства не является отраслью экономики и не наделена функцией пополнения бюджета, а выполняет задачу правоохранения, то, по мнению автора, штраф и иные материальные взыскания с преступника должны обращаться в пользу потерпевшего.
(Антонченко В.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Если уголовно-правовая сфера деятельности государства не является отраслью экономики и не наделена функцией пополнения бюджета, а выполняет задачу правоохранения, то, по мнению автора, штраф и иные материальные взыскания с преступника должны обращаться в пользу потерпевшего.
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Государство в современном мире выполняет множество функций, в том числе создание комфортных условий проживания граждан, его обязанность в рыночной экономике состоит в том, чтобы способствовать ее развитию для достижения общего блага <1>. Государство несет ответственность за безопасность общественной инфраструктуры, модернизацию социальной, в том числе строительство и реконструкцию школ и больниц, развитие жилищно-коммунального хозяйства, создание транспортных объектов. Данная деятельность требует значительных вложений, что может осуществляться как за счет привлечения в реализацию проектов частных инвестиций, так и за счет бюджетных средств. Государство должно использовать централизованные в его руках денежные средства на удовлетворение общегосударственных нужд, в чем проявляется распределительная функция бюджета <2>.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Государство в современном мире выполняет множество функций, в том числе создание комфортных условий проживания граждан, его обязанность в рыночной экономике состоит в том, чтобы способствовать ее развитию для достижения общего блага <1>. Государство несет ответственность за безопасность общественной инфраструктуры, модернизацию социальной, в том числе строительство и реконструкцию школ и больниц, развитие жилищно-коммунального хозяйства, создание транспортных объектов. Данная деятельность требует значительных вложений, что может осуществляться как за счет привлечения в реализацию проектов частных инвестиций, так и за счет бюджетных средств. Государство должно использовать централизованные в его руках денежные средства на удовлетворение общегосударственных нужд, в чем проявляется распределительная функция бюджета <2>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Федеральное казначейство (Казначейство России) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Основной функцией Федерального казначейства является кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <30>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Федеральное казначейство (Казначейство России) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Основной функцией Федерального казначейства является кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <30>.