ФСС выплаты коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу ФСС выплаты коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.1 "Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения ФСС РФ, медицинское учреждение неправомерно не включило в базу по страховым взносам стимулирующие выплаты сотрудникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения ФСС РФ, медицинское учреждение неправомерно не включило в базу по страховым взносам стимулирующие выплаты сотрудникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлен COVID-19.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 183 "Гарантии работнику при временной нетрудоспособности" Трудового кодекса РФ"Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Х.Н. требований, суд первой инстанции, дав правовую оценку установленных обстоятельств дела и собранных доказательств с применением статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1.3, 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, исходил из того, что работодателем в спорные периоды в полном объеме и в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в период распространения новой коронавирусной инфекции выполнена обязанность начисления и выплаты истцу заработной платы за период фактической работы, а также обязанность направления сведений в отношении истца для оплаты пособия по временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования в периоды необходимости соблюдения истцом требования о самоизоляции. При этом суд принял во внимание, что трудовым законодательством не предусмотрена выплата заработной платы работнику в период получения им пособия по временной нетрудоспособности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Деятельность ФСС также включала в себя различные меры социальной защиты нестрахового характера, финансируемые из федерального бюджета. Так, в функции ФСС входило <9> предоставление средств реабилитации гражданам с инвалидностью, выплата социальных доплат для медицинского персонала, работающего с больными COVID-19, социальных доплат работникам социальных учреждений стационарного типа, находящимся в сменном режиме работы, и выплат по программе субсидирования найма безработным. В 2022 г. доля расходов бюджетов ПФР, финансируемых только за счет страховых взносов, составила 59%, а для ФСС аналогичный показатель составил 55%. Таким образом, 41% и 45% расходов ПФР и ФСС являются нестраховыми и финансируются преимущественно за счет трансфертов из федерального бюджета.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Деятельность ФСС также включала в себя различные меры социальной защиты нестрахового характера, финансируемые из федерального бюджета. Так, в функции ФСС входило <9> предоставление средств реабилитации гражданам с инвалидностью, выплата социальных доплат для медицинского персонала, работающего с больными COVID-19, социальных доплат работникам социальных учреждений стационарного типа, находящимся в сменном режиме работы, и выплат по программе субсидирования найма безработным. В 2022 г. доля расходов бюджетов ПФР, финансируемых только за счет страховых взносов, составила 59%, а для ФСС аналогичный показатель составил 55%. Таким образом, 41% и 45% расходов ПФР и ФСС являются нестраховыми и финансируются преимущественно за счет трансфертов из федерального бюджета.
Статья: Ковидные больные - трудовые ситуации и споры
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 8)- Заявила о приостановке работы со ссылкой на невыплату доплат по Указу. Однако данные выплаты осуществляются только медицинским работникам при оказании скорой медпомощи и специализированной медпомощи в стационарных условиях (п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 484). Право на соответствующие выплаты у истца не возникает. Работодатель не осуществляет данные выплаты. Согласно п. 6 Указа выплата производится ФСС РФ по итогам расследования страхового случая. Медорганизация, установившая случай заболевания работника, обязана уведомить ФСС и работодателя. На основании уведомления работодатель обязан незамедлительно создать врачебную комиссию по расследованию обстоятельств заражения. По результатам расследования в ФСС направляется справка, на основании которой готовятся документы для выплаты. В адрес ответчика уведомление о подтверждении у истца диагноза COVID-19 не поступало.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 8)- Заявила о приостановке работы со ссылкой на невыплату доплат по Указу. Однако данные выплаты осуществляются только медицинским работникам при оказании скорой медпомощи и специализированной медпомощи в стационарных условиях (п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 484). Право на соответствующие выплаты у истца не возникает. Работодатель не осуществляет данные выплаты. Согласно п. 6 Указа выплата производится ФСС РФ по итогам расследования страхового случая. Медорганизация, установившая случай заболевания работника, обязана уведомить ФСС и работодателя. На основании уведомления работодатель обязан незамедлительно создать врачебную комиссию по расследованию обстоятельств заражения. По результатам расследования в ФСС направляется справка, на основании которой готовятся документы для выплаты. В адрес ответчика уведомление о подтверждении у истца диагноза COVID-19 не поступало.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производимые за счет остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производимые за счет остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Приказ Минфина России от 10.06.2024 N 85н
(ред. от 11.07.2025)
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2024 N 78833)По данному направлению расходов отражаются расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производимые за счет остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание социальных услуг) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
(ред. от 11.07.2025)
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2024 N 78833)По данному направлению расходов отражаются расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производимые за счет остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание социальных услуг) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В обоснование требований о признании права на страховую выплату некоторые медицинские работники ссылались на свою принадлежность к группе риска заражения коронавирусной инфекцией и необходимость возложения на ответчика (работодателя или Фонд социального страхования Российской Федерации) обязанности представления доказательств отсутствия коронавирусной инфекции у лиц, с которыми они контактировали на работе. Между тем ни из Указа Президента РФ от 06.05.2020 N 313, ни из принятых в целях его реализации нормативных актов не вытекала возможность руководствоваться презумпцией причинной связи заражения медицинского работника с выполнением трудовых обязанностей (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2022 N 88-27742/2022). Напротив, такая причинная связь подлежала специальному установлению.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В обоснование требований о признании права на страховую выплату некоторые медицинские работники ссылались на свою принадлежность к группе риска заражения коронавирусной инфекцией и необходимость возложения на ответчика (работодателя или Фонд социального страхования Российской Федерации) обязанности представления доказательств отсутствия коронавирусной инфекции у лиц, с которыми они контактировали на работе. Между тем ни из Указа Президента РФ от 06.05.2020 N 313, ни из принятых в целях его реализации нормативных актов не вытекала возможность руководствоваться презумпцией причинной связи заражения медицинского работника с выполнением трудовых обязанностей (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2022 N 88-27742/2022). Напротив, такая причинная связь подлежала специальному установлению.
Вопрос: Какие организации входят в структуру жизнеобеспечения в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам;
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Таким образом, 01.07.2022 введена новая выплата и приостановлено осуществление специальной социальной выплаты, которую работники государственных (муниципальных) медицинских организаций получали через ФСС.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Таким образом, 01.07.2022 введена новая выплата и приостановлено осуществление специальной социальной выплаты, которую работники государственных (муниципальных) медицинских организаций получали через ФСС.
Статья: Проблемы разграничения неправомерных действий при банкротстве и сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и страховых взносов
(Карабанова Е.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 10)Серьезные задачи сейчас стоят и перед государственными внебюджетными фондами, цель создания которых - реализация конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Так, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сегодня ориентирован на повышение уровня жизни пенсионеров и иных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Законодательством о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ближайшие три года предусмотрено ежегодное увеличение размеров пособий на индекс потребительских цен, а также особенности, касающиеся оплаты пособий по временной нетрудоспособности, пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, межбюджетных трансфертов. В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования сейчас заложены средства на проведение медицинской реабилитации после перенесенного COVID-19, углубленной диспансеризации, а также на дополнительное финансирование медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, на помощь онкобольным, высокотехнологичную помощь, оплату родового сертификата, компенсацию льгот по страховым взносам.
(Карабанова Е.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 10)Серьезные задачи сейчас стоят и перед государственными внебюджетными фондами, цель создания которых - реализация конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Так, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сегодня ориентирован на повышение уровня жизни пенсионеров и иных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Законодательством о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ближайшие три года предусмотрено ежегодное увеличение размеров пособий на индекс потребительских цен, а также особенности, касающиеся оплаты пособий по временной нетрудоспособности, пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, межбюджетных трансфертов. В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования сейчас заложены средства на проведение медицинской реабилитации после перенесенного COVID-19, углубленной диспансеризации, а также на дополнительное финансирование медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, на помощь онкобольным, высокотехнологичную помощь, оплату родового сертификата, компенсацию льгот по страховым взносам.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
Готовое решение: Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Получение отсрочки (рассрочки) по уплате НДФЛ налоговым агентом не предусмотрено в том числе и в период пандемии коронавируса (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо ФНС России от 23.06.2020 N СД-18-3/1034@).
(КонсультантПлюс, 2025)Получение отсрочки (рассрочки) по уплате НДФЛ налоговым агентом не предусмотрено в том числе и в период пандемии коронавируса (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо ФНС России от 23.06.2020 N СД-18-3/1034@).
Вопрос: Требования, установленные перевозчиками, заведомо неисполнимы в связи с введением электронной формы больничного листа, направляемого из стационара в Фонд социального страхования, и приводят к тому, что возврат денежных средств становится невозможным.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2022)Вопрос: Невозврат денежных средств, уплаченных за перевозку при вынужденном отказе от перевозки по причине заболевания, в том числе COVID-19. Требования, установленные перевозчиками в дополнение к представлению в подтверждение медицинских документов (представление оригинала листка нетрудоспособности, в том числе для неработающих граждан, требование представить листки нетрудоспособности для всех участников групповой семейной перевозки), заведомо неисполнимы в связи с введением электронной формы больничного листа, направляемого из стационара в Фонд социального страхования, и приводят к тому, что возврат денежных средств становится невозможным.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2022)Вопрос: Невозврат денежных средств, уплаченных за перевозку при вынужденном отказе от перевозки по причине заболевания, в том числе COVID-19. Требования, установленные перевозчиками в дополнение к представлению в подтверждение медицинских документов (представление оригинала листка нетрудоспособности, в том числе для неработающих граждан, требование представить листки нетрудоспособности для всех участников групповой семейной перевозки), заведомо неисполнимы в связи с введением электронной формы больничного листа, направляемого из стационара в Фонд социального страхования, и приводят к тому, что возврат денежных средств становится невозможным.