Фсин коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Фсин коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2023 N 88а-6306/2023 по делу N 2а-5/2022 (УИД 66RS0004-01-2021-012610-63)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащее предоставление свидания по причине ограничения по времени и нарушения условий конфиденциальности.
Решение: Удовлетворено в части.При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что Главным государственным санитарным врачом ФСИН России 23 июня 2021 года издано постановление N 421, согласно которому все посещения лиц в исправительных учреждениях с 22 июня 2021 года (до особого распоряжения) проводятся по принципу краткосрочных свиданий, согласно которому предоставление краткосрочных свиданий подозреваемым, обвиняемым и осужденным осуществляется в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется стекло, с использованием средств индивидуальной защиты (масок для защиты органов дыхания и перчаток) всеми участниками свиданий и сотрудниками УИС (пункт 1.14). Как верно указано судом апелляционной инстанции, то обстоятельство, что защитники пришли на свидания, предприняв дополнительные меры защиты (в виде ношения маски), не свидетельствует о том, что административными ответчиками не должны были исполняться принятые ФСИН России профилактические меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, установленные в постановлении Главного государственного санитарного врача ФСИН России.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец ссылается на ненадлежащее предоставление свидания по причине ограничения по времени и нарушения условий конфиденциальности.
Решение: Удовлетворено в части.При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что Главным государственным санитарным врачом ФСИН России 23 июня 2021 года издано постановление N 421, согласно которому все посещения лиц в исправительных учреждениях с 22 июня 2021 года (до особого распоряжения) проводятся по принципу краткосрочных свиданий, согласно которому предоставление краткосрочных свиданий подозреваемым, обвиняемым и осужденным осуществляется в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется стекло, с использованием средств индивидуальной защиты (масок для защиты органов дыхания и перчаток) всеми участниками свиданий и сотрудниками УИС (пункт 1.14). Как верно указано судом апелляционной инстанции, то обстоятельство, что защитники пришли на свидания, предприняв дополнительные меры защиты (в виде ношения маски), не свидетельствует о том, что административными ответчиками не должны были исполняться принятые ФСИН России профилактические меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, установленные в постановлении Главного государственного санитарного врача ФСИН России.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 88а-26611/2024 (УИД 56RS0033-01-2023-001996-95)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: 1) О признании незаконными действий (бездействия) администрации исправительного учреждения; 2) О присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи с пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Ссылки административного ответчика на Постановление Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 27 июня 2022 года N 753, которым учреждениям ФСИН предписывалось проведение санитарного дня еженедельно с ограничением перемещения спецконтингента, судами отклонены со ссылкой на то, что проведение санитарной обработки помещений в воскресенье не является основанием для непредоставления прогулки, учитывая, при этом что ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, в период содержания Е. в ФКУ СИЗО-2 были полностью сняты, кроме того, сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: 1) О признании незаконными действий (бездействия) администрации исправительного учреждения; 2) О присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи с пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Ссылки административного ответчика на Постановление Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 27 июня 2022 года N 753, которым учреждениям ФСИН предписывалось проведение санитарного дня еженедельно с ограничением перемещения спецконтингента, судами отклонены со ссылкой на то, что проведение санитарной обработки помещений в воскресенье не является основанием для непредоставления прогулки, учитывая, при этом что ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, в период содержания Е. в ФКУ СИЗО-2 были полностью сняты, кроме того, сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные основы цифрового государства: опыт Федеральной службы исполнения наказаний
(Черепанова Т.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Спусковым механизмом для замены привычных способов взаимодействия государственных органов с людьми стала пандемия коронавируса COVID-19. Федеральная служба исполнения наказаний не стала исключением из этого правила. Проведена работа по наращиванию технического оснащения исправительных учреждений - установлено более 700 аппаратов видеосвязи, из которых 100 установлено в СИЗО, пять - в тюрьмах <10>.
(Черепанова Т.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Спусковым механизмом для замены привычных способов взаимодействия государственных органов с людьми стала пандемия коронавируса COVID-19. Федеральная служба исполнения наказаний не стала исключением из этого правила. Проведена работа по наращиванию технического оснащения исправительных учреждений - установлено более 700 аппаратов видеосвязи, из которых 100 установлено в СИЗО, пять - в тюрьмах <10>.
Статья: Правовое положение лиц, отбывающих наказание, при возникновении чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения
(Алексеев А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)<7> В России из-за коронавируса отменены свидания в колониях и СИЗО. URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=502612 (дата обращения: 30.03.2020).
(Алексеев А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)<7> В России из-за коронавируса отменены свидания в колониях и СИЗО. URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=502612 (дата обращения: 30.03.2020).
Нормативные акты
Поручение Правительства РФ от 31.03.2020
"О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"29. Минпромторгу России, Минюсту России и Минфину России обеспечить учреждения ФСИН России необходимыми средствами индивидуальной защиты, тест-системами и медицинским оборудованием для борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Срок - 1 апреля 2020 года.
"О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"29. Минпромторгу России, Минюсту России и Минфину России обеспечить учреждения ФСИН России необходимыми средствами индивидуальной защиты, тест-системами и медицинским оборудованием для борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Срок - 1 апреля 2020 года.
Приказ ФСИН России от 19.03.2020 N 196
"О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФСИН России"
(вместе с "Положением об оперативном штабе ФСИН России по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", "Планом неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)")МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФСИН России"
(вместе с "Положением об оперативном штабе ФСИН России по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", "Планом неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)")МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Готовое решение: Как составить приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (угрозы распространения COVID-19) (не актуализируется со 2 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Ознакомьте с приказом под подпись тех работников, для которых в нем есть персональные поручения. Это, например, специалист по кадрам, которому поручается довести до сведения всех работников информацию об особенностях их работы в период угрозы распространения COVID-19.
(КонсультантПлюс, 2023)Ознакомьте с приказом под подпись тех работников, для которых в нем есть персональные поручения. Это, например, специалист по кадрам, которому поручается довести до сведения всех работников информацию об особенностях их работы в период угрозы распространения COVID-19.
Статья: Криминологические проблемы внешней трудовой миграции
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Кунц Елена Владимировна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования, доктор юридических наук, профессор.
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Кунц Елена Владимировна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования, доктор юридических наук, профессор.
Статья: Вопросы публично-правового регулирования общественных отношений, связанных с внедрением инновационных транспортных средств в России: историко-правовой анализ
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<3> Zemlin A., Kharlamova Y., Pishchelko A. Problems of realisation of public oversight in the field of transport counterterrorism policy // Kutafin University Law Review. 2020. Т. 7. N 1 (13). С. 67 - 78. DOI: 10.17803/2313-5395.2020.1.13.067-078. EDN: YSCBWQ; Землин А.И., Пищелко А.В. Актуальные проблемы правового обеспечения транспортной безопасности // Борьба с правонарушениями в сфере экономики: правовые, процессуальные и криминалистические аспекты: материалы международной научно-практической конференции в рамках международного юридического форума "Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития": сб. науч. ст. / отв. ред. Д.А. Савченко. Новосибирск: НГУЭУ; Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2019. С. 51 - 54.
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<3> Zemlin A., Kharlamova Y., Pishchelko A. Problems of realisation of public oversight in the field of transport counterterrorism policy // Kutafin University Law Review. 2020. Т. 7. N 1 (13). С. 67 - 78. DOI: 10.17803/2313-5395.2020.1.13.067-078. EDN: YSCBWQ; Землин А.И., Пищелко А.В. Актуальные проблемы правового обеспечения транспортной безопасности // Борьба с правонарушениями в сфере экономики: правовые, процессуальные и криминалистические аспекты: материалы международной научно-практической конференции в рамках международного юридического форума "Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития": сб. науч. ст. / отв. ред. Д.А. Савченко. Новосибирск: НГУЭУ; Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2019. С. 51 - 54.
Статья: Организация воспитательной работы с обучающимися в вузах ФСИН России в период пандемии: опыт Академии ФСИН России
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Пандемия Covid-19 внесла серьезные изменения во все сферы жизни и деятельности нашего государства и общества, заставив пересмотреть многие традиционные подходы к жизни и деятельности, в том числе и в образовательной сфере. "Пандемия коронавируса запустила цифровую трансформацию образовательного процесса на всех его уровнях, и происходит она гораздо быстрее, чем это планировалось последние несколько лет в рамках различных национальных проектов" <1>. Не обошла эта проблема и образовательные организации ФСИН России, которые во многом перестроили свою деятельность по организации и реализации учебно-воспитательного процесса с курсантами и студентами.
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Пандемия Covid-19 внесла серьезные изменения во все сферы жизни и деятельности нашего государства и общества, заставив пересмотреть многие традиционные подходы к жизни и деятельности, в том числе и в образовательной сфере. "Пандемия коронавируса запустила цифровую трансформацию образовательного процесса на всех его уровнях, и происходит она гораздо быстрее, чем это планировалось последние несколько лет в рамках различных национальных проектов" <1>. Не обошла эта проблема и образовательные организации ФСИН России, которые во многом перестроили свою деятельность по организации и реализации учебно-воспитательного процесса с курсантами и студентами.
Статья: К вопросу о правах мигрантов в условиях COVID-19
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Цель: Исследование связано с оценкой прогнозирования и моделирования миграции в условиях изменения миграционной политики, выявления факторов миграции, оценки дальнейшей стратегии миграционной политики в условиях мировой пандемии, соблюдения прав мигрантов в условиях COVID-19.
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Цель: Исследование связано с оценкой прогнозирования и моделирования миграции в условиях изменения миграционной политики, выявления факторов миграции, оценки дальнейшей стратегии миграционной политики в условиях мировой пандемии, соблюдения прав мигрантов в условиях COVID-19.
Статья: Влияние цифровой трансформации на уголовную репрессию
(Жестеров П.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)<14> Латышева Н.А. Архивы судов в условиях цифровой трансформации // Российский судья. 2021. N 3. С. 54 - 59; Черепанова Т.С. Конституционные основы цифрового государства: опыт Федеральной службы исполнения наказаний // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 2. С. 26 - 30.
(Жестеров П.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)<14> Латышева Н.А. Архивы судов в условиях цифровой трансформации // Российский судья. 2021. N 3. С. 54 - 59; Черепанова Т.С. Конституционные основы цифрового государства: опыт Федеральной службы исполнения наказаний // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 2. С. 26 - 30.
Статья: Разрешение трудовых споров, связанных с незаконным увольнением работников: проблематика и статистика
(Румянцев Н.В., Андреева С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Румянцев Николай Викторович, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент; профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
(Румянцев Н.В., Андреева С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Румянцев Николай Викторович, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент; профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Статья: Принцип законности при реализации специальных административно-правовых режимов, обеспечивающих безопасность в пенитенциарной системе России
(Чеченова Л.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Верховенство прав и свобод личности в период введения специальных административно-правовых режимов в рамках пенитенциарных учреждений предполагает недопущение нарушения прав и свобод осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Введение любого вида специального административно-правового режима предполагает появление правоограничений. Такие правоограничения не охватываются содержанием исполнения лишения свободы, они возникают в силу объективных обстоятельств, сопутствующих специальным режимам функционирования государственных органов, а также служат средством обеспечения безопасности <4>. В период введения специальных административно-правовых режимов могут быть ограничены некоторые права осужденных. Ограничения в правах являются вынужденными мерами, направленными на обеспечение безопасности пенитенциарной системы Российской Федерации. Приведем пример подобных ограничений. Например, с 2019 г. на территории большинства пенитенциарных учреждений были введены карантинные меры ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что повлекло за собой ограничение некоторых прав осужденных. Так, в адрес территориальных органов ФСИН России было направлено Постановление N 413 главного санитарного врача ФСИН России от 2 мая 2020 г., приостанавливающее прием посылок и передач, а также предоставление длительных и краткосрочных свиданий осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях данного территориального органа. Также были приостановлены посещения осужденных, категорически запрещался допуск посетителей и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) с повышенной температурой тела и лиц, прибывших в течение последних 14 дней из иностранных государств <5>. (В соответствии с информацией Федеральной службы исполнения наказания от 30 марта 2020 г. "О предупреждении распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" <6>.) Данные ограничения имеют временный характер, после уменьшения числа инфицированных они отменяются. В приведенном случае мы можем говорить об обоснованности введения данных ограничений. Надо признать, что исправительные учреждения ограничивают права осужденных (права, закрепленные в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации <7>) в условиях специальных административно-правовых режимов, но делают это на основании Конституции РФ (ст. 55 - 56).
(Чеченова Л.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Верховенство прав и свобод личности в период введения специальных административно-правовых режимов в рамках пенитенциарных учреждений предполагает недопущение нарушения прав и свобод осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Введение любого вида специального административно-правового режима предполагает появление правоограничений. Такие правоограничения не охватываются содержанием исполнения лишения свободы, они возникают в силу объективных обстоятельств, сопутствующих специальным режимам функционирования государственных органов, а также служат средством обеспечения безопасности <4>. В период введения специальных административно-правовых режимов могут быть ограничены некоторые права осужденных. Ограничения в правах являются вынужденными мерами, направленными на обеспечение безопасности пенитенциарной системы Российской Федерации. Приведем пример подобных ограничений. Например, с 2019 г. на территории большинства пенитенциарных учреждений были введены карантинные меры ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что повлекло за собой ограничение некоторых прав осужденных. Так, в адрес территориальных органов ФСИН России было направлено Постановление N 413 главного санитарного врача ФСИН России от 2 мая 2020 г., приостанавливающее прием посылок и передач, а также предоставление длительных и краткосрочных свиданий осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях данного территориального органа. Также были приостановлены посещения осужденных, категорически запрещался допуск посетителей и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) с повышенной температурой тела и лиц, прибывших в течение последних 14 дней из иностранных государств <5>. (В соответствии с информацией Федеральной службы исполнения наказания от 30 марта 2020 г. "О предупреждении распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" <6>.) Данные ограничения имеют временный характер, после уменьшения числа инфицированных они отменяются. В приведенном случае мы можем говорить об обоснованности введения данных ограничений. Надо признать, что исправительные учреждения ограничивают права осужденных (права, закрепленные в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации <7>) в условиях специальных административно-правовых режимов, но делают это на основании Конституции РФ (ст. 55 - 56).
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право получения единовременной компенсации из-за заражения коронавирусом дано медикам-военнослужащим, медицинским и иным сотрудникам МВД, Росгвардии, ФСИН, Государственной противопожарной службы, которые были задействованы в лечении либо в транспортировке пациентов с COVID-19. Указ Президента России от 01.02.2021 N 60 "О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан" опубликован на официальном портале правовой информации.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право получения единовременной компенсации из-за заражения коронавирусом дано медикам-военнослужащим, медицинским и иным сотрудникам МВД, Росгвардии, ФСИН, Государственной противопожарной службы, которые были задействованы в лечении либо в транспортировке пациентов с COVID-19. Указ Президента России от 01.02.2021 N 60 "О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан" опубликован на официальном портале правовой информации.