Фсбу внутреннего финансового аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Фсбу внутреннего финансового аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений п. 65 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений п. 65 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
Статья: Проектная структура бухгалтерской отчетности, ее сравнительный анализ и рекомендации по совершенствованию
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)В соответствии с ФСБУ 5/2019 остался только один - второй способ списания общехозяйственных расходов. При этом на счете 90 управленческие расходы отражаются на отдельном субсчете [23]. Таким образом, невозможно узнать полную фактическую себестоимость готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Нередко это вызывает проблемы при проведении внутреннего контроля и внешнего аудита финансовых результатов организации [24]. Считаем, что следует вернуться к методам формирования полной либо сокращенной себестоимости продукции (работ, услуг).
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)В соответствии с ФСБУ 5/2019 остался только один - второй способ списания общехозяйственных расходов. При этом на счете 90 управленческие расходы отражаются на отдельном субсчете [23]. Таким образом, невозможно узнать полную фактическую себестоимость готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Нередко это вызывает проблемы при проведении внутреннего контроля и внешнего аудита финансовых результатов организации [24]. Считаем, что следует вернуться к методам формирования полной либо сокращенной себестоимости продукции (работ, услуг).
Нормативные акты
Приказ АНО НАРК от 12.08.2020 N 61/20-ПР
"Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям финансового рынка"
(вместе с "Наименованиями квалификаций и требованиями к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, представленных Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка")Знание законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и практики его применения организациями бюджетной сферы, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях (в части положений, касающихся организаций бюджетной сферы), федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
"Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям финансового рынка"
(вместе с "Наименованиями квалификаций и требованиями к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, представленных Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка")Знание законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и практики его применения организациями бюджетной сферы, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях (в части положений, касающихся организаций бюджетной сферы), федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
Приказ Росстандарта от 30.11.2022 N 3005
"Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии"
(вместе с "Порядком организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии")а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и бухгалтерского учета, а также ведомственные акты Агентства;
"Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии"
(вместе с "Порядком организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии")а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и бухгалтерского учета, а также ведомственные акты Агентства;
Готовое решение: Как организовать внутренний финансовый контроль и внутренний контроль в учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни проводят все учреждения. Порядок его организации и осуществления устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле. Об этом говорится в Законе о бухгалтерском учете и Федеральном стандарте "Концептуальные основы бухучета и отчетности" (ч. 1, 3 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 15, 20, 23 Федерального стандарта N 256н). В п. 9 Федерального стандарта N 274н, который обязателен для учреждений всех типов, предусмотрена необходимость утвердить в учетной политике порядок организации внутреннего контроля. В данном случае речь идет о внутреннем контроле в учреждении, в том числе финансовом.
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни проводят все учреждения. Порядок его организации и осуществления устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле. Об этом говорится в Законе о бухгалтерском учете и Федеральном стандарте "Концептуальные основы бухучета и отчетности" (ч. 1, 3 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 15, 20, 23 Федерального стандарта N 256н). В п. 9 Федерального стандарта N 274н, который обязателен для учреждений всех типов, предусмотрена необходимость утвердить в учетной политике порядок организации внутреннего контроля. В данном случае речь идет о внутреннем контроле в учреждении, в том числе финансовом.
Статья: Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)1) федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Например, учитывать изменение требований к составу бюджетной отчетности;
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)1) федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Например, учитывать изменение требований к составу бюджетной отчетности;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)56. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 126н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Отчетность по операциям системы казначейских платежей".
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)56. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 126н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Отчетность по операциям системы казначейских платежей".
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)256. Приказ Министерства финансов РФ от 4 декабря 2019 г. N 211н "Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)256. Приказ Министерства финансов РФ от 4 декабря 2019 г. N 211н "Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета".
Статья: Рекомендации по развитию сотрудников, осуществляющих ВФА
(Беликова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Основные положения бюджетного законодательства РФ и федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в отношении ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Вопросы аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ. Подходы к определению существенных данных и показателей бюджетной отчетности. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций. Подходы к оценке достоверности бюджетной отчетности
(Беликова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Основные положения бюджетного законодательства РФ и федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в отношении ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Вопросы аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ. Подходы к определению существенных данных и показателей бюджетной отчетности. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций. Подходы к оценке достоверности бюджетной отчетности
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений п. 65 ФСБУ "Концептуальные основы" и в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений п. 65 ФСБУ "Концептуальные основы" и в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Построение системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях осложнено рядом обстоятельств, прежде всего отсутствием четкого его обозначения в нормативных актах. Так, отсутствуют однозначные трактовки понятий "внутренний контроль", "внутренний финансовый контроль", "внутренний аудит". В нормативных актах понятие внутреннего финансового контроля и основные его положения представлены для субъектов, осуществляющих, как правило, государственный и (или) внутриведомственный контроль, а не для конкретного учреждения [1; 21]. Из положений п. 18 ФСБУ ОГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" следует, что внутренний и внешний финансовый контроль осуществляют пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, а внутренний контроль - учреждения при формировании сводных документов (п. 20) и принятии к учету первичных учетных документов (п. 23). Таким образом, Минфин России в своем приказе отождествляет внутренний финансовый контроль с внутриведомственным контролем, а внутренний контроль - с внутренним бухгалтерским контролем.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Построение системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях осложнено рядом обстоятельств, прежде всего отсутствием четкого его обозначения в нормативных актах. Так, отсутствуют однозначные трактовки понятий "внутренний контроль", "внутренний финансовый контроль", "внутренний аудит". В нормативных актах понятие внутреннего финансового контроля и основные его положения представлены для субъектов, осуществляющих, как правило, государственный и (или) внутриведомственный контроль, а не для конкретного учреждения [1; 21]. Из положений п. 18 ФСБУ ОГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" следует, что внутренний и внешний финансовый контроль осуществляют пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, а внутренний контроль - учреждения при формировании сводных документов (п. 20) и принятии к учету первичных учетных документов (п. 23). Таким образом, Минфин России в своем приказе отождествляет внутренний финансовый контроль с внутриведомственным контролем, а внутренний контроль - с внутренним бухгалтерским контролем.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных Минстроем России на реализацию мероприятий по сейсмоусилению объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, и строительству новых сейсмостойких объектов взамен объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, в 2020 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года" (с Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия и Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики)
(Трунова Н., Эльканов И., Мальсагов Х.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 6)<57> Пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
(Трунова Н., Эльканов И., Мальсагов Х.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 6)<57> Пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.