Фсбу 5/2019 отличия от ПБУ 5/01
Подборка наиболее важных документов по запросу Фсбу 5/2019 отличия от ПБУ 5/01 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ оценки имущества в бухгалтерских стандартах
(Козменкова С.В., Егорова О.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)Таким образом, сравнив ПБУ и ФСБУ в части оценки запасов, можно сделать следующие выводы. В ФСБУ 5/2019 появились новые методы оценки: по справедливой стоимости и чистой стоимости продажи запасов. Однако оценка по справедливой стоимости может включать как рыночную, так и дисконтированную стоимость, которая в бухгалтерском учете пока не применяется. В обоих нормативных документах отсутствует понятие определения "балансовая стоимость", так как в ФСБУ 5/2019 представлен порядок расчетов, но не определение данного термина. Также в ФСБУ 5/2019, в отличие от ПБУ 5/01, дается иное понятие оценки запасов при выбытии по себестоимости каждой единицы. В ПБУ можно выделить два понятия исходя из способа оценки, а в ФСБУ мы обращаемся к МСФО и, отталкиваясь от данного там определения, получаем относительно похожее.
(Козменкова С.В., Егорова О.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)Таким образом, сравнив ПБУ и ФСБУ в части оценки запасов, можно сделать следующие выводы. В ФСБУ 5/2019 появились новые методы оценки: по справедливой стоимости и чистой стоимости продажи запасов. Однако оценка по справедливой стоимости может включать как рыночную, так и дисконтированную стоимость, которая в бухгалтерском учете пока не применяется. В обоих нормативных документах отсутствует понятие определения "балансовая стоимость", так как в ФСБУ 5/2019 представлен порядок расчетов, но не определение данного термина. Также в ФСБУ 5/2019, в отличие от ПБУ 5/01, дается иное понятие оценки запасов при выбытии по себестоимости каждой единицы. В ПБУ можно выделить два понятия исходя из способа оценки, а в ФСБУ мы обращаемся к МСФО и, отталкиваясь от данного там определения, получаем относительно похожее.
Статья: Товары в оптовых организациях: оценка при признании, особенности учета
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)7. Верников В.А., Коноваленко И.Е. Основные отличия учета запасов по ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019 // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2022. N 1. С. 73 - 81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-otlichiya-ucheta-zapasov-po-pbu-5-01-i-fsbu-5-2019.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)7. Верников В.А., Коноваленко И.Е. Основные отличия учета запасов по ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019 // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2022. N 1. С. 73 - 81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-otlichiya-ucheta-zapasov-po-pbu-5-01-i-fsbu-5-2019.
Статья: Развитие категориального аппарата в области оценки после признания запасов в РСБУ и МСФО коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 11)С оценкой запасов по наименьшей величине связана еще одна проблема развития категориального аппарата в области оценки после признания запасов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора. Данная проблема обусловлена применением термина "обесценение" в ФСБУ 5/2019. Как видно из табл. 1, в отличие от пятого Стандарта, указанный термин не предусмотрен ни в ПБУ 5/01, ни в МСФО (IAS) 2. Отметим, что категория обесценения активно используется в системе международных стандартов, но не в отношении запасов. Так, указанной категорией прежде всего оперирует МСФО (IAS) 36 [5, 10, 11], но данный Стандарт не применяется в отношении запасов.
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 11)С оценкой запасов по наименьшей величине связана еще одна проблема развития категориального аппарата в области оценки после признания запасов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора. Данная проблема обусловлена применением термина "обесценение" в ФСБУ 5/2019. Как видно из табл. 1, в отличие от пятого Стандарта, указанный термин не предусмотрен ни в ПБУ 5/01, ни в МСФО (IAS) 2. Отметим, что категория обесценения активно используется в системе международных стандартов, но не в отношении запасов. Так, указанной категорией прежде всего оперирует МСФО (IAS) 36 [5, 10, 11], но данный Стандарт не применяется в отношении запасов.
Статья: Оценка при признании материалов как одной из составляющих запасов в учете коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора: современные проблемы и пути их решения
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 15)На основе анализа данных табл. 2 можно сделать следующие выводы. ФСБУ 5/2019 несколько меняет состав затрат, подлежащих включению в оценку при признании материалов в учете коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора, по сравнению с ПБУ 5/01. На наш взгляд, указанные изменения являются безусловно положительными. Так, в пятом Федеральном стандарте исключается возможность включения в оценку при признании материалов процентов по займам и кредитам, которая предусматривалась в ПБУ 5/01 и противоречила ПБУ 15/2008. Кроме того, отметим, что в ФСБУ 5/2019, в отличие от пятого ПБУ, приводится не отдельный пункт затрат "таможенные пошлины", а пункт "иные затраты, связанные с приобретением (созданием) материалов". Таким образом, на наш взгляд, можно считать, что согласно ФСБУ 5/2019 в оценку при признании запасов, в том числе материалов, должны включаться не только таможенные пошлины, но и таможенные сборы, что является вполне логичным.
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 15)На основе анализа данных табл. 2 можно сделать следующие выводы. ФСБУ 5/2019 несколько меняет состав затрат, подлежащих включению в оценку при признании материалов в учете коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора, по сравнению с ПБУ 5/01. На наш взгляд, указанные изменения являются безусловно положительными. Так, в пятом Федеральном стандарте исключается возможность включения в оценку при признании материалов процентов по займам и кредитам, которая предусматривалась в ПБУ 5/01 и противоречила ПБУ 15/2008. Кроме того, отметим, что в ФСБУ 5/2019, в отличие от пятого ПБУ, приводится не отдельный пункт затрат "таможенные пошлины", а пункт "иные затраты, связанные с приобретением (созданием) материалов". Таким образом, на наш взгляд, можно считать, что согласно ФСБУ 5/2019 в оценку при признании запасов, в том числе материалов, должны включаться не только таможенные пошлины, но и таможенные сборы, что является вполне логичным.
Статья: Сравнительная характеристика применяемых методов оценки и учета незавершенного производства в отечественной и международной практике
(Клычова Г.С., Исхаков А.Т., Каримуллина А.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 5)Следует отметить, что в настоящее время наиболее приближенным к международным стандартам является новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 "Запасы" <1>, который стал применяться в России с 2021 г. и заменил такие нормативные документы, как ПБУ 5/01 "Материально-производственные запасы" <2>, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <3> и Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды <4>. Отличия ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019 рассмотрены в статьях О.В. Елисеевой, В.А. Матвеевой и др. [2, 3].
(Клычова Г.С., Исхаков А.Т., Каримуллина А.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 5)Следует отметить, что в настоящее время наиболее приближенным к международным стандартам является новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 "Запасы" <1>, который стал применяться в России с 2021 г. и заменил такие нормативные документы, как ПБУ 5/01 "Материально-производственные запасы" <2>, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <3> и Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды <4>. Отличия ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019 рассмотрены в статьях О.В. Елисеевой, В.А. Матвеевой и др. [2, 3].
Статья: Оценка после признания материалов как составляющей запасов в РСБУ и МСФО коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора: актуальные проблемы и пути их решения
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 16)Следующей проблемой в области оценки после признания материалов, не связанной напрямую с их оценкой при выбытии, является установление в РСБУ разных подходов к такой оценке для коммерческих и некоммерческих организаций. Как свидетельствуют данные табл. 2, в ФСБУ 5/2019 оценка материалов по наименьшей величине предусмотрена только для коммерческих организаций, а некоммерческие организации должны производить указанную оценку лишь в отношении материалов, используемых в приносящей доход деятельности. Материалы некоммерческих организаций, используемые в целях, ради которых созданы данные организации, должны оцениваться согласно пятому Федеральному стандарту на отчетную дату по фактической себестоимости. Обратим внимание на то, что, в отличие от ФСБУ 5/2019, ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2 не содержат таких ограничений. Следует отметить, что указанные правила пятого Федерального стандарта приводят к различным подходам к оценке одних и тех же объектов учета разных организаций, а значит, и к несопоставимости информации в финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций. Как обосновывалось нами ранее в других работах, методология бухгалтерского учета (в том числе оценки) в коммерческих и некоммерческих организациях должна быть единой. Таким образом, предлагаем исключить из ФСБУ 5/2019 упомянутые ограничения и установить требование оценки по наименьшей величине для всех запасов, в том числе всех материалов, и коммерческих, и некоммерческих организаций.
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 16)Следующей проблемой в области оценки после признания материалов, не связанной напрямую с их оценкой при выбытии, является установление в РСБУ разных подходов к такой оценке для коммерческих и некоммерческих организаций. Как свидетельствуют данные табл. 2, в ФСБУ 5/2019 оценка материалов по наименьшей величине предусмотрена только для коммерческих организаций, а некоммерческие организации должны производить указанную оценку лишь в отношении материалов, используемых в приносящей доход деятельности. Материалы некоммерческих организаций, используемые в целях, ради которых созданы данные организации, должны оцениваться согласно пятому Федеральному стандарту на отчетную дату по фактической себестоимости. Обратим внимание на то, что, в отличие от ФСБУ 5/2019, ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2 не содержат таких ограничений. Следует отметить, что указанные правила пятого Федерального стандарта приводят к различным подходам к оценке одних и тех же объектов учета разных организаций, а значит, и к несопоставимости информации в финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций. Как обосновывалось нами ранее в других работах, методология бухгалтерского учета (в том числе оценки) в коммерческих и некоммерческих организациях должна быть единой. Таким образом, предлагаем исключить из ФСБУ 5/2019 упомянутые ограничения и установить требование оценки по наименьшей величине для всех запасов, в том числе всех материалов, и коммерческих, и некоммерческих организаций.
Статья: Развитие методик оценки запасов в учете коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2020, N 13)Следующим проблемным вопросом является определение оценки при признании запасов, поступивших в счет вклада в уставный капитал. Как видно из табл. 2, в ФСБУ 5/2019, в отличие от ПБУ 5/01, отсутствуют регламентации в отношении такой оценки. При вступлении в силу ФСБУ 5/2019 отменяет ПБУ 5/01, а также Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ. Следовательно, после введения в действие указанного Федерального стандарта в системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора будут отсутствовать названные регламентации. В результате на практике появятся разночтения при решении данного вопроса, что приведет к несопоставимости учетной и отчетной информации. Для решения указанной проблемы, на наш взгляд, в ФСБУ 5/2019 целесообразно ввести правила оценки при признании запасов, поступивших в счет вклада в уставный капитал. При этом в качестве оценки при признании данных запасов следует использовать сумму их справедливой стоимости и затрат, непосредственно связанных с их поступлением (затрат на их доставку, доведение до состояния, необходимого для их использования и т.д.).
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2020, N 13)Следующим проблемным вопросом является определение оценки при признании запасов, поступивших в счет вклада в уставный капитал. Как видно из табл. 2, в ФСБУ 5/2019, в отличие от ПБУ 5/01, отсутствуют регламентации в отношении такой оценки. При вступлении в силу ФСБУ 5/2019 отменяет ПБУ 5/01, а также Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ. Следовательно, после введения в действие указанного Федерального стандарта в системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора будут отсутствовать названные регламентации. В результате на практике появятся разночтения при решении данного вопроса, что приведет к несопоставимости учетной и отчетной информации. Для решения указанной проблемы, на наш взгляд, в ФСБУ 5/2019 целесообразно ввести правила оценки при признании запасов, поступивших в счет вклада в уставный капитал. При этом в качестве оценки при признании данных запасов следует использовать сумму их справедливой стоимости и затрат, непосредственно связанных с их поступлением (затрат на их доставку, доведение до состояния, необходимого для их использования и т.д.).
Статья: Аудит запасов в условиях пандемии
(Фазульянова З.З.)
("Аудитор", 2021, N 4)В табл. 1 рассмотрены основные отличия учета запасов согласно ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019, которые должен учесть аудитор при проведении аудита запасов.
(Фазульянова З.З.)
("Аудитор", 2021, N 4)В табл. 1 рассмотрены основные отличия учета запасов согласно ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019, которые должен учесть аудитор при проведении аудита запасов.
Статья: Против течения: почему ФСБУ 5/2019 не влияет на порядок учета малоценных основных средств?
(Рабинович А.М.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 3)В последнее время в профессиональной литературе широко распространено мнение, что с 2021 года норма ПБУ 6/01 "Основные средства" об активах, которые могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ), фактически утрачивает силу. Это мнение основано на том, что в ФСБУ 5/2019 "Запасы" вместо МПЗ говорится о запасах и определение запасов отличается от определения МПЗ (особенно с точки зрения срока их службы). Так ли это? Попробуем разобраться.
(Рабинович А.М.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 3)В последнее время в профессиональной литературе широко распространено мнение, что с 2021 года норма ПБУ 6/01 "Основные средства" об активах, которые могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ), фактически утрачивает силу. Это мнение основано на том, что в ФСБУ 5/2019 "Запасы" вместо МПЗ говорится о запасах и определение запасов отличается от определения МПЗ (особенно с точки зрения срока их службы). Так ли это? Попробуем разобраться.
Статья: Практические аспекты применения нового порядка учета запасов
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2021, N 1)<2> Калинин С., Симонова О. ФСБУ 5/2019 "Запасы": основные отличия от ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". URL: https://bakertilly.ru/insights/fsbu-5-2019-zapasy-osnovnye-otlichiya-ot-pbu-5-01-uchet-materialno-proizvodstvennyh-zapasov.
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2021, N 1)<2> Калинин С., Симонова О. ФСБУ 5/2019 "Запасы": основные отличия от ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". URL: https://bakertilly.ru/insights/fsbu-5-2019-zapasy-osnovnye-otlichiya-ot-pbu-5-01-uchet-materialno-proizvodstvennyh-zapasov.
Статья: Рекомендация Р-118/2020-КпР "Переклассификация дооцененных основных средств в долгосрочные активы к продаже"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.07.2020)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2021)<1> ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", действующее в 2020 году, не имеет по рассматриваемому вопросу принципиальных отличий от ФСБУ 5/2019 "Запасы", вступающего в силу для обязательного применения с отчетности за 2021 год.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.07.2020)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2021)<1> ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", действующее в 2020 году, не имеет по рассматриваемому вопросу принципиальных отличий от ФСБУ 5/2019 "Запасы", вступающего в силу для обязательного применения с отчетности за 2021 год.
Статья: Как законно упростить бухучет канцелярских принадлежностей
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2020, N 19)Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 "Запасы". Он заменит ПБУ 5/01 и Методические указания по бухучету МПЗ и специнструментов. Применять его нужно с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г. Но организации вправе использовать его и ранее. Основные отличия от действующих норм мы рассмотрим до конца этого года.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2020, N 19)Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 "Запасы". Он заменит ПБУ 5/01 и Методические указания по бухучету МПЗ и специнструментов. Применять его нужно с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г. Но организации вправе использовать его и ранее. Основные отличия от действующих норм мы рассмотрим до конца этого года.