Фрахтователь это
Подборка наиболее важных документов по запросу Фрахтователь это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Существенные условия договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках договора морской перевозки груза судовладелец и фрахтователь по чартеру вправе по своему усмотрению в любом порядке распределить между собой стоимость бункера и расходы, связанные с морской перевозкой груза. Судовладелец может включить все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в сумму фрахта либо отдельно возложить эти расходы на фрахтователя по чартеру, уменьшив ставку фрахта. Ни международные нормы, ни российские нормы права не содержат запрета в части оплаты фрахтователем по чартеру расходов по бункеру или иных затрат в связи с морской перевозкой груза (выполнением договора морской перевозки). Сам по себе порядок оплаты и расчетов сторон по чартерам (договорам морской перевозки груза) не может повлиять на правовую природу этих договоров, поскольку порядок расчетов сторон не является существенным условием договоров морской перевозки груза..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках договора морской перевозки груза судовладелец и фрахтователь по чартеру вправе по своему усмотрению в любом порядке распределить между собой стоимость бункера и расходы, связанные с морской перевозкой груза. Судовладелец может включить все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в сумму фрахта либо отдельно возложить эти расходы на фрахтователя по чартеру, уменьшив ставку фрахта. Ни международные нормы, ни российские нормы права не содержат запрета в части оплаты фрахтователем по чартеру расходов по бункеру или иных затрат в связи с морской перевозкой груза (выполнением договора морской перевозки). Сам по себе порядок оплаты и расчетов сторон по чартерам (договорам морской перевозки груза) не может повлиять на правовую природу этих договоров, поскольку порядок расчетов сторон не является существенным условием договоров морской перевозки груза..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 787 "Договор фрахтования" ГК РФ"Договор фрахтования как перевозка (ст. 787 ГК РФ), это обязательство, по которому фрахтовщик передает фрахтователю не транспортное средство, а его вместимость на один или несколько рейсов, которое следует по определенному маршруту, определяемому перевозчиком и осуществляет перевозку пассажиров в пункт назначения. Это означает только то, что за фрахтователем резервируется место для пассажиров, багажа при сохранении в неизменном виде существа обязательства по их перевозке в пункт назначения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимное возмещение потерь по принципу "удар-за-удар" (knock-for-knock) в странах общего права
(Калякин А.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)В вышеуказанном примере аналогичное перераспределение ответственности и защита от требований/ответственности, связанных с имуществом, жизнью и здоровьем персонала группы судовладельцев, предоставляется фрахтователям. В этом примере также хорошо видно, как справедливо отмечает Р. Вильямс, что условие "удар-за-удар" применяется "как щит (исключение ответственности) и как меч (право потребовать исполнения индемнити)... сводя все претензии к одной стороне, от которой требуется обеспечить адекватное страхование для защиты членов (своей) группы" <15>.
(Калякин А.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)В вышеуказанном примере аналогичное перераспределение ответственности и защита от требований/ответственности, связанных с имуществом, жизнью и здоровьем персонала группы судовладельцев, предоставляется фрахтователям. В этом примере также хорошо видно, как справедливо отмечает Р. Вильямс, что условие "удар-за-удар" применяется "как щит (исключение ответственности) и как меч (право потребовать исполнения индемнити)... сводя все претензии к одной стороне, от которой требуется обеспечить адекватное страхование для защиты членов (своей) группы" <15>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
(ред. от 24.06.2025)По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"21) фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"21) фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
Статья: Гражданское судостроение в России и зарубежных странах: состояние, проблемы и перспективы для права и экономики
(Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 1)В практике судостроительной деятельности обозначены потребности самостоятельного регулирования соглашений о резервировании слотов (производственных мощностей) как особого обязательства в судостроении, имеющего сходство с уже урегулированными российским правом моделями предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), опциона на заключение договора (ст. 429.2 ГК РФ), опционного договора (ст. 429.3 ГК РФ), но сохраняющего при этом специфику. Особый смысл использования соглашений о резервировании слотов как особых обязательств предопределен экономическими обстоятельствами и прежде всего высокой стоимостью судов-газовозов ледового класса. На практике заключается договор о резервировании слотов (производственных мощностей для строительства судов) с судостроителем, подыскиваются судовладельцы, с которыми заключаются договоры фрахтования, судовладельцы привлекают финансирование и заключают судостроительные договоры с судостроителями на необходимое количество судов и передают их для целей проектов на условиях тайм-чартера. Договор о резервировании слотов представляет собой соглашение, по которому судостроитель соглашается предоставить фрахтователю опционы в определенном количестве на строительство, спуск на воду, оборудование, оснащение и доставку фрахтователю или его доверенному лицу судов в пределах количества опционов. Фрахтователь имеет право на использование любого количества опционов путем направления соответствующего уведомления судостроителю не позднее крайнего срока использования каждого опциона, после чего стороны в определенный срок заключают контракт на строительство судна с согласованными параметрами. Главное преимущество опционного соглашения заключается в том, что до момента уведомления о намерении использовать опцион фрахтователь не связан обязательствами по заключению договора на строительство судна. Договором может быть предусмотрена определенная плата за резервирование, которая возвращается в случае неиспользования всех или части опционов либо уменьшается пропорционально использованному количеству. Использование меньшего числа опционов, чем согласовано сторонами, может привести к увеличению цены за одну единицу товара, но не влечет за собой применение каких-либо санкций. При этом фрахтователь получает необходимый запас времени для поиска потенциальных судовладельцев и привлечения финансирования строительства судов, будучи при этом уверенным, что необходимые для их постройки в срок производственные мощности зарезервированы судостроителем, а судостроитель получает гарантированную компенсацию в размере платы за резервирование или ее части в случае неиспользования или частичного использования опционов.
(Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 1)В практике судостроительной деятельности обозначены потребности самостоятельного регулирования соглашений о резервировании слотов (производственных мощностей) как особого обязательства в судостроении, имеющего сходство с уже урегулированными российским правом моделями предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), опциона на заключение договора (ст. 429.2 ГК РФ), опционного договора (ст. 429.3 ГК РФ), но сохраняющего при этом специфику. Особый смысл использования соглашений о резервировании слотов как особых обязательств предопределен экономическими обстоятельствами и прежде всего высокой стоимостью судов-газовозов ледового класса. На практике заключается договор о резервировании слотов (производственных мощностей для строительства судов) с судостроителем, подыскиваются судовладельцы, с которыми заключаются договоры фрахтования, судовладельцы привлекают финансирование и заключают судостроительные договоры с судостроителями на необходимое количество судов и передают их для целей проектов на условиях тайм-чартера. Договор о резервировании слотов представляет собой соглашение, по которому судостроитель соглашается предоставить фрахтователю опционы в определенном количестве на строительство, спуск на воду, оборудование, оснащение и доставку фрахтователю или его доверенному лицу судов в пределах количества опционов. Фрахтователь имеет право на использование любого количества опционов путем направления соответствующего уведомления судостроителю не позднее крайнего срока использования каждого опциона, после чего стороны в определенный срок заключают контракт на строительство судна с согласованными параметрами. Главное преимущество опционного соглашения заключается в том, что до момента уведомления о намерении использовать опцион фрахтователь не связан обязательствами по заключению договора на строительство судна. Договором может быть предусмотрена определенная плата за резервирование, которая возвращается в случае неиспользования всех или части опционов либо уменьшается пропорционально использованному количеству. Использование меньшего числа опционов, чем согласовано сторонами, может привести к увеличению цены за одну единицу товара, но не влечет за собой применение каких-либо санкций. При этом фрахтователь получает необходимый запас времени для поиска потенциальных судовладельцев и привлечения финансирования строительства судов, будучи при этом уверенным, что необходимые для их постройки в срок производственные мощности зарезервированы судостроителем, а судостроитель получает гарантированную компенсацию в размере платы за резервирование или ее части в случае неиспользования или частичного использования опционов.
Готовое решение: Как составить договор перевозки груза автомобильным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)Электронные перевозочные документы (ЭПД) формируются в информационной системе ЭПД. Грузоотправители, перевозчики, грузополучатели (фрахтователи, фрахтовщики), иные лица, которые заключили с оператором этой системы соглашение об электронном документообороте перевозочных документов, обмениваются такими документами и сведениями, содержащимися в них, через данную систему. Операторы обрабатывают ЭПД и сведения в них и передают их в ГИС ЭПД (п. 32 ч. 1 ст. 2, ч. 2, п. п. 2, 7 ч. 4 ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта).
(КонсультантПлюс, 2025)Электронные перевозочные документы (ЭПД) формируются в информационной системе ЭПД. Грузоотправители, перевозчики, грузополучатели (фрахтователи, фрахтовщики), иные лица, которые заключили с оператором этой системы соглашение об электронном документообороте перевозочных документов, обмениваются такими документами и сведениями, содержащимися в них, через данную систему. Операторы обрабатывают ЭПД и сведения в них и передают их в ГИС ЭПД (п. 32 ч. 1 ст. 2, ч. 2, п. п. 2, 7 ч. 4 ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта).
Статья: (Анти)санкционные оговорки в международных коммерческих контрактах
(Старженецкий В.В., Багрова Я.А.)
("Закон", 2023, N 7)В рассматриваемом контексте интересен спор между датским фрахтователем MUR Shipping BV и джерсийским судовладельцем RTI Ltd, который рассматривался в арбитраже, а затем судами Великобритании. Через два года после заключения между сторонами спора договора фрахтования материнская компания RTI Ltd ("Русал") попала под санкции США, в связи с чем фрахтователь направил уведомление о форс-мажоре и приостановлении исполнения контракта в связи с невозможностью выплаты в долларах. В договоре не было санкционной оговорки, но было положение о возможности перевода расчетов по контракту в евро при согласии судовладельца. По этой причине судовладелец направил возражения на уведомление, указав, что выплата может быть произведена в евро. После этого фрахтователь обратился в арбитраж с требованием о признании действительности уведомления. Арбитраж пришел к выводу о том, что MUR Shipping BV не имел права опираться на положение о форс-мажоре, так как мог осуществить исполнение в евро. Решение арбитражного трибунала было оспорено, но в итоге апелляционный суд согласился с арбитражным трибуналом и оставил вынесенное решение в силе <54>. В частности, суд отметил, что контракт предусматривал возникновение форс-мажора лишь в том случае, когда обстоятельство не могло быть преодолено разумными усилиями стороны (It cannot be overcome by reasonable endeavors from the Party affected). Суд также подчеркнул, что платежные обязательства сторон нацелены на получение необходимой денежной суммы в нужное время <55>, и предложенное решение (переход на оплату в евро) отражает разумные усилия судовладельца, направленные на предотвращение возникновения форс-мажора.
(Старженецкий В.В., Багрова Я.А.)
("Закон", 2023, N 7)В рассматриваемом контексте интересен спор между датским фрахтователем MUR Shipping BV и джерсийским судовладельцем RTI Ltd, который рассматривался в арбитраже, а затем судами Великобритании. Через два года после заключения между сторонами спора договора фрахтования материнская компания RTI Ltd ("Русал") попала под санкции США, в связи с чем фрахтователь направил уведомление о форс-мажоре и приостановлении исполнения контракта в связи с невозможностью выплаты в долларах. В договоре не было санкционной оговорки, но было положение о возможности перевода расчетов по контракту в евро при согласии судовладельца. По этой причине судовладелец направил возражения на уведомление, указав, что выплата может быть произведена в евро. После этого фрахтователь обратился в арбитраж с требованием о признании действительности уведомления. Арбитраж пришел к выводу о том, что MUR Shipping BV не имел права опираться на положение о форс-мажоре, так как мог осуществить исполнение в евро. Решение арбитражного трибунала было оспорено, но в итоге апелляционный суд согласился с арбитражным трибуналом и оставил вынесенное решение в силе <54>. В частности, суд отметил, что контракт предусматривал возникновение форс-мажора лишь в том случае, когда обстоятельство не могло быть преодолено разумными усилиями стороны (It cannot be overcome by reasonable endeavors from the Party affected). Суд также подчеркнул, что платежные обязательства сторон нацелены на получение необходимой денежной суммы в нужное время <55>, и предложенное решение (переход на оплату в евро) отражает разумные усилия судовладельца, направленные на предотвращение возникновения форс-мажора.