Фрахтование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Фрахтование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил перевозки людей
(КонсультантПлюс, 2025)у водителя, перевозившего детей автобусом, не было договора фрахтования, но это не повлекло нарушение Правил организованной перевозки группы детей автобусами, т.к. перевозка осуществлялась не по договору фрахтования
(КонсультантПлюс, 2025)у водителя, перевозившего детей автобусом, не было договора фрахтования, но это не повлекло нарушение Правил организованной перевозки группы детей автобусами, т.к. перевозка осуществлялась не по договору фрахтования
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 787 "Договор фрахтования" ГК РФ"Договор фрахтования как перевозка (ст. 787 ГК РФ), это обязательство, по которому фрахтовщик передает фрахтователю не транспортное средство, а его вместимость на один или несколько рейсов, которое следует по определенному маршруту, определяемому перевозчиком и осуществляет перевозку пассажиров в пункт назначения. Это означает только то, что за фрахтователем резервируется место для пассажиров, багажа при сохранении в неизменном виде существа обязательства по их перевозке в пункт назначения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретный порядок организации ежегодного обучения водителей в автотранспортных предприятиях законом не определен. Вы можете направлять водителей на ежегодное обучение, например, в лицензированный учебный центр. Но можете проводить такое обучение непосредственно в вашей организации, это не запрещено. Тогда порядок организации обучения рекомендуем предусмотреть в локальном нормативном акте. Учтите, что вы обязаны обеспечивать соответствие водителей установленным Профессиональным и квалификационным требованиям только в определенных случаях. Например, если ваша организация занимается перевозкой пассажиров на основании договора перевозки или фрахтования. Это следует из ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ, абз. 1, 2 п. 1, абз. 1, 6 п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 91 Закона об образовании, п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, Писем Минтранса России от 12.03.2020 N ДЗ-511-ПГ и от 17.03.2017 N 03-525ПГ.
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретный порядок организации ежегодного обучения водителей в автотранспортных предприятиях законом не определен. Вы можете направлять водителей на ежегодное обучение, например, в лицензированный учебный центр. Но можете проводить такое обучение непосредственно в вашей организации, это не запрещено. Тогда порядок организации обучения рекомендуем предусмотреть в локальном нормативном акте. Учтите, что вы обязаны обеспечивать соответствие водителей установленным Профессиональным и квалификационным требованиям только в определенных случаях. Например, если ваша организация занимается перевозкой пассажиров на основании договора перевозки или фрахтования. Это следует из ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ, абз. 1, 2 п. 1, абз. 1, 6 п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 91 Закона об образовании, п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, Писем Минтранса России от 12.03.2020 N ДЗ-511-ПГ и от 17.03.2017 N 03-525ПГ.
Статья: Определение правовой природы и соотношения чартера и фрахтования через сравнительное исследование терминологии
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В понимании ст. 787 ГК РФ фрахтование - это договор перевозки, по которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Вместе с тем ГК РФ оперирует и другим схожим термином - "фрахтование на время", который относится к ст. 632 ГК РФ и обозначает аренду транспортного средства с экипажем. Термин "чартер" ГК РФ прямо приравнивает к договору фрахтования (ст. 787).
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В понимании ст. 787 ГК РФ фрахтование - это договор перевозки, по которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Вместе с тем ГК РФ оперирует и другим схожим термином - "фрахтование на время", который относится к ст. 632 ГК РФ и обозначает аренду транспортного средства с экипажем. Термин "чартер" ГК РФ прямо приравнивает к договору фрахтования (ст. 787).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 787. Договор фрахтования
(ред. от 24.06.2025)Статья 787. Договор фрахтования
Статья: Место договора фрахтования легкового такси в системе договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного либо нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Про регулярность либо нерегулярность перевозок здесь напрямую речь не идет. Единственное, что может хоть как-то свидетельствовать о нерегулярности как признаке фрахтования, это указание на возможность предоставления транспортного средства на один рейс. Но следует ли из этого, что абсолютно все договоры фрахтования применимы только к нерегулярным перевозкам? Такое мнение неоднократно высказывалось в литературе применительно к различным видам транспорта <2>. Однако относительно истинности данной позиции можно высказать следующие возражения:
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного либо нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Про регулярность либо нерегулярность перевозок здесь напрямую речь не идет. Единственное, что может хоть как-то свидетельствовать о нерегулярности как признаке фрахтования, это указание на возможность предоставления транспортного средства на один рейс. Но следует ли из этого, что абсолютно все договоры фрахтования применимы только к нерегулярным перевозкам? Такое мнение неоднократно высказывалось в литературе применительно к различным видам транспорта <2>. Однако относительно истинности данной позиции можно высказать следующие возражения:
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Морское судно использовалось для производства работ (морских операций) на территории Туркменистана. Основная цель фрахтования судна - это выполнение морских операций по установке стационарной нефтедобывающей платформы в территориальных водах Туркменистана. Налоговый орган посчитал, что морское судно использовалось в России, и начислил арендатору налог. В качестве доказательства использования морского судна в России инспекция привела данные о фактическом местонахождении судна после его приемки во фрахт, а также его приемке из фрахта в России.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Морское судно использовалось для производства работ (морских операций) на территории Туркменистана. Основная цель фрахтования судна - это выполнение морских операций по установке стационарной нефтедобывающей платформы в территориальных водах Туркменистана. Налоговый орган посчитал, что морское судно использовалось в России, и начислил арендатору налог. В качестве доказательства использования морского судна в России инспекция привела данные о фактическом местонахождении судна после его приемки во фрахт, а также его приемке из фрахта в России.
Статья: Некоторые аспекты порядка заключения, исполнения и прекращения договоров перевозки автомобильным транспортом
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)В ст. 31 УАТ РФ определены особенности заключения договора перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Законодателем для правового оформления соответствующих отношений сторон применяется конструкция договора фрахтования. Преимуществом этого варианта являются следующие соображения:
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)В ст. 31 УАТ РФ определены особенности заключения договора перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Законодателем для правового оформления соответствующих отношений сторон применяется конструкция договора фрахтования. Преимуществом этого варианта являются следующие соображения:
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Монреальская конвенция (п. 4 ст. 1) устанавливает, что ее положения применяются также к так называемым фактическим перевозчикам, то есть к лицам, осуществляющим воздушную перевозку по договору чартера. Из этого же исходит и Варшавская система в силу Гвадалахарской конвенции.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Монреальская конвенция (п. 4 ст. 1) устанавливает, что ее положения применяются также к так называемым фактическим перевозчикам, то есть к лицам, осуществляющим воздушную перевозку по договору чартера. Из этого же исходит и Варшавская система в силу Гвадалахарской конвенции.
Статья: Проблемы классификации и наименования договоров, связанных с морскими перевозками
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Первым и наиболее распространенным видом морских чартеров является тайм-чартер - это предоставление вместимости судна, а также услуг экипажа на определенный срок. Маршрут выбирает фрахтователь, однако судно остается под контролем фрахтовщика: он содержит экипаж и оплачивает постоянные издержки. Фрахтователь же принимает на себя переменные издержки, такие как стоимость горюче-смазочных материалов, воды, пошлины, а также риск повышения цен на указанные позиции. За повреждение судна ответственность несет фрахтователь, но только при наличии его вины. Относительно природы данного договора в отечественной цивилистике по сей день ведутся серьезные дискуссии, однако наиболее обоснованное, на наш взгляд, мнение состоит в том, что данный договор можно определить как аренду транспортного средства с предоставлением услуг экипажа <8>. Для тайм-чартера КТМ РФ предусматривает отдельную X главу.
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Первым и наиболее распространенным видом морских чартеров является тайм-чартер - это предоставление вместимости судна, а также услуг экипажа на определенный срок. Маршрут выбирает фрахтователь, однако судно остается под контролем фрахтовщика: он содержит экипаж и оплачивает постоянные издержки. Фрахтователь же принимает на себя переменные издержки, такие как стоимость горюче-смазочных материалов, воды, пошлины, а также риск повышения цен на указанные позиции. За повреждение судна ответственность несет фрахтователь, но только при наличии его вины. Относительно природы данного договора в отечественной цивилистике по сей день ведутся серьезные дискуссии, однако наиболее обоснованное, на наш взгляд, мнение состоит в том, что данный договор можно определить как аренду транспортного средства с предоставлением услуг экипажа <8>. Для тайм-чартера КТМ РФ предусматривает отдельную X главу.
Готовое решение: В каких случаях можно заключить договор безвозмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что в законе не указано, что следует понимать под оказанием транспортных услуг. На практике под этим могут подразумеваться разные договоры, в том числе перевозки, транспортной экспедиции, аренды ТС с экипажем, фрахтования. Если ваш договор соответствует модели этих договоров, то учтите, что указанные договоры предполагаются возмездными. Такой вывод можно сделать из анализа ст. 632, п. 1 ст. 784, п. 1 ст. 785, п. 1 ст. 786, ст. 787, п. 1 ст. 790, п. 1 ст. 801 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что в законе не указано, что следует понимать под оказанием транспортных услуг. На практике под этим могут подразумеваться разные договоры, в том числе перевозки, транспортной экспедиции, аренды ТС с экипажем, фрахтования. Если ваш договор соответствует модели этих договоров, то учтите, что указанные договоры предполагаются возмездными. Такой вывод можно сделать из анализа ст. 632, п. 1 ст. 784, п. 1 ст. 785, п. 1 ст. 786, ст. 787, п. 1 ст. 790, п. 1 ст. 801 ГК РФ.