Фотография как объект автОрского права
Подборка наиболее важных документов по запросу Фотография как объект автОрского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 152.1 "Охрана изображения гражданина" ГК РФ"Действия по обнародованию и использованию изображения гражданина, запечатленного на фотографии, согласно действующему законодательству, не влияют на правовую охрану этой фотографии как объекта авторского права и на презумпцию творческого характера труда, в процессе которого было создано это фотографическое произведение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Фотографические произведения в российской и зарубежной практике: авторско-правовой аспект
(Чинчевич Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В то же время интересным представляется вопрос, является ли фотоснимок объектом авторских прав или просто информацией, которая в соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ не охраняется ч. 4 ГК РФ. Получит ли соответствующую правовую охрану снимок с камеры видеорегистратора, фотография товара, который выставляется на продажу через сайты объявлений, фотография, иллюстрирующая новостную статью, рентген снимок и пр.
(Чинчевич Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)В то же время интересным представляется вопрос, является ли фотоснимок объектом авторских прав или просто информацией, которая в соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ не охраняется ч. 4 ГК РФ. Получит ли соответствующую правовую охрану снимок с камеры видеорегистратора, фотография товара, который выставляется на продажу через сайты объявлений, фотография, иллюстрирующая новостную статью, рентген снимок и пр.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
(ред. от 23.07.2025)1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Таким образом, в соответствии с германской доктриной не приобретут правовой охраны в качестве объекта авторского права фотографии протокольного (информационного, технического) характера, например снимки участников конференции или совета директоров, однотипные "туристические" фотографии достопримечательностей, портретные фото для документов либо сделанные папарацци снимки частной жизни кинозвезд, - подобные фотографии по германскому праву будут объектами смежных прав. Но фотографии, в которых отражена индивидуальность авторского восприятия будут признаваться объектами авторского права - фотографическими произведениями. Хотя выявить четкие критерии для отграничения эстетических фото от информационных довольно затруднительно, в реальности эти виды фотографий серьезно различаются.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Таким образом, в соответствии с германской доктриной не приобретут правовой охраны в качестве объекта авторского права фотографии протокольного (информационного, технического) характера, например снимки участников конференции или совета директоров, однотипные "туристические" фотографии достопримечательностей, портретные фото для документов либо сделанные папарацци снимки частной жизни кинозвезд, - подобные фотографии по германскому праву будут объектами смежных прав. Но фотографии, в которых отражена индивидуальность авторского восприятия будут признаваться объектами авторского права - фотографическими произведениями. Хотя выявить четкие критерии для отграничения эстетических фото от информационных довольно затруднительно, в реальности эти виды фотографий серьезно различаются.
Статья: Роль судебной экспертизы в спорах о защите авторских и смежных прав в сети Интернет
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)В отличие от немецкого авторского права российское законодательство или признает фотографию охраноспособным объектом авторского права, или же не признает, относя ее к результату, не созданному творческим трудом автора. Отсутствие установленных критериев творческого вклада автора в создание фотографического произведения означает, что его оценка в качестве индивидуального, своеобразного, неповторимого охраняемого объекта при наличии спора должна проводиться лицом, имеющим специальные познания.
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)В отличие от немецкого авторского права российское законодательство или признает фотографию охраноспособным объектом авторского права, или же не признает, относя ее к результату, не созданному творческим трудом автора. Отсутствие установленных критериев творческого вклада автора в создание фотографического произведения означает, что его оценка в качестве индивидуального, своеобразного, неповторимого охраняемого объекта при наличии спора должна проводиться лицом, имеющим специальные познания.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Гиричева В.В. Проблемы критериев правовой охраны фотографии как объекта авторского права // Международный журнал гуманистических и естественных наук. 2017. N 12. С. 287 - 294; Савина В.С. Особенности правовой охраны фотографий как объектов авторского права в цифровую эпоху // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. N 5. С. 17 - 22; Радецкая М.В. Критерии предоставления авторско-правовой охраны фотографическим произведениям // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 1. С. 35 - 48; Телюкина М.В. Проблемы определения места фотографии в системе объектов гражданских правоотношений // Хозяйство и право. 2018. N 8 (499). С. 21 - 38; Витко В.С. О творческом вкладе фотографа в создание фотографических произведений // Хозяйство и право. 2019. N 8 (511). С. 29 - 38; Рожкова М.А., Исаева О.В. Правовые режимы фотографии в российском праве // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. N 2 (32). С. 55 - 69 и др. авторы.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Гиричева В.В. Проблемы критериев правовой охраны фотографии как объекта авторского права // Международный журнал гуманистических и естественных наук. 2017. N 12. С. 287 - 294; Савина В.С. Особенности правовой охраны фотографий как объектов авторского права в цифровую эпоху // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. N 5. С. 17 - 22; Радецкая М.В. Критерии предоставления авторско-правовой охраны фотографическим произведениям // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 1. С. 35 - 48; Телюкина М.В. Проблемы определения места фотографии в системе объектов гражданских правоотношений // Хозяйство и право. 2018. N 8 (499). С. 21 - 38; Витко В.С. О творческом вкладе фотографа в создание фотографических произведений // Хозяйство и право. 2019. N 8 (511). С. 29 - 38; Рожкова М.А., Исаева О.В. Правовые режимы фотографии в российском праве // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. N 2 (32). С. 55 - 69 и др. авторы.
Статья: К вопросу об охраноспособности фотографий предметов музейной коллекции
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)2) признание фотоснимков объектом авторского права при соблюдении ряда критериев. Считается, что заявление об авторских правах в отношении фотографий музейных коллекций характерно для стран общего права, таких как США, Великобритания, Канада, Австралия [5, p. 45].
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)2) признание фотоснимков объектом авторского права при соблюдении ряда критериев. Считается, что заявление об авторских правах в отношении фотографий музейных коллекций характерно для стран общего права, таких как США, Великобритания, Канада, Австралия [5, p. 45].
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Роль и значение технологических решений в генерации контента позволяет также сопоставить их с фотографическими произведениями. В целом ряде стран распространение норм авторского права на фотографии обусловлено выполнением определенных условий, предусмотренных законом [36]. В требованиях к фотографиям обнаруживается необходимость наличия явной творческой составляющей их создания в виде указания на предоставление охраны только фотографиям - произведениям изобразительного искусства, личного интеллектуального творения (США, Германия и др.), что позволяет делить фотографии, признаваемые объектами авторского права, и так называемые простые фотографии, не признаваемые такими объектами.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Роль и значение технологических решений в генерации контента позволяет также сопоставить их с фотографическими произведениями. В целом ряде стран распространение норм авторского права на фотографии обусловлено выполнением определенных условий, предусмотренных законом [36]. В требованиях к фотографиям обнаруживается необходимость наличия явной творческой составляющей их создания в виде указания на предоставление охраны только фотографиям - произведениям изобразительного искусства, личного интеллектуального творения (США, Германия и др.), что позволяет делить фотографии, признаваемые объектами авторского права, и так называемые простые фотографии, не признаваемые такими объектами.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Суды отклонили доводы ответчика о том, что спорная фотография не обладает признаками объекта авторского или исключительного права. Действующее законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографии объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны. Автор (фотограф) уже в силу самого факта создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения и ценности.
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Суды отклонили доводы ответчика о том, что спорная фотография не обладает признаками объекта авторского или исключительного права. Действующее законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографии объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны. Автор (фотограф) уже в силу самого факта создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения и ценности.
Статья: Защита прав на фотографии в сети Интернет: Россия и Германия
(Сидорина Н.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)Для эффективного применения правовых мер защиты, доступных авторам фотографий, необходимо прежде всего установить, какие именно объекты относятся к фотографиям и какие лица могут получить защиту как автор фотографии. Научный интерес в данном контексте представляет исследование различий и общей логики развития концепции фотографии как объекта авторских прав в России и Германии, а также ретроспективы судебной практики, касающейся тех мер защиты, которые могут быть применимы для фотографий и произведений фотографического искусства.
(Сидорина Н.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)Для эффективного применения правовых мер защиты, доступных авторам фотографий, необходимо прежде всего установить, какие именно объекты относятся к фотографиям и какие лица могут получить защиту как автор фотографии. Научный интерес в данном контексте представляет исследование различий и общей логики развития концепции фотографии как объекта авторских прав в России и Германии, а также ретроспективы судебной практики, касающейся тех мер защиты, которые могут быть применимы для фотографий и произведений фотографического искусства.
Статья: Защита права на изображение гражданина при использовании фото- и видеоматериалов в СМИ
(Калугина А.Е.)
("Цивилист", 2025, N 3)<1> См.: Фотография как объект авторского права. Ответственность за незаконное использование фотографий: анализ судебной практики: Аналитический отчет / RTM Group. М., 2024.
(Калугина А.Е.)
("Цивилист", 2025, N 3)<1> См.: Фотография как объект авторского права. Ответственность за незаконное использование фотографий: анализ судебной практики: Аналитический отчет / RTM Group. М., 2024.
Статья: Извольте уплатить компенсацию за нарушение исключительного права на фотографическое произведение
(Новикова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)2) Суд учел, что в Правилах перепечатки и использования материалов сайта, размещенных в издаваемых им сетевых изданиях, истец не установил запрет на использование фотографий и других объектов авторского права, правообладателем которых является общество, не требует своего согласия на их использование - при условии указания третьими лицами правообладателя, автора спорной фотографии и публикации ссылки на источник использования.
(Новикова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)2) Суд учел, что в Правилах перепечатки и использования материалов сайта, размещенных в издаваемых им сетевых изданиях, истец не установил запрет на использование фотографий и других объектов авторского права, правообладателем которых является общество, не требует своего согласия на их использование - при условии указания третьими лицами правообладателя, автора спорной фотографии и публикации ссылки на источник использования.
Статья: Извольте уплатить компенсацию за нарушение исключительного права на фотографическое произведение
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 6)<11> 1) Подтверждено исключительное право истца на спорное фото, являющееся служебным произведением. 2) Суд учел, что в Правилах перепечатки и использования материалов сайта, размещенных в издаваемых им сетевых изданиях, истец не установил запрет на использование фотографий и других объектов авторского права, правообладателем которых является общество, не требует своего согласия на их использование - при условии указания третьими лицами правообладателя, автора спорной фотографии и публикации ссылки на источник использования.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 6)<11> 1) Подтверждено исключительное право истца на спорное фото, являющееся служебным произведением. 2) Суд учел, что в Правилах перепечатки и использования материалов сайта, размещенных в издаваемых им сетевых изданиях, истец не установил запрет на использование фотографий и других объектов авторского права, правообладателем которых является общество, не требует своего согласия на их использование - при условии указания третьими лицами правообладателя, автора спорной фотографии и публикации ссылки на источник использования.