Форс мажор акты государственных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Форс мажор акты государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд: Подрядчик не смог выполнить работы по не зависящим от него причинам. Подрядчик хочет взыскать понесенные расходы
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчиком во исполнение договора подряда понесены расходы. Невозможность исполнения договора, по мнению Подрядчика, возникла по не зависящим от него причинам (издание акта органа государственной власти, который делает невозможным исполнение обязательства; наступление форс-мажорных обстоятельств; неисполнение встречных обязательств по договору Заказчиком и т.п.). Заказчик не возместил понесенные расходы.
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчиком во исполнение договора подряда понесены расходы. Невозможность исполнения договора, по мнению Подрядчика, возникла по не зависящим от него причинам (издание акта органа государственной власти, который делает невозможным исполнение обязательства; наступление форс-мажорных обстоятельств; неисполнение встречных обязательств по договору Заказчиком и т.п.). Заказчик не возместил понесенные расходы.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2024 N 11АП-17174/2024 по делу N А55-14506/2024
Требование: О признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Таким образом, издание акта государственного органа не является обстоятельством непреодолимой силы в смысле и значении, установленном статьей 401 ГК РФ.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Таким образом, издание акта государственного органа не является обстоятельством непреодолимой силы в смысле и значении, установленном статьей 401 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажоре) в контрактной системе
(Удалихин А.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 12)Ведя речь о правовых актах, следует отметить, что многие заказчики в проектах контрактов указывают, что принятие нормативных правовых актов является действием непреодолимой силы. Вместе с тем автором выявлена судебная практика, указывающая на то, что вступление в силу каких-либо нормативных актов государственных органов не относится к форс-мажору.
(Удалихин А.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 12)Ведя речь о правовых актах, следует отметить, что многие заказчики в проектах контрактов указывают, что принятие нормативных правовых актов является действием непреодолимой силы. Вместе с тем автором выявлена судебная практика, указывающая на то, что вступление в силу каких-либо нормативных актов государственных органов не относится к форс-мажору.
Статья: Временная юридическая невозможность в российской судебной практике
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Хотя нельзя не отметить, что в судебной практике встречаются более жесткие позиции, согласно которым "издание акта государственного органа не является обстоятельством непреодолимой силы" <155>, "финансовые санкции напрямую не относятся ни к форс-мажору (ст. 401 ГК РФ), ни к существенным изменениям обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), а квалифицируются как элемент предпринимательского риска" <156>. В таком случае даже попытки заменить поставляемое оборудование другим не позволят стороне защититься от несения ответственности <157>. В одном из дел суд отметил, что поставщиком выступает ответчик, находящийся на территории Российской Федерации (Белгородская область). То обстоятельство, что поставляемые товары заказаны поставщиком у общества с ограниченной ответственностью "Союз-Спецтехника", находящегося на территории Украины, относится к его коммерческому риску <158>. В некоторых случаях суды прямо указывают, что при возникновении обстоятельств непреодолимой силы возможность замены оборудования иным аналогичным, в том числе произведенным в другой стране, договором не предусмотрена <159>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Хотя нельзя не отметить, что в судебной практике встречаются более жесткие позиции, согласно которым "издание акта государственного органа не является обстоятельством непреодолимой силы" <155>, "финансовые санкции напрямую не относятся ни к форс-мажору (ст. 401 ГК РФ), ни к существенным изменениям обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), а квалифицируются как элемент предпринимательского риска" <156>. В таком случае даже попытки заменить поставляемое оборудование другим не позволят стороне защититься от несения ответственности <157>. В одном из дел суд отметил, что поставщиком выступает ответчик, находящийся на территории Российской Федерации (Белгородская область). То обстоятельство, что поставляемые товары заказаны поставщиком у общества с ограниченной ответственностью "Союз-Спецтехника", находящегося на территории Украины, относится к его коммерческому риску <158>. В некоторых случаях суды прямо указывают, что при возникновении обстоятельств непреодолимой силы возможность замены оборудования иным аналогичным, в том числе произведенным в другой стране, договором не предусмотрена <159>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2. К заявлению страхователя о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 4 статьи 26.2 настоящего Федерального закона, прилагаются заключение о факте наступления в отношении страхователя обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для обращения страхователя с этим заявлением, и акт оценки причиненного страхователю ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2. К заявлению страхователя о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 4 статьи 26.2 настоящего Федерального закона, прилагаются заключение о факте наступления в отношении страхователя обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для обращения страхователя с этим заявлением, и акт оценки причиненного страхователю ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 7: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно - то при каких условиях?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 7: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно - то при каких условиях?
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Определенные сложности в толковании возникают и тогда, когда стороны включили в такой договорный список форс-мажора обстоятельство, которое может с учетом конкретных обстоятельств как квалифицироваться в качестве непреодолимой силы, так и нет. Например, речь может идти о включении в данный список таких обстоятельств, как пожар, эмбарго, запретительные акты государственных органов и т.п. Пожар мог случиться в сценарии "горит тайга и эвакуируются города" (вероятное признание непреодолимой силой), так и в сценарии "сотрудник бросил окурок в мусорный контейнер в офисе" (объективно непреодолимая сила отсутствует). Эмбарго же могло быть вполне предвидимым в момент заключения договора, и риск его введения мог быть учтен в цене договора, и тогда объективных условий его квалифицировать как непреодолимую силу нет. Запретительные акты государственных органов могут быть разными: так, речь могла идти об административном приостановлении деятельности должника в связи с тем или иным нарушением санитарного законодательства, и тогда, естественно, объективно непреодолимой силы здесь нет.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Определенные сложности в толковании возникают и тогда, когда стороны включили в такой договорный список форс-мажора обстоятельство, которое может с учетом конкретных обстоятельств как квалифицироваться в качестве непреодолимой силы, так и нет. Например, речь может идти о включении в данный список таких обстоятельств, как пожар, эмбарго, запретительные акты государственных органов и т.п. Пожар мог случиться в сценарии "горит тайга и эвакуируются города" (вероятное признание непреодолимой силой), так и в сценарии "сотрудник бросил окурок в мусорный контейнер в офисе" (объективно непреодолимая сила отсутствует). Эмбарго же могло быть вполне предвидимым в момент заключения договора, и риск его введения мог быть учтен в цене договора, и тогда объективных условий его квалифицировать как непреодолимую силу нет. Запретительные акты государственных органов могут быть разными: так, речь могла идти об административном приостановлении деятельности должника в связи с тем или иным нарушением санитарного законодательства, и тогда, естественно, объективно непреодолимой силы здесь нет.
Готовое решение: Какую ответственность сторон предусмотреть в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить и которые возникли после заключения Договора в результате чрезвычайных ситуаций, таких как: наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов;
(КонсультантПлюс, 2025)вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить и которые возникли после заключения Договора в результате чрезвычайных ситуаций, таких как: наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов;
Статья: Система межбанковских финансовых коммуникаций СВИФТ: правовой статус, правосубъектность, санкционный потенциал
(Кудряшов В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются:
(Кудряшов В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются:
Вопрос: В 2019 г. банк признал и списал с баланса безнадежную задолженность по кредитам физических лиц. При этом самого факта прекращения долга не было. По истечении пяти лет задолженность списывается с внебалансового учета. Возникает ли у физических лиц налогооблагаемый доход?
(Консультация эксперта, 2023)- прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ). Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Сторона освобождается от возмещения убытков или уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения обязательства ввиду непреодолимой силы (ст. ст. 401, 405, 406, 417 ГК РФ) (п. 38 Постановления N 6);
(Консультация эксперта, 2023)- прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ). Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Сторона освобождается от возмещения убытков или уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения обязательства ввиду непреодолимой силы (ст. ст. 401, 405, 406, 417 ГК РФ) (п. 38 Постановления N 6);
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Несет ли ответственность продавец по договору купли-продажи, если у покупателя изъяли товар
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку согласно пункту 8.1 договора стороны не несут ответственность за неисполнение обязательств, если объективная невозможность исполнения явилась следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе издания актов государственных органов, апелляционным судом сделан вывод о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Несет ли ответственность продавец по договору купли-продажи, если у покупателя изъяли товар
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку согласно пункту 8.1 договора стороны не несут ответственность за неисполнение обязательств, если объективная невозможность исполнения явилась следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе издания актов государственных органов, апелляционным судом сделан вывод о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Вопрос: Об определении перечня обстоятельств непреодолимой силы, включаемых в правовой акт, регулирующий предоставление субсидии из бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-14/115819)Учитывая, что законодательством Российской Федерации не предусмотрен конкретный перечень обстоятельств непреодолимой силы, по мнению Департамента, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) вправе определить перечень обстоятельств непреодолимой силы соответствующими правовыми актами с учетом особенностей предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-14/115819)Учитывая, что законодательством Российской Федерации не предусмотрен конкретный перечень обстоятельств непреодолимой силы, по мнению Департамента, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) вправе определить перечень обстоятельств непреодолимой силы соответствующими правовыми актами с учетом особенностей предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Статья: Освобождение от ответственности при нарушении договора международной купли-продажи товаров
(Комаров А.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Распространенным в арбитражной практике является вопрос о так называемом юридическом форс-мажоре. Нередко исполнение обязательств невозможно или существенно затруднено в связи с запретительными или ограничительными актами государственной власти. Всякий раз решение во многом предопределяется конкретными обстоятельствами, в которых происходило заключение сделки и дальнейшее исполнение сторонами сделки своих обязательств. Акты органов государственной власти, имеющие общий характер, обычно признавались форс-мажором, но, в свою очередь, такие обстоятельства, как неполучение одной из сторон необходимой экспортной или импортной лицензии, чаще всего не рассматривались как основание для освобождения от ответственности.
(Комаров А.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Распространенным в арбитражной практике является вопрос о так называемом юридическом форс-мажоре. Нередко исполнение обязательств невозможно или существенно затруднено в связи с запретительными или ограничительными актами государственной власти. Всякий раз решение во многом предопределяется конкретными обстоятельствами, в которых происходило заключение сделки и дальнейшее исполнение сторонами сделки своих обязательств. Акты органов государственной власти, имеющие общий характер, обычно признавались форс-мажором, но, в свою очередь, такие обстоятельства, как неполучение одной из сторон необходимой экспортной или импортной лицензии, чаще всего не рассматривались как основание для освобождения от ответственности.
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)По мнению Верховного Суда РФ, наступление обстоятельств непреодолимой силы не прекращает обязательство должника, если его можно исполнить после их прекращения. Если такие обстоятельства и (или) принятие в связи с ними актов органов госвласти, местного самоуправления привели к полной или частичной объективной неустранимой невозможности исполнить обязательство, оно прекращается полностью или частично на основании ст. ст. 416, 417 ГК РФ (Обзор по отдельным вопросам судебной практики N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)).
(КонсультантПлюс, 2022)По мнению Верховного Суда РФ, наступление обстоятельств непреодолимой силы не прекращает обязательство должника, если его можно исполнить после их прекращения. Если такие обстоятельства и (или) принятие в связи с ними актов органов госвласти, местного самоуправления привели к полной или частичной объективной неустранимой невозможности исполнить обязательство, оно прекращается полностью или частично на основании ст. ст. 416, 417 ГК РФ (Обзор по отдельным вопросам судебной практики N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)).
Готовое решение: При каких условиях прекращается банковская гарантия
(КонсультантПлюс, 2025)обязательства гаранта перед бенефициаром невозможно исполнить, в том числе из-за издания акта органа государственной власти или местного самоуправления (п. 1 ст. 416, п. 1 ст. 417 ГК РФ). Обратите внимание: обстоятельства непреодолимой силы не прекращают обязательства, которые можно исполнить после того, как такие обстоятельства отпали (см. Позицию ВС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)обязательства гаранта перед бенефициаром невозможно исполнить, в том числе из-за издания акта органа государственной власти или местного самоуправления (п. 1 ст. 416, п. 1 ст. 417 ГК РФ). Обратите внимание: обстоятельства непреодолимой силы не прекращают обязательства, которые можно исполнить после того, как такие обстоятельства отпали (см. Позицию ВС РФ).
Статья: Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях"
(Володина И.)
("Трудовое право", 2021, N 4)Появился и отдельный вид временного перевода на дистанционную работу в исключительных случаях, например, эпидемия, катастрофа, несчастный случай на производстве, решение государственного или муниципального органа и иные (перечень является открытым). При этом в обстоятельствах форс-мажора достаточно будет локального акта (приказа), с которым нужно ознакомить работника под роспись. Согласие работника на такой перевод не требуется.
(Володина И.)
("Трудовое право", 2021, N 4)Появился и отдельный вид временного перевода на дистанционную работу в исключительных случаях, например, эпидемия, катастрофа, несчастный случай на производстве, решение государственного или муниципального органа и иные (перечень является открытым). При этом в обстоятельствах форс-мажора достаточно будет локального акта (приказа), с которым нужно ознакомить работника под роспись. Согласие работника на такой перевод не требуется.