Формы социального партнерства
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы социального партнерства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 27. Формы социального партнерства
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 27. Формы социального партнерства
Статья: Социальная ответственность в контексте конституционных принципов свободы труда, солидарности и социального партнерства
(Сагандыков М.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В рыночных отношениях хозяйствующие субъекты, возможно, более приспособлены для реализации социальной политики, чем само государство. Предприятия, будучи наиболее организованными участниками рынка <20>, могут стать исполнителем некоторых задач социальной политики <21>. Так, меры поддержки, связанные, например, с рождением детей, предлагают для своих работников некоторые работодатели <22>. Государство могло бы участвовать в заключении соглашений, которыми предусматривалось бы увеличение соответствующих выплат со стороны государства при условии, что такие выплаты гарантирует также работодатель, а работник соответствует определенным критериям, которые интересны как государству, так и работодателю. Разные варианты государственного участия в социальной поддержке вместе с работодателем будут нацелены на решение важных задач (стабилизация трудовых отношений, легальная занятость, "белые" заработные платы, сохранение квалифицированных кадров в России и в отдельных отраслях экономики, обеспечение дисциплины труда на предприятии и другие). Не нужно требовать от работодателя "бескорыстной" помощи работникам. Это только порождает иждивенчество со стороны последних. Помощь в обмен на добросовестный труд - это в интересах всех субъектов, в том числе государства. Безусловно, подобные меры требуют учета многих факторов и изменения нормативных требований. Необходимо учитывать дополнительные, не предвиденные изначально расходы в бюджете, требуют изменения формы социального партнерства для наделения государства возможностью участвовать в коллективных договорах, имеются и другие вопросы, на которые пока нет ответов. Для государства участие в подобных программах вместе с работодателем - один из немногих оставшихся способов активизации не работающего пока населения для осуществления ими общественно-полезной деятельности в условиях дефицита рабочей силы в нашей стране.
(Сагандыков М.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В рыночных отношениях хозяйствующие субъекты, возможно, более приспособлены для реализации социальной политики, чем само государство. Предприятия, будучи наиболее организованными участниками рынка <20>, могут стать исполнителем некоторых задач социальной политики <21>. Так, меры поддержки, связанные, например, с рождением детей, предлагают для своих работников некоторые работодатели <22>. Государство могло бы участвовать в заключении соглашений, которыми предусматривалось бы увеличение соответствующих выплат со стороны государства при условии, что такие выплаты гарантирует также работодатель, а работник соответствует определенным критериям, которые интересны как государству, так и работодателю. Разные варианты государственного участия в социальной поддержке вместе с работодателем будут нацелены на решение важных задач (стабилизация трудовых отношений, легальная занятость, "белые" заработные платы, сохранение квалифицированных кадров в России и в отдельных отраслях экономики, обеспечение дисциплины труда на предприятии и другие). Не нужно требовать от работодателя "бескорыстной" помощи работникам. Это только порождает иждивенчество со стороны последних. Помощь в обмен на добросовестный труд - это в интересах всех субъектов, в том числе государства. Безусловно, подобные меры требуют учета многих факторов и изменения нормативных требований. Необходимо учитывать дополнительные, не предвиденные изначально расходы в бюджете, требуют изменения формы социального партнерства для наделения государства возможностью участвовать в коллективных договорах, имеются и другие вопросы, на которые пока нет ответов. Для государства участие в подобных программах вместе с работодателем - один из немногих оставшихся способов активизации не работающего пока населения для осуществления ими общественно-полезной деятельности в условиях дефицита рабочей силы в нашей стране.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 27. Формы социального партнерства
(ред. от 29.09.2025)Статья 27. Формы социального партнерства
"Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан"
(утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики.
(утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики.
Статья: Общественная и (или) публичная власть: проблема соотношения в контексте конституционной реформы 2020 г.
(Маркова Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<28> Чеботарев Г.Н. Общественные обсуждения, общественные публичные слушания как форма социального партнерства институтов гражданского общества и органов публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 9. С. 35 - 38; Комарова В.В. Органы публичной власти и субъекты гражданского общества: правовое оформление взаимодействия // Система органов публичной власти: сб. науч. работ / сост., отв. ред. В.В. Комарова, В.В. Невинский, М.А. Осавелюк. Т. III. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 317.
(Маркова Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<28> Чеботарев Г.Н. Общественные обсуждения, общественные публичные слушания как форма социального партнерства институтов гражданского общества и органов публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 9. С. 35 - 38; Комарова В.В. Органы публичной власти и субъекты гражданского общества: правовое оформление взаимодействия // Система органов публичной власти: сб. науч. работ / сост., отв. ред. В.В. Комарова, В.В. Невинский, М.А. Осавелюк. Т. III. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 317.
Статья: Коллективный договор как организационно-правовой документ
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)В современной сфере труда подготовка и заключение коллективных договоров является одной из важных форм социального партнерства между работниками и работодателем.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)В современной сфере труда подготовка и заключение коллективных договоров является одной из важных форм социального партнерства между работниками и работодателем.
Статья: Инициатива ЕС по правовому регулированию труда работников цифровых платформ
(Цветков В.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В части взаимодействия с представительными органами работников Директива не привносит ничего нового: обязанность участвовать во всех формах социального партнерства, уже предусмотренная на уровне ЕС, распространяется также на цифровые платформы без исключения.
(Цветков В.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В части взаимодействия с представительными органами работников Директива не привносит ничего нового: обязанность участвовать во всех формах социального партнерства, уже предусмотренная на уровне ЕС, распространяется также на цифровые платформы без исключения.
Статья: Предпосылки и особенности проявления дифференциации в правовом регулировании труда работников обособленных структурных подразделений организаций
(Парамонова С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)В России потребность объединения нормативных положений о труде работников обособленных структурных подразделений организаций в отдельную главу разд. XII ТК РФ объективно назрела. Объединение позволит избавить общие положения от обилия повторений и уточнений, а значит, облегчит правовой материал, сделает его удобным для применения. Кроме того, без ущерба общим и особенным положениям объединение, высветив точки совершенствования, поспособствует решению тех вопросов, которые пока ускользнули от взгляда законодателя. Например, имеет смысл решить такие вопросы, как порядок определения и работы представительного органа работников особого подразделения, локальное нормотворчество в особом подразделении, обеспечение равномерной доступности для работников особого подразделения всех форм социального партнерства, изменение трудовых договоров, в том числе при изменении места расположения особого подразделения, и др.
(Парамонова С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)В России потребность объединения нормативных положений о труде работников обособленных структурных подразделений организаций в отдельную главу разд. XII ТК РФ объективно назрела. Объединение позволит избавить общие положения от обилия повторений и уточнений, а значит, облегчит правовой материал, сделает его удобным для применения. Кроме того, без ущерба общим и особенным положениям объединение, высветив точки совершенствования, поспособствует решению тех вопросов, которые пока ускользнули от взгляда законодателя. Например, имеет смысл решить такие вопросы, как порядок определения и работы представительного органа работников особого подразделения, локальное нормотворчество в особом подразделении, обеспечение равномерной доступности для работников особого подразделения всех форм социального партнерства, изменение трудовых договоров, в том числе при изменении места расположения особого подразделения, и др.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для преодоления сложившейся ситуации необходимы разработка и принятие иных механизмов региональной дифференциации заработной платы работников регионов с неблагоприятными климатическими условиями. В законодательстве следует установить минимальный стандарт гарантий и компенсаций для всех лиц, работающих в таких регионах, в том числе и для тех, кто относится к бюджетной сфере финансирования, чтобы они не остались вне сферы государственного регулирования. В рамках проведения научно обоснованного районирования следовало бы выделить те отрасли производства, которые являются приоритетными для развития данного региона, с разработкой программы мероприятий по привлечению квалифицированных специалистов. Целесообразным было бы возродить и эффективно работавший в СССР организованный набор рабочей силы для малообжитых регионов страны. В решении социально-экономических проблем северных районов страны необходимо полнее использовать как закрепленные в ст. 27 ТК РФ, так и вырабатываемые практикой различные формы социального партнерства (например, соглашения между объединениями организаций, профсоюзов и работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений).
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для преодоления сложившейся ситуации необходимы разработка и принятие иных механизмов региональной дифференциации заработной платы работников регионов с неблагоприятными климатическими условиями. В законодательстве следует установить минимальный стандарт гарантий и компенсаций для всех лиц, работающих в таких регионах, в том числе и для тех, кто относится к бюджетной сфере финансирования, чтобы они не остались вне сферы государственного регулирования. В рамках проведения научно обоснованного районирования следовало бы выделить те отрасли производства, которые являются приоритетными для развития данного региона, с разработкой программы мероприятий по привлечению квалифицированных специалистов. Целесообразным было бы возродить и эффективно работавший в СССР организованный набор рабочей силы для малообжитых регионов страны. В решении социально-экономических проблем северных районов страны необходимо полнее использовать как закрепленные в ст. 27 ТК РФ, так и вырабатываемые практикой различные формы социального партнерства (например, соглашения между объединениями организаций, профсоюзов и работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений).
Путеводитель по кадровым вопросам. Коллективный договорСогласно ст. 27 ТК РФ заключение такого договора является одной из форм социального партнерства, которое подразумевает добровольность принятия сторонами на себя обязательств (ст. 24 ТК РФ). Следовательно, никакая третья сторона не может обязать работников и работодателей заключить коллективный договор, а также привлечь к ответственности за его отсутствие. Необходимо также учитывать, что заключение данного договора возможно при наличии инициативы работников или работодателя.
Статья: Участие работников в управлении организацией в государствах - членах ЕАЭС: традиции и новации
(Афанасьев А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Ключевые слова: участие работников в управлении организацией, ЕАЭС, евразийская интеграция, трудовые отношения, социальное партнерство, форма социального партнерства, работники, профсоюзы, наниматель, работодатель.
(Афанасьев А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Ключевые слова: участие работников в управлении организацией, ЕАЭС, евразийская интеграция, трудовые отношения, социальное партнерство, форма социального партнерства, работники, профсоюзы, наниматель, работодатель.
Статья: Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)- и является формой социального партнерства <25>.
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)- и является формой социального партнерства <25>.
Статья: Взаимодействие населения с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития комфортной городской среды
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Общественное обсуждение организуется и проводится различными общественными объединениями и некоммерческими негосударственными организациями (в основном организаторами выступают общественные палаты). В результате общественного обсуждения принимается итоговый документ, имеющий рекомендательный характер, который направляется в соответствующие органы публичной власти. Нельзя не согласиться с мнением Г.Н. Чеботарева, который отмечает, что "общественные обсуждения выступают как организационно-правовая форма социального партнерства... а с другой стороны, общественные обсуждения проводятся с целью осуществления контроля за деятельностью органов публичной власти и одновременно являются формой взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления" <4>. Хотелось бы добавить, что общественные обсуждения и публичные слушания в совокупности с инициативным бюджетированием (то есть выдвижением населением муниципалитета инициатив, в соответствии с которыми бюджетные средства тратятся на определенные цели, поставленные населением) позволят эффективно реализовывать национальный проект "Жилье и городская среда", а также создадут "живой" бюджет, который будет оперативно реагировать на требования населения. С 1 января 2021 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми введена новая форма осуществления населением местного самоуправления - инициативные проекты <5>. В настоящее время инициативное бюджетирование действует во многих городах (например, в городе Тюмени <6>). Пока не ясно, насколько эффективно будут действовать эти механизмы. На наш взгляд, города со временем сами решат, как применять данные формы осуществления местного самоуправления населением. Представляется также целесообразным внести в ч. 4 ст. 26.1 указанного Закона поправку о том, что инициативный проект до внесения его в местную администрацию может рассматриваться на общественном обсуждении, организатором которого могла бы выступить общественная палата по предложению инициативной группы населения. В дальнейшем общественная палата и осуществляла бы общественный контроль за реализацией инициативного проекта.
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Общественное обсуждение организуется и проводится различными общественными объединениями и некоммерческими негосударственными организациями (в основном организаторами выступают общественные палаты). В результате общественного обсуждения принимается итоговый документ, имеющий рекомендательный характер, который направляется в соответствующие органы публичной власти. Нельзя не согласиться с мнением Г.Н. Чеботарева, который отмечает, что "общественные обсуждения выступают как организационно-правовая форма социального партнерства... а с другой стороны, общественные обсуждения проводятся с целью осуществления контроля за деятельностью органов публичной власти и одновременно являются формой взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления" <4>. Хотелось бы добавить, что общественные обсуждения и публичные слушания в совокупности с инициативным бюджетированием (то есть выдвижением населением муниципалитета инициатив, в соответствии с которыми бюджетные средства тратятся на определенные цели, поставленные населением) позволят эффективно реализовывать национальный проект "Жилье и городская среда", а также создадут "живой" бюджет, который будет оперативно реагировать на требования населения. С 1 января 2021 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми введена новая форма осуществления населением местного самоуправления - инициативные проекты <5>. В настоящее время инициативное бюджетирование действует во многих городах (например, в городе Тюмени <6>). Пока не ясно, насколько эффективно будут действовать эти механизмы. На наш взгляд, города со временем сами решат, как применять данные формы осуществления местного самоуправления населением. Представляется также целесообразным внести в ч. 4 ст. 26.1 указанного Закона поправку о том, что инициативный проект до внесения его в местную администрацию может рассматриваться на общественном обсуждении, организатором которого могла бы выступить общественная палата по предложению инициативной группы населения. В дальнейшем общественная палата и осуществляла бы общественный контроль за реализацией инициативного проекта.
Статья: Конституционализация принципа социального государства в зарубежных странах
(Доренко К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)Кроме того, конституционализация социального государства способствовала развитию новых форм социального партнерства и взаимодействия между государством, работодателями и работниками. В ряде стран были созданы специальные институты и механизмы, направленные на регулирование трудовых отношений и защиту прав трудящихся. Например, в Швеции и Норвегии были введены системы коллективных договоров и социального диалога, что позволило значительно улучшить условия труда и социальное обеспечение граждан.
(Доренко К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)Кроме того, конституционализация социального государства способствовала развитию новых форм социального партнерства и взаимодействия между государством, работодателями и работниками. В ряде стран были созданы специальные институты и механизмы, направленные на регулирование трудовых отношений и защиту прав трудящихся. Например, в Швеции и Норвегии были введены системы коллективных договоров и социального диалога, что позволило значительно улучшить условия труда и социальное обеспечение граждан.