Формы окончания предварительного расследования

Подборка наиболее важных документов по запросу Формы окончания предварительного расследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Деятельность прокурора в уголовном процессе как реализация принципа субсидиарности ветвей власти
(Корешникова Н.Р.)
("Законность", 2023, N 3)
Российское законодательство до определенной степени учитывает отмеченное правовое положение прокурора. На наш взгляд, несвойственна для обвинения деятельность прокурора, связанная с оценкой результатов расследования, реализацией полномочий по представлению стороны обвинения или даже государства в целом <11>. Приведем примеры: а) прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 96 УПК дает согласие следователю (дознавателю) не уведомлять о задержании подозреваемого при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта такого задержания (за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним); б) прокурор с участием следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника составляет досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.3 УПК); в) в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица (ч. 5 ст. 114 УПК); г) итоговый процессуальный документ, с которым уголовное дело направляется в суд в большинстве форм окончания предварительного расследования, утверждается прокурором, он же непосредственно направляет уголовное дело в суд (ст. ст. 221, 226, 226.8 УПК); д) уголовное дело в случае выявления препятствий для его рассмотрения, а также для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке (ч. 1.1 ст. 237 УПК) возвращается судом именно прокурору (ч. 4 ст. 226.9, ст. 237 УПК); е) прокурор поддерживает в суде обвинение, сформированное по итогам предварительного расследования, при этом он вправе изменить обвинение в ходе предварительного слушания, что может, в свою очередь, повлечь изменение подсудности (ч. 5 ст. 236 УПК), а также вправе отказаться в судебном разбирательстве от обвинения полностью или в части при наличии предусмотренных законом обстоятельств или изменить обвинение в сторону его смягчения (ч. 7 и 8 ст. 246 УПК); ж) прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред (ч. 1 ст. 136 УПК); з) запросы, поступившие от компетентных органов иностранного государства, об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации, рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ (ст. 459 УПК), при этом именно прокуратура определяет возможность осуществления уголовного преследования и организует соответствующее расследование путем дачи поручения следственным органам.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)
Институт прекращения уголовных дел в отечественном судопроизводстве пережил множество изменений. Ученые, обращаясь к вопросам прекращения уголовных дел, по-разному подходили к этому уголовно-процессуальному феномену <374>. Характеризуя сущность прекращения уголовных дел, многие ученые отмечали, что прекращением уголовного дела вопрос об уголовной ответственности обвиняемого (подозреваемого) разрешается по существу, при этом "решение дается в отрицательной форме и требует в качестве необходимой предпосылки подведения итогов предварительного следствия" <375>. Многоаспектность исследуемого понятия требует пристального внимания: в теории уголовного процесса прекращение уголовного дела рассматривается как институт уголовно-процессуального права, процессуальный акт (решение), одна из форм окончания производства по уголовному делу, система процессуальных действий, юридический факт, влекущий прекращение уголовно-процессуальных отношений, и как процессуальная гарантия против необоснованного обвинения <376>. Каждый из названных аспектов имеет свои характеристики. В свое время исследование проблем прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям и анализ сложной и многоаспектной юридической природы прекращения уголовных дел позволили автору сделать ряд выводов, подчеркнувших особенности этого изучаемого явления. По своей природе прекращение уголовного дела есть юридический акт, волеизъявление компетентного властного субъекта, облеченное в уголовно-процессуальную форму, влекущее устранение правомочий должностных лиц на дальнейшее производство по уголовному делу. Это решение об освобождении обвиняемого от уголовной ответственности, влекущее устранение обязанностей лица, в отношении которого велось уголовное преследование. С другой стороны, прекращение уголовного дела - это реализация компетентным властным субъектом своих полномочий, которая сочетается с возникновением у него обязанности выполнить все требования уголовно-процессуального закона при осуществлении ряда процессуальных действий и принятии соответствующего решения. Наконец, своеобразие прекращения уголовного дела как формы окончания уголовно-процессуального производства (в том числе и формы окончания предварительного расследования) заключается в том, что уголовное дело завершается разрешением по существу, не получая дальнейшего движения, если не последует обжалования и отмены решения. Решение о прекращении уголовного дела как правоприменительный акт в уголовном судопроизводстве представляет собой государственно-властное веление, направленное на индивидуальное регулирование уголовно-процессуальных отношений.