Формы межбюджетных трансфертов
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы межбюджетных трансфертов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)...Комитет по ЖКХ отказал в предоставлении из бюджета... области межбюджетного трансферта в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования...
(КонсультантПлюс, 2025)...Комитет по ЖКХ отказал в предоставлении из бюджета... области межбюджетного трансферта в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)§ 2. Дотации как форма межбюджетных трансфертов
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)§ 2. Дотации как форма межбюджетных трансфертов
Статья: Правовые инновации в сфере редких (орфанных) заболеваний: от временных мер к устойчивой модели
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2024 г. N 41-П (п. 7.3) предусмотрена обязанность для регулятора в создании резервного механизма обеспечения лекарствами пациентов с орфанными заболеваниями. Его функция - оперативная помощь субъекту РФ в ситуации, когда тот не может исполнить свои обязанности, с целью гарантированного и своевременного предоставления терапии через прямые действия уполномоченных федеральных органов. В настоящее время в законе (ФЗ от 23 июля 2025 г. N 252-ФЗ) прямо не указана правовая форма межбюджетного трансферта, однако в соответствии с текущей классификацией по своему содержанию (софинансирование расходов из региональных бюджетов) трансферт соответствует субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Принятый, но еще не вступивший в силу Федеральный закон N 252-ФЗ, безусловно, направлен на исполнение Постановления КС РФ N 41-П. Вместе с тем остались нерешенными некоторые вопросы, которые требуют рассмотрения законодательными и исполнительными органами власти: определение ключевых принципов функционирования механизма обеспечения лекарственными средствами лиц, страдающих орфанными заболеваниями, в качестве ориентиров и пределов для разрабатываемого механизма; определение однозначных, прозрачных и единообразных критериев; установление порядка надлежащего обеспечения граждан орфанными препаратами при возникновении не только финансовых, но и организационных причин невозможности такого обеспечения на уровне субъекта РФ.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2024 г. N 41-П (п. 7.3) предусмотрена обязанность для регулятора в создании резервного механизма обеспечения лекарствами пациентов с орфанными заболеваниями. Его функция - оперативная помощь субъекту РФ в ситуации, когда тот не может исполнить свои обязанности, с целью гарантированного и своевременного предоставления терапии через прямые действия уполномоченных федеральных органов. В настоящее время в законе (ФЗ от 23 июля 2025 г. N 252-ФЗ) прямо не указана правовая форма межбюджетного трансферта, однако в соответствии с текущей классификацией по своему содержанию (софинансирование расходов из региональных бюджетов) трансферт соответствует субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Принятый, но еще не вступивший в силу Федеральный закон N 252-ФЗ, безусловно, направлен на исполнение Постановления КС РФ N 41-П. Вместе с тем остались нерешенными некоторые вопросы, которые требуют рассмотрения законодательными и исполнительными органами власти: определение ключевых принципов функционирования механизма обеспечения лекарственными средствами лиц, страдающих орфанными заболеваниями, в качестве ориентиров и пределов для разрабатываемого механизма; определение однозначных, прозрачных и единообразных критериев; установление порядка надлежащего обеспечения граждан орфанными препаратами при возникновении не только финансовых, но и организационных причин невозможности такого обеспечения на уровне субъекта РФ.
Нормативные акты
показать больше документов"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает такую форму расходов бюджета в сфере образовательной деятельности, как субсидии. Под субсидиями понимаются денежные средства, предоставляемые на конкретные затраты и с условием дополнительного вложения денежных средств их получателем, то есть финансирующие мероприятие не в полном объеме за счет бюджетных ресурсов. В данном случае речь идет о субсидиях не как форме межбюджетных трансфертов <97>, а о субсидиях юридическим лицам из бюджета. Такие бюджетные расходы предусмотрены ст. ст. 21, 69, 78 БК.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает такую форму расходов бюджета в сфере образовательной деятельности, как субсидии. Под субсидиями понимаются денежные средства, предоставляемые на конкретные затраты и с условием дополнительного вложения денежных средств их получателем, то есть финансирующие мероприятие не в полном объеме за счет бюджетных ресурсов. В данном случае речь идет о субсидиях не как форме межбюджетных трансфертов <97>, а о субсидиях юридическим лицам из бюджета. Такие бюджетные расходы предусмотрены ст. ст. 21, 69, 78 БК.
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В этой связи стадийность бюджетного процесса является еще одним фактором, благоприятствующим внедрению машиночитаемого и машиноисполняемого права в сферу публичных финансов, определяющим его преимущества в обеспечении высокой степени репрезентативности проводимого эксперимента. Стадии бюджетного процесса содержательно охватывают все виды юридической деятельности, а именно: нормотворчество (состоящее в подготовке проектов бюджетов, их рассмотрении и утверждении в форме правового акта), правоприменение (как принятие актов финансирования), правореализацию (как получение доходов и осуществление расходов, привлечение средств из источников финансирования дефицитов бюджетов, в основе которых лежат различные виды денежных обязанностей (налоги, сборы, иные виды обязательных платежей) и денежных обязательств (как публично-правовых (в форме субсидий, различных форм межбюджетных трансфертов), так и частноправовых (государственных и муниципальных контрактов, договоров, связанных с получением дохода от использования объектов, находящихся в публичной собственности и пр.)), а также юрисдикционную деятельность, связанную с осуществлением контроля и привлечением к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)В этой связи стадийность бюджетного процесса является еще одним фактором, благоприятствующим внедрению машиночитаемого и машиноисполняемого права в сферу публичных финансов, определяющим его преимущества в обеспечении высокой степени репрезентативности проводимого эксперимента. Стадии бюджетного процесса содержательно охватывают все виды юридической деятельности, а именно: нормотворчество (состоящее в подготовке проектов бюджетов, их рассмотрении и утверждении в форме правового акта), правоприменение (как принятие актов финансирования), правореализацию (как получение доходов и осуществление расходов, привлечение средств из источников финансирования дефицитов бюджетов, в основе которых лежат различные виды денежных обязанностей (налоги, сборы, иные виды обязательных платежей) и денежных обязательств (как публично-правовых (в форме субсидий, различных форм межбюджетных трансфертов), так и частноправовых (государственных и муниципальных контрактов, договоров, связанных с получением дохода от использования объектов, находящихся в публичной собственности и пр.)), а также юрисдикционную деятельность, связанную с осуществлением контроля и привлечением к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Однако, как отмечает С.А. Баканов, субсидии присутствовали в советской практике бюджетного регулирования <2>. В качестве примера он приводит их выделение в 1960-х гг. из союзного бюджета в республиканский бюджет Казахской ССР на нужды развития отдельных отраслей хозяйства, имеющих общесоюзное значение. Таким образом, на практике субсидии имели место быть в качестве формы межбюджетных трансфертов.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Однако, как отмечает С.А. Баканов, субсидии присутствовали в советской практике бюджетного регулирования <2>. В качестве примера он приводит их выделение в 1960-х гг. из союзного бюджета в республиканский бюджет Казахской ССР на нужды развития отдельных отраслей хозяйства, имеющих общесоюзное значение. Таким образом, на практике субсидии имели место быть в качестве формы межбюджетных трансфертов.
Статья: К вопросу об отрицательных субсидиях
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Существенное отличие отрицательных субсидий от других межбюджетных субсидий. Общими признаками отрицательных и других межбюджетных субсидий являются безвозмездность, безвозвратность и денежный характер. Считаем, что при такой характеристике отсутствуют особенности, позволяющие разграничить межбюджетные субсидии с другими формами межбюджетных трансфертов.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Существенное отличие отрицательных субсидий от других межбюджетных субсидий. Общими признаками отрицательных и других межбюджетных субсидий являются безвозмездность, безвозвратность и денежный характер. Считаем, что при такой характеристике отсутствуют особенности, позволяющие разграничить межбюджетные субсидии с другими формами межбюджетных трансфертов.
Статья: Параметры бюджетно-правового пространства: проблемы измерения и идентификации
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Кроме того, наряду с общей системой бюджетно-правового регулирования сформирована и функционирует специальная в виде бюджетно-правовых режимов. Так, принятие в 2022 г. в состав Российской Федерации новых регионов (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей) привело к формированию бюджетно-правового режима переходного периода, который будет действовать до 1 января 2026 г. <30>. Создание в 2020 г. федеральной территории "Сириус" потребовало законодательного закрепления ее бюджетно-правового статуса <31>. Усложняет систему бюджетного права и законодательства включение правовых норм, регулирующих бюджетные и смежные с ними отношения, в нормативные правовые акты комплексного характера, к числу которых можно отнести федеральные законы, устанавливающие специальные правовые режимы в пределах отдельных территории <32>. В рамках специальных правовых режимов резиденты особых экономических зон, свободного порта Владивосток, наукограды и т.д. получают меры государственной финансовой поддержки, в том числе в виде налоговых преференций и дополнительного финансирования в форме межбюджетных трансфертов, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование доходной (поступления в соответствующий бюджет снижаются) и расходной (расходы соответствующего бюджета увеличиваются) части бюджетов, что необходимо учитывать при формировании бюджетов, которые должны отвечать принципу сбалансированности.
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Кроме того, наряду с общей системой бюджетно-правового регулирования сформирована и функционирует специальная в виде бюджетно-правовых режимов. Так, принятие в 2022 г. в состав Российской Федерации новых регионов (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей) привело к формированию бюджетно-правового режима переходного периода, который будет действовать до 1 января 2026 г. <30>. Создание в 2020 г. федеральной территории "Сириус" потребовало законодательного закрепления ее бюджетно-правового статуса <31>. Усложняет систему бюджетного права и законодательства включение правовых норм, регулирующих бюджетные и смежные с ними отношения, в нормативные правовые акты комплексного характера, к числу которых можно отнести федеральные законы, устанавливающие специальные правовые режимы в пределах отдельных территории <32>. В рамках специальных правовых режимов резиденты особых экономических зон, свободного порта Владивосток, наукограды и т.д. получают меры государственной финансовой поддержки, в том числе в виде налоговых преференций и дополнительного финансирования в форме межбюджетных трансфертов, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование доходной (поступления в соответствующий бюджет снижаются) и расходной (расходы соответствующего бюджета увеличиваются) части бюджетов, что необходимо учитывать при формировании бюджетов, которые должны отвечать принципу сбалансированности.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)3. Правовое регулирование предоставления межбюджетных трансфертов. Стабилизирующим межбюджетные отношения финансово-правовым инструментом являются формы межбюджетных трансфертов, характеризуемые специфичными признаками, которые имеют относительно постоянный характер. Например, такой правовой признак дотации, как отсутствие направления ее использования, постоянен и, таким образом, является стабилизирующей составляющей межбюджетных отношений.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)3. Правовое регулирование предоставления межбюджетных трансфертов. Стабилизирующим межбюджетные отношения финансово-правовым инструментом являются формы межбюджетных трансфертов, характеризуемые специфичными признаками, которые имеют относительно постоянный характер. Например, такой правовой признак дотации, как отсутствие направления ее использования, постоянен и, таким образом, является стабилизирующей составляющей межбюджетных отношений.