Формы финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление Счетной палаты РФ (контрольно-счетного органа)
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11 Положения о КСП внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется КСП в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, при проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата составляет отчет или заключение.
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11 Положения о КСП внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется КСП в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, при проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата составляет отчет или заключение.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 213.9 "Финансовый управляющий" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""По смыслу положений абзаца шестого пункта 8 статьи 213.9 и пункта 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан проводить собрания кредиторов для разрешения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции последнего. Формой контроля за деятельностью финансового управляющего при проведении процедур в отношении гражданина является ежеквартальное направление отчета о своей деятельности кредиторам. Исходя из буквального толкования норм Закона о банкротстве, законодатель установил обязанность финансового управляющего направлять отчет не каждые три месяца, начиная с даты вынесения судебного акта о введении процедуры банкротства в отношении гражданина, а каждый квартал, то есть раз в три месяца, исчисляемые с 1 января соответствующего года."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)"Административное и муниципальное право", 2023, N 6
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)"Административное и муниципальное право", 2023, N 6
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1.2. Система публичного финансового контроля: понятие,
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)1.2. Система публичного финансового контроля: понятие,
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"Статья 10. Формы осуществления контрольно-счетными органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"Статья 10. Формы осуществления контрольно-счетными органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 N 78
(ред. от 25.12.2023)
"О Положении о бюджете Евразийского экономического союза"45. Для целей настоящего Положения предусматриваются следующие формы финансового контроля:
(ред. от 25.12.2023)
"О Положении о бюджете Евразийского экономического союза"45. Для целей настоящего Положения предусматриваются следующие формы финансового контроля:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Само понятие "финансовый контроль" является распространенным и общеупотребимым, но в то же время дискуссионным ввиду разнородности взглядов ученых и практиков на содержание данного понятия. Кроме того, термин "финансовый контроль" не имеет легального раскрытия, что подогревает научно-правовую дискуссию о природе, функциях, целях, задачах, принципах, формах финансового контроля.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Само понятие "финансовый контроль" является распространенным и общеупотребимым, но в то же время дискуссионным ввиду разнородности взглядов ученых и практиков на содержание данного понятия. Кроме того, термин "финансовый контроль" не имеет легального раскрытия, что подогревает научно-правовую дискуссию о природе, функциях, целях, задачах, принципах, формах финансового контроля.
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Бюджетные средства, поступая в организацию, увеличивают ее уставный капитал, и их учет в дальнейшем ведется в рамках бухгалтерских процедур в общем порядке <15>. В научной литературе обоснованно утверждается высокое историческое и актуальное значение бухгалтерского учета как формы финансового контроля <16>. Е.М. Ашмарина иллюстрирует подход, при котором отмечается ключевое значение норм бухгалтерского учета, призванных в том числе точечно извлечь необходимую пользователям информацию об объектах учета организации <17>. О.В. Тагашева считает действенным методом контроля анализ отчетной информации, в том числе о динамике вложения капитала <18>.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Бюджетные средства, поступая в организацию, увеличивают ее уставный капитал, и их учет в дальнейшем ведется в рамках бухгалтерских процедур в общем порядке <15>. В научной литературе обоснованно утверждается высокое историческое и актуальное значение бухгалтерского учета как формы финансового контроля <16>. Е.М. Ашмарина иллюстрирует подход, при котором отмечается ключевое значение норм бухгалтерского учета, призванных в том числе точечно извлечь необходимую пользователям информацию об объектах учета организации <17>. О.В. Тагашева считает действенным методом контроля анализ отчетной информации, в том числе о динамике вложения капитала <18>.
Статья: Исследование реформ налогового управления в российской практике
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)11. Воронов А.А. Мониторинг как перспективная форма налогового контроля // Финансы: теория и практика. 2016. N 2. С. 145 - 149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-perspektivnaya-forma-nalogovogo-kontrolya/viewer.
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)11. Воронов А.А. Мониторинг как перспективная форма налогового контроля // Финансы: теория и практика. 2016. N 2. С. 145 - 149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-perspektivnaya-forma-nalogovogo-kontrolya/viewer.
Статья: Судебно-бухгалтерская экспертиза в торговле: аспекты регулирования, организации и развития
(Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Коротина Д.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 15)В научном и практическом сообществе не прекращается дискуссия о том, является судебно-бухгалтерская экспертиза формой финансового контроля или нет. Мы разделяем доминирующую точку зрения о том, что судебно-бухгалтерская экспертиза не является формой финансового контроля, так как эксперт должен предоставить ответ на один (несколько) вопрос на основе установления фактических обстоятельств хозяйственной деятельности компании в целях получения нового доказательства по делу. При этом известно, что между формами внешнего финансового контроля и судебной экономической экспертизой как класса существуют как процессуальные, так и методические различия. Тем не менее "судебная экономическая экспертиза имеет много общего с ревизией финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта по требованию правоохранительных органов" <5>.
(Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Коротина Д.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 15)В научном и практическом сообществе не прекращается дискуссия о том, является судебно-бухгалтерская экспертиза формой финансового контроля или нет. Мы разделяем доминирующую точку зрения о том, что судебно-бухгалтерская экспертиза не является формой финансового контроля, так как эксперт должен предоставить ответ на один (несколько) вопрос на основе установления фактических обстоятельств хозяйственной деятельности компании в целях получения нового доказательства по делу. При этом известно, что между формами внешнего финансового контроля и судебной экономической экспертизой как класса существуют как процессуальные, так и методические различия. Тем не менее "судебная экономическая экспертиза имеет много общего с ревизией финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта по требованию правоохранительных органов" <5>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, реализация цифрового публичного финансового контроля формирует новую форму сетевого взаимодействия между акторами, которыми являются органы и иные уполномоченные субъекты публичного финансового контроля, осуществляющие взаимодействие посредством сети. Она представляет собой единое цифровое пространство (платформы, государственные информационные системы, расположенные на сервере либо в облаке), организованное посредством API. Отличительными чертами сетевого взаимодействия являются надежность информации, наличие высокого уровня доверия и сотрудничества. Анализ цифрового публичного финансового контроля с точки зрения сетевой теории позволяет сделать вывод о целесообразности отнесения к источникам правового регулирования отношения, возникающие при реализации цифрового публичного финансового контроля, нормативные правовые акты, технические и организационно-распорядительные акты, а также правила и стандарты, которые разрабатываются самостоятельно объектами контроля. Особенность правового регулирования цифрового публичного финансового контроля, осуществляемого с использованием сетевого взаимодействия, заключается в одновременном сочетании государственного регулирования и саморегулирования контрольно-надзорной деятельности, т.е. в симбиозе саморегулирования со стороны объектов контроля для обеспечения соблюдения публичных и частных интересов с государственным. На современном этапе идет процесс формирования цифровых норм, представляющих собой разновидность технико-юридических норм, содержащих требования к кодированию и идентификации информации, и норм действующего законодательства, вносимых записей и иных параметров для перевода в цифровой формат и размещения в цифровой среде. Использование кода, содержащего алгоритм определенного поведения объекта контроля и отражающего нормы финансового законодательства, становится новым инструментом цифрового публичного финансового контроля.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, реализация цифрового публичного финансового контроля формирует новую форму сетевого взаимодействия между акторами, которыми являются органы и иные уполномоченные субъекты публичного финансового контроля, осуществляющие взаимодействие посредством сети. Она представляет собой единое цифровое пространство (платформы, государственные информационные системы, расположенные на сервере либо в облаке), организованное посредством API. Отличительными чертами сетевого взаимодействия являются надежность информации, наличие высокого уровня доверия и сотрудничества. Анализ цифрового публичного финансового контроля с точки зрения сетевой теории позволяет сделать вывод о целесообразности отнесения к источникам правового регулирования отношения, возникающие при реализации цифрового публичного финансового контроля, нормативные правовые акты, технические и организационно-распорядительные акты, а также правила и стандарты, которые разрабатываются самостоятельно объектами контроля. Особенность правового регулирования цифрового публичного финансового контроля, осуществляемого с использованием сетевого взаимодействия, заключается в одновременном сочетании государственного регулирования и саморегулирования контрольно-надзорной деятельности, т.е. в симбиозе саморегулирования со стороны объектов контроля для обеспечения соблюдения публичных и частных интересов с государственным. На современном этапе идет процесс формирования цифровых норм, представляющих собой разновидность технико-юридических норм, содержащих требования к кодированию и идентификации информации, и норм действующего законодательства, вносимых записей и иных параметров для перевода в цифровой формат и размещения в цифровой среде. Использование кода, содержащего алгоритм определенного поведения объекта контроля и отражающего нормы финансового законодательства, становится новым инструментом цифрового публичного финансового контроля.
Статья: Развитие примирительных процедур в налоговых правоотношениях
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В законодательстве о налогах и сборах необходимо предусмотреть закрепление формы налогового контроля "Предпроверочный анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика" с регламентацией:
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)В законодательстве о налогах и сборах необходимо предусмотреть закрепление формы налогового контроля "Предпроверочный анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика" с регламентацией:
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В середине 2013 г. ст. 265 "Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами" Бюджетного кодекса РФ <11> была переименована в "Виды государственного (муниципального) контроля" <12>. При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль был разделен на:
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В середине 2013 г. ст. 265 "Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами" Бюджетного кодекса РФ <11> была переименована в "Виды государственного (муниципального) контроля" <12>. При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль был разделен на:
Статья: Элементы современной системы отечественного финансового контроля
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Что касается использования категории "форма", то, по устоявшемуся авторитетному мнению многих отечественных ученых-экономистов, существуют три классические формы финансового контроля: предварительный контроль, текущий и последующий. Следует отметить, что эти формы присущи каждому направлению и виду контроля независимо от принадлежности.
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Что касается использования категории "форма", то, по устоявшемуся авторитетному мнению многих отечественных ученых-экономистов, существуют три классические формы финансового контроля: предварительный контроль, текущий и последующий. Следует отметить, что эти формы присущи каждому направлению и виду контроля независимо от принадлежности.
Статья: Консультативный банковский надзор, понятие и принципы
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Особенностью наказательного (карательного) контроля, на наш взгляд, является направленность деятельности надзорного органа на выявление нарушения, проверочная деятельность <4> как основополагающая среди форм финансового контроля и, как следствие, привлечение к юридической ответственности организации и/или ее должностных лиц или применение мер надзорного реагирования.
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Особенностью наказательного (карательного) контроля, на наш взгляд, является направленность деятельности надзорного органа на выявление нарушения, проверочная деятельность <4> как основополагающая среди форм финансового контроля и, как следствие, привлечение к юридической ответственности организации и/или ее должностных лиц или применение мер надзорного реагирования.