Формирование комитета по аудиту
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование комитета по аудиту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Утверждение аудитора. Внутренний аудит в АО
(КонсультантПлюс, 2025)ПАО, которое не сформировало комитет по аудиту, могут обязать сформировать такой комитет по иску уполномоченного органа
(КонсультантПлюс, 2025)ПАО, которое не сформировало комитет по аудиту, могут обязать сформировать такой комитет по иску уполномоченного органа
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как сформировать комитет совета директоров по аудиту
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Как сформировать комитет совета директоров по аудиту
Статья: Концепция "независимого директора": истоки формирования и перспективы развития в России
(Мирошниченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Во-вторых, российские фондовые биржи по аналогии с NYSE формируют собственные требования к эмитентам и ценным бумагам из котировальных списков. Согласно Правилам листинга ПАО "Московская биржа", утвержденным Наблюдательным советом общества 26 января 2023 г. [21], Московская биржа устанавливает требования к корпоративному управлению эмитента в зависимости от уровня, в который подлежат включению соответствующие акции. Определен круг основных признаков, не позволяющих члену совета директоров быть признанным независимым директором. Они выражаются в отсутствии связи с эмитентом, его существенными акционером или контрагентом, конкурентом, государством в лице РФ или ее субъекта, муниципальным образованием. Обязательным требованием включения акций эмитента в Первый уровень является также формирование комитета по аудиту, руководство которым передается независимому директору [21].
(Мирошниченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Во-вторых, российские фондовые биржи по аналогии с NYSE формируют собственные требования к эмитентам и ценным бумагам из котировальных списков. Согласно Правилам листинга ПАО "Московская биржа", утвержденным Наблюдательным советом общества 26 января 2023 г. [21], Московская биржа устанавливает требования к корпоративному управлению эмитента в зависимости от уровня, в который подлежат включению соответствующие акции. Определен круг основных признаков, не позволяющих члену совета директоров быть признанным независимым директором. Они выражаются в отсутствии связи с эмитентом, его существенными акционером или контрагентом, конкурентом, государством в лице РФ или ее субъекта, муниципальным образованием. Обязательным требованием включения акций эмитента в Первый уровень является также формирование комитета по аудиту, руководство которым передается независимому директору [21].
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудиторской организации публичного общества и отсутствием у нее конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудиторской организации публичного общества и отсутствием у нее конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
Статья: Состав совета директоров, порядок организации работы и принятия решений советом директоров хозяйственного общества
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 3)Создание комитета по аудиту является обязательным для ПАО. В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона об АО совет директоров публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудиторской организации публичного общества и отсутствием у нее конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 3)Создание комитета по аудиту является обязательным для ПАО. В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона об АО совет директоров публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудиторской организации публичного общества и отсутствием у нее конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Совет директоров ПАО формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с:
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Совет директоров ПАО формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с:
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)В июле 2020 года в Закон об акционерных обществах введена норма (пункт 3 статьи 64), согласно которой совет директоров публичного общества для решения вопросов эффективности контроля, в том числе связанных с осуществлением внутреннего аудита, формирует комитет по аудиту. Кроме того, публичное общество обязано создать систему управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита. Такая система будет заниматься разработкой стратегии компании на краткосрочную и долгосрочную перспективы, анализом возможных рисков, а также осуществлением контроля за их исполнением. Важно не смешивать функции всех контрольных комитетов и систем, иначе цели их создания не будут достигнуты. Оценивая данные нововведения, И.С. Шиткина указывает, что они излишни, поскольку лучшим решением будет предоставить возможность самой компании решать, каким образом ей организовать систему контроля, ведь для третьих лиц она не имеет никакого значения <251>. Полагаем, что подобная "зарегламентированность" не имеет под собой никаких оснований, поскольку до вступления в силу указанных положений сами общества уже выработали подходящие именно им подходы, и такие изменения приведут лишь к путанице, усложнению осуществления контрольных полномочий и неэффективности организации хозяйственной деятельности.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)В июле 2020 года в Закон об акционерных обществах введена норма (пункт 3 статьи 64), согласно которой совет директоров публичного общества для решения вопросов эффективности контроля, в том числе связанных с осуществлением внутреннего аудита, формирует комитет по аудиту. Кроме того, публичное общество обязано создать систему управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита. Такая система будет заниматься разработкой стратегии компании на краткосрочную и долгосрочную перспективы, анализом возможных рисков, а также осуществлением контроля за их исполнением. Важно не смешивать функции всех контрольных комитетов и систем, иначе цели их создания не будут достигнуты. Оценивая данные нововведения, И.С. Шиткина указывает, что они излишни, поскольку лучшим решением будет предоставить возможность самой компании решать, каким образом ей организовать систему контроля, ведь для третьих лиц она не имеет никакого значения <251>. Полагаем, что подобная "зарегламентированность" не имеет под собой никаких оснований, поскольку до вступления в силу указанных положений сами общества уже выработали подходящие именно им подходы, и такие изменения приведут лишь к путанице, усложнению осуществления контрольных полномочий и неэффективности организации хозяйственной деятельности.
Статья: Правовой статус совета директоров (наблюдательного совета)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Иллюстрацией императивной нормы служит п. 6 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", согласно которому к исключительной компетенции совета директоров относится принятие решений о заключении и прекращении соответствующих договоров с управляющей компанией, со специализированным депозитарием, с регистратором, оценщиком и аудиторской организацией. А также абз. 2 п. 3 ст. 64 Закона об АО, согласно которому совет директоров публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудиторской организации публичного общества и отсутствием у нее конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Иллюстрацией императивной нормы служит п. 6 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", согласно которому к исключительной компетенции совета директоров относится принятие решений о заключении и прекращении соответствующих договоров с управляющей компанией, со специализированным депозитарием, с регистратором, оценщиком и аудиторской организацией. А также абз. 2 п. 3 ст. 64 Закона об АО, согласно которому совет директоров публичного общества формирует комитет по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества, в том числе с оценкой независимости аудиторской организации публичного общества и отсутствием у нее конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.