Формирование доходов бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование доходов бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения" Федерального закона "О национальной платежной системе""Учитывая положения части 1 статьи 8 Закона о национальной платежной системе и принятые в соответствии с ним Положение N 383-П, Положение N 762-П, Правила N 107н, суд первой инстанции верно указал, что в силу приведенных нормативных актов уникальный идентификатор платежа присваивается получателем средств. В случае его присвоения он доводится получателем средств до плательщика. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Закона о национальной платежной системе Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 39. Формирование доходов бюджетов
(ред. от 31.07.2025)Статья 39. Формирование доходов бюджетов
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1.22 Положения Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" <3> (далее - Положение Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П) в распоряжениях о переводе указывается уникальный идентификатор платежа в соответствии с законодательством РФ или в случае его присвоения получателем средств. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, иных платежей, поступающих на счета органов федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями (распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ) уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <4> Министерством финансов РФ по согласованию с Банком России.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1.22 Положения Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" <3> (далее - Положение Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П) в распоряжениях о переводе указывается уникальный идентификатор платежа в соответствии с законодательством РФ или в случае его присвоения получателем средств. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, иных платежей, поступающих на счета органов федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями (распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ) уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <4> Министерством финансов РФ по согласованию с Банком России.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- информации, необходимой для уплаты платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ), иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, информации об уплате физическими и юридическими лицами указанных платежей;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- информации, необходимой для уплаты платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ), иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, информации об уплате физическими и юридическими лицами указанных платежей;
Статья: Последствия уплаты НДФЛ обособленного подразделения по месту головной организации
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Можно сказать, что курортный сбор в варианте 2017 года схож с курортным сбором 1991 года как по своей конструкции, так и по причинам и итогам введения, но с тем существенным отличием, что он имел четкую правовую природу. Введенный Федеральным законом N 214-ФЗ курортный сбор, согласно пояснительной записке к Закону, представлял собой неналоговый платеж. Д.В. Кукелко отмечает следующие особенности такого платежа. "Его особенностью является то, что он установлен как разновидность фискального сбора (фискального платежа неналогового характера) не законодательством о налогах и сборах, а иным федеральным законом". Как "специфическая неналоговая форма" платежа он предполагает возложение на лиц обязанности по формированию доходов бюджетов, имеющих целевое назначение, посредством взимания платы; может использоваться в компенсационных целях, но "не как следствие покрытия фактически понесенных затрат органов государственной власти, иных уполномоченных органов, должностных лиц при оказании услуг индивидуальному плательщику" [7, с. 48, 49].
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Можно сказать, что курортный сбор в варианте 2017 года схож с курортным сбором 1991 года как по своей конструкции, так и по причинам и итогам введения, но с тем существенным отличием, что он имел четкую правовую природу. Введенный Федеральным законом N 214-ФЗ курортный сбор, согласно пояснительной записке к Закону, представлял собой неналоговый платеж. Д.В. Кукелко отмечает следующие особенности такого платежа. "Его особенностью является то, что он установлен как разновидность фискального сбора (фискального платежа неналогового характера) не законодательством о налогах и сборах, а иным федеральным законом". Как "специфическая неналоговая форма" платежа он предполагает возложение на лиц обязанности по формированию доходов бюджетов, имеющих целевое назначение, посредством взимания платы; может использоваться в компенсационных целях, но "не как следствие покрытия фактически понесенных затрат органов государственной власти, иных уполномоченных органов, должностных лиц при оказании услуг индивидуальному плательщику" [7, с. 48, 49].
Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
Статья: Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Переход к программе индустриализации страны и изменение классового состава общества привели к новому взгляду на роль налоговой политики в мобилизации доходов бюджета. Здесь уместно отметить, что с начала 30-х гг. прошлого века взгляд на налоги как экономическую категорию резко изменился. Они стали рассматриваться как капиталистический инструмент формирования доходов бюджета. В результате продолжительной дискуссии была проведена масштабная налоговая реформа, основные черты которой сохранились на длительный период вплоть до перехода страны к рыночной экономике в начале 90-х гг. Взамен огромного количества налогов были введены единые принципы налогообложения, основными чертами которых стали введение налога с оборота и отчислений от прибыли государственных предприятий. В процессе применения новых инструментов налоговой политики происходило последовательное их совершенствование, что позволяло полностью обеспечить доходы бюджета в период выполнения задач, поставленных первой и второй пятилетками, и выполнить эти задачи.
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Переход к программе индустриализации страны и изменение классового состава общества привели к новому взгляду на роль налоговой политики в мобилизации доходов бюджета. Здесь уместно отметить, что с начала 30-х гг. прошлого века взгляд на налоги как экономическую категорию резко изменился. Они стали рассматриваться как капиталистический инструмент формирования доходов бюджета. В результате продолжительной дискуссии была проведена масштабная налоговая реформа, основные черты которой сохранились на длительный период вплоть до перехода страны к рыночной экономике в начале 90-х гг. Взамен огромного количества налогов были введены единые принципы налогообложения, основными чертами которых стали введение налога с оборота и отчислений от прибыли государственных предприятий. В процессе применения новых инструментов налоговой политики происходило последовательное их совершенствование, что позволяло полностью обеспечить доходы бюджета в период выполнения задач, поставленных первой и второй пятилетками, и выполнить эти задачи.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 1 октября 2022 г. Федеральным законом от 19 ноября 2021 г. N 369-ФЗ <67>, принятым в части уточнения порядка перевода денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые территориальным органом Казначейства России в подразделениях Банка России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, вносимые изменения позволяют решить задачу не только сокращения сроков поступления денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ и, следовательно, улучшения администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, но и способствуют повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов бюджетной системы РФ за счет сокращения сроков поступления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации об уплате платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 1 октября 2022 г. Федеральным законом от 19 ноября 2021 г. N 369-ФЗ <67>, принятым в части уточнения порядка перевода денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые территориальным органом Казначейства России в подразделениях Банка России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, вносимые изменения позволяют решить задачу не только сокращения сроков поступления денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ и, следовательно, улучшения администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, но и способствуют повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов бюджетной системы РФ за счет сокращения сроков поступления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации об уплате платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
Статья: Новый порядок размещения открытых данных
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)15) предоставляемых по запросам Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и федеральной территории "Сириус" о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, определенной в соответствии с п. 7 - 9 ст. 45 НК РФ, к налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источниками формирования доходов бюджета.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)15) предоставляемых по запросам Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и федеральной территории "Сириус" о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, определенной в соответствии с п. 7 - 9 ст. 45 НК РФ, к налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источниками формирования доходов бюджета.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)"Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств направлять в режиме реального времени не позднее одного часа после приема к исполнению соответствующего распоряжения информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, а при наличии в распоряжении клиента о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в режиме реального времени запрашивать при его приеме к исполнению информацию, необходимую для уплаты указанных денежных средств и иных платежей, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)"Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств направлять в режиме реального времени не позднее одного часа после приема к исполнению соответствующего распоряжения информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, а при наличии в распоряжении клиента о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в режиме реального времени запрашивать при его приеме к исполнению информацию, необходимую для уплаты указанных денежных средств и иных платежей, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах".
Статья: Феноменология денег в трудах профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Н.В. Омелехина метко подчеркивает: "...денежные обязательства, эксплуатируемые при формировании доходов бюджетов, в известной мере "теряются" на фоне многочисленных денежных обязанностей, существующих в форме налогов..." <28>, а в публичном праве категория "обязанность" (в финансовом праве - "денежная обязанность") является своего рода "несущей" юридической конструкцией и правовым институтом <29>.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Н.В. Омелехина метко подчеркивает: "...денежные обязательства, эксплуатируемые при формировании доходов бюджетов, в известной мере "теряются" на фоне многочисленных денежных обязанностей, существующих в форме налогов..." <28>, а в публичном праве категория "обязанность" (в финансовом праве - "денежная обязанность") является своего рода "несущей" юридической конструкцией и правовым институтом <29>.