Формирование бюджетной отчетности
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование бюджетной отчетности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Параметры бюджетно-правового пространства: проблемы измерения и идентификации
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<30> См. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2377 "Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности на 2023 - 2025 годы".
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<30> См. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2377 "Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности на 2023 - 2025 годы".
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ОРГАНА,
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ОРГАНА,
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"14. Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до окончания переходного периода Правительство Российской Федерации устанавливает особенности составления, утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"14. Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до окончания переходного периода Правительство Российской Федерации устанавливает особенности составления, утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности.
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р <11> программа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов, была ориентирована в первую очередь на формирование электронного государства и электронного правительства. Новый вектор в отношении развития бюджетной системы России в области бюджетного планирования и управления бюджетными потоками, связанный с переводом на "цифровые рельсы", был обозначен Правительством России в 2011 г. Именно с этого периода начинается внедрение интегрированной информационной системы управления общественными финансами - "Электронный бюджет" <12>, а также создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей <13>. Как отмечают исследователи, внедрение "Электронного бюджета" позволило не только уменьшить общую стоимость владения государственными информационными ресурсами в сфере управления общественными финансами, но и обеспечило открытость, прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов, повысило качество финансового управления, создало общие условия для повышения результативности использования бюджетных средств и активов государственных структур <14>. Здесь цифровая трансформация проявляется преобразованием правовых форм управленческой деятельности, а именно с информацией, созданной с использованием определенного кода, хранящейся и передаваемой посредством информационных средств и информационных технологий. Так, в результате внедрения информационной системы "Электронный бюджет" вся информация о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств - бюджетов отражается и хранится на электронных носителях в виде определенного цифрового кода, передается с использованием информационных технологий и информационных средств в виде электронного документооборота, с заверением электронно-цифровыми подписями уполномоченных лиц <15>. Тем самым цифровая трансформация выступает организационно-экономическим процессом цифровизации - созданием цифровых сервисных платформ интеграции и взаимодействия всех участников цифровых технологий бюджетного процесса <16>, в которых преобладает персонализированный характер, ориентированность на конкретного субъекта <17>. В свою очередь, цифровизация выступает инструментом персонализации, т.е. процедуры внесения в информационную систему информации о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств. Следует отметить, что сфера применения персонализированных инструментов ограничена <18>: персонализация подобного типа применима в большинстве своем только к публичным обязательствам, поскольку, учитывая специфику правовой природы государства как публичного субъекта, все финансовые отношения, в которых оно принимает участие (либо в качестве уполномоченного, либо в качестве обязанного лица), предопределяет необходимость персонификации данных правоотношений, наделяя специальным признаком относимости данных отношений с участием определенного субъекта - государства. Это создает своего рода предел распространения микродиректив в сфере регулирования бюджетных процессов. Такой подход однозначно повышает "гибкость" управления государственными финансами, поскольку в отношении всех участников бюджетного процесса применяется единая методология проектирования и исполнения бюджета, формирования бюджетной отчетности; отсутствует дублирование информации; налицо экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их реализации, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на информационно-технологическую инфраструктуру <19>. Тем не менее персонификация, индивидуализация правового регулирования в условиях существенно увеличивающегося объема информации, находящегося в открытом доступе, является одним из перспективных направлений развития бюджетного процесса, эффективность повышения которого предопределена использованием больших данных <20>. В то же время сама возможность имплементации больших данных в сферу бюджетирования основана на трансформации существующей в реальности информации в машиночитаемый вид.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р <11> программа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов, была ориентирована в первую очередь на формирование электронного государства и электронного правительства. Новый вектор в отношении развития бюджетной системы России в области бюджетного планирования и управления бюджетными потоками, связанный с переводом на "цифровые рельсы", был обозначен Правительством России в 2011 г. Именно с этого периода начинается внедрение интегрированной информационной системы управления общественными финансами - "Электронный бюджет" <12>, а также создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей <13>. Как отмечают исследователи, внедрение "Электронного бюджета" позволило не только уменьшить общую стоимость владения государственными информационными ресурсами в сфере управления общественными финансами, но и обеспечило открытость, прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов, повысило качество финансового управления, создало общие условия для повышения результативности использования бюджетных средств и активов государственных структур <14>. Здесь цифровая трансформация проявляется преобразованием правовых форм управленческой деятельности, а именно с информацией, созданной с использованием определенного кода, хранящейся и передаваемой посредством информационных средств и информационных технологий. Так, в результате внедрения информационной системы "Электронный бюджет" вся информация о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств - бюджетов отражается и хранится на электронных носителях в виде определенного цифрового кода, передается с использованием информационных технологий и информационных средств в виде электронного документооборота, с заверением электронно-цифровыми подписями уполномоченных лиц <15>. Тем самым цифровая трансформация выступает организационно-экономическим процессом цифровизации - созданием цифровых сервисных платформ интеграции и взаимодействия всех участников цифровых технологий бюджетного процесса <16>, в которых преобладает персонализированный характер, ориентированность на конкретного субъекта <17>. В свою очередь, цифровизация выступает инструментом персонализации, т.е. процедуры внесения в информационную систему информации о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств. Следует отметить, что сфера применения персонализированных инструментов ограничена <18>: персонализация подобного типа применима в большинстве своем только к публичным обязательствам, поскольку, учитывая специфику правовой природы государства как публичного субъекта, все финансовые отношения, в которых оно принимает участие (либо в качестве уполномоченного, либо в качестве обязанного лица), предопределяет необходимость персонификации данных правоотношений, наделяя специальным признаком относимости данных отношений с участием определенного субъекта - государства. Это создает своего рода предел распространения микродиректив в сфере регулирования бюджетных процессов. Такой подход однозначно повышает "гибкость" управления государственными финансами, поскольку в отношении всех участников бюджетного процесса применяется единая методология проектирования и исполнения бюджета, формирования бюджетной отчетности; отсутствует дублирование информации; налицо экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их реализации, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на информационно-технологическую инфраструктуру <19>. Тем не менее персонификация, индивидуализация правового регулирования в условиях существенно увеличивающегося объема информации, находящегося в открытом доступе, является одним из перспективных направлений развития бюджетного процесса, эффективность повышения которого предопределена использованием больших данных <20>. В то же время сама возможность имплементации больших данных в сферу бюджетирования основана на трансформации существующей в реальности информации в машиночитаемый вид.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Таким образом, ответственными за результаты исполнения бюджета и за формирование бюджетной отчетности являются субъекты бюджетных правоотношений, которые исполняют свою часть бюджета согласно закону (решению) о бюджете, а не финансовые органы, которые на практике отвечают за исполнение бюджета вместо соответствующих администраторов.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Таким образом, ответственными за результаты исполнения бюджета и за формирование бюджетной отчетности являются субъекты бюджетных правоотношений, которые исполняют свою часть бюджета согласно закону (решению) о бюджете, а не финансовые органы, которые на практике отвечают за исполнение бюджета вместо соответствующих администраторов.
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Анализ субъектного состава бюджетно-правового договора показывает, что в отдельных случаях законодателем допускается его заключение без участия органов публичной власти. Например, согласно п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение имеет право передать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Пунктом 8 ст. 241 БК РФ Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" наделены в том числе полномочиями главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в связи с чем данные лица заключают бюджетно-правовые договоры о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций. Отметим, что с учетом цели создания данных лиц, которая заключается не в извлечении прибыли, а в решении общественных (социальных) задач, они могут быть отнесены к категории юридических лиц публичного права <29>. Соответственно, одной из сторон бюджетно-правового договора выступает публичный субъект.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Анализ субъектного состава бюджетно-правового договора показывает, что в отдельных случаях законодателем допускается его заключение без участия органов публичной власти. Например, согласно п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение имеет право передать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Пунктом 8 ст. 241 БК РФ Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" наделены в том числе полномочиями главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в связи с чем данные лица заключают бюджетно-правовые договоры о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций. Отметим, что с учетом цели создания данных лиц, которая заключается не в извлечении прибыли, а в решении общественных (социальных) задач, они могут быть отнесены к категории юридических лиц публичного права <29>. Соответственно, одной из сторон бюджетно-правового договора выступает публичный субъект.
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)4. Нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности:
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)4. Нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности:
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Обозначенное ранее реформирование бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора непосредственным образом влияет на нормативное правовое регулирование бюджетного учета. Происходит смена ориентиров, приоритетов в выборе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России. Так, до внедрения федеральных стандартов основными документами, регламентирующими учет в государственном секторе, были Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета как в соответствии с типом учреждений (для автономных <6>, бюджетных <7> и казенных <8> учреждений), так и для использования учреждениями вне зависимости от типа <9>. Для регулирования составления и представления отчетности использовались также Инструкция об исполнении бюджетов <10> и Инструкция по формированию бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений <11>. С внедрением стандартов данные Инструкции не утратили силу, но приоритетное положение по регулированию вопросов ведения учета и составления отчетности принадлежит первым. Происходящие изменения в бюджетной сфере способствуют пересмотру вопроса нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Обозначенное ранее реформирование бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора непосредственным образом влияет на нормативное правовое регулирование бюджетного учета. Происходит смена ориентиров, приоритетов в выборе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России. Так, до внедрения федеральных стандартов основными документами, регламентирующими учет в государственном секторе, были Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета как в соответствии с типом учреждений (для автономных <6>, бюджетных <7> и казенных <8> учреждений), так и для использования учреждениями вне зависимости от типа <9>. Для регулирования составления и представления отчетности использовались также Инструкция об исполнении бюджетов <10> и Инструкция по формированию бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений <11>. С внедрением стандартов данные Инструкции не утратили силу, но приоритетное положение по регулированию вопросов ведения учета и составления отчетности принадлежит первым. Происходящие изменения в бюджетной сфере способствуют пересмотру вопроса нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)<12> Булычев Д.В. Особенности формирования бюджетной отчетности в государственной интегрированной информационной системе "Электронный бюджет" / В сборнике: V Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление" (приуроченный к проведению в 2021 г. в Российской Федерации Года науки и технологий). Сборник дополнительных материалов. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 11 - 14.
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)<12> Булычев Д.В. Особенности формирования бюджетной отчетности в государственной интегрированной информационной системе "Электронный бюджет" / В сборнике: V Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление" (приуроченный к проведению в 2021 г. в Российской Федерации Года науки и технологий). Сборник дополнительных материалов. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 11 - 14.
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)С учетом возложенных на казенное учреждение задач и функций, характерных для этой категории юридических лиц, законодатель предусмотрел возможность (исходя из бюджетно-правового статуса) путем заключения соответствующего договора передать другому государственному учреждению полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. Договорной процесс в этом случае осуществляется по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)С учетом возложенных на казенное учреждение задач и функций, характерных для этой категории юридических лиц, законодатель предусмотрел возможность (исходя из бюджетно-правового статуса) путем заключения соответствующего договора передать другому государственному учреждению полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. Договорной процесс в этом случае осуществляется по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Шестой этап администрирования доходов является неотъемлемой частью реализации прозрачности и комплексности бюджетного учета поступающих денежных средств в качестве доходов бюджета. На этом же этапе как результат бюджетного учета осуществляется формирование соответствующей бюджетной отчетности нарастающим итогом, а также прогнозируются поступления доходной части бюджета в последующие периоды. Такая деятельность отрегулирована соответствующим нормативным актом Минфина России, которым предусмотрен весь логистический комплекс действия главных администраторов и администраторов доходов бюджета <21>.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Шестой этап администрирования доходов является неотъемлемой частью реализации прозрачности и комплексности бюджетного учета поступающих денежных средств в качестве доходов бюджета. На этом же этапе как результат бюджетного учета осуществляется формирование соответствующей бюджетной отчетности нарастающим итогом, а также прогнозируются поступления доходной части бюджета в последующие периоды. Такая деятельность отрегулирована соответствующим нормативным актом Минфина России, которым предусмотрен весь логистический комплекс действия главных администраторов и администраторов доходов бюджета <21>.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанный пункт 10.1 ст. 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" БК РФ (в ред. Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 71-ФЗ <99>) предусматривает, что казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанный пункт 10.1 ст. 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" БК РФ (в ред. Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 71-ФЗ <99>) предусматривает, что казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.